Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема: "Что такое предложение?"
Учитель начальных классов Кадочникова Наталья Александровна.
МАОУ Каскаринская СОШ
Цель урока: повторить признаки предложения, правила постановки знаков препинания в конце предложения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать предложения и группу слов, оформлять предложения на письме; аргументировано отвечать на вопросы и доказывать свое мнение.
Тип урока: урок построения системы знаний УМК «Школа России».
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, электронное приложение к учебнику «Русский язык»
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
- Начнём наш урок со слов:
-«Грамоте учиться - всегда пригодиться»
- Посмотрели друг на друга, улыбнулись.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии
Разминка для пальцев: Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем и опять писать начнем. (самостоятельно)
1) Чистописание: письмо учащимися строки буквы К к, подчёркивание самых лучших букв.
2) Звуко - буквенный разбор слова «Осень» (у доски).
3) Фиксация затруднения
-Я написала на доске тему урока, но слова поменялись местами.
3. Выявление места и причины затруднения
- Давайте выйдем к доске, поставим слова и узнаем тему нашего урока. (Дети собирают тему «Что такое предложение?»)
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Что такое предложение?
- Чем в устной речи одно предложение отделяется от другого?
- Как мы на письме обозначаем начало предложения?
- Что мы ставим в конце предложения? (ответы детей)
- Какие цели поставим на уроке, чему должны научиться? (Уточнить представления о том, что такое предложение.
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела «Предложение». Давайте прочитаем, чему мы должны научиться в этом разделе.
Будем учиться:
- определять главные и второстепенные члены предложения;
- находить подлежащие и сказуемое (основу предложения);
- различать нераспространенные и распространенные предложения;
- устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
5. Реализация построенного проекта
- словарная работа
- Откройте словарики, запишите слово «Родина», поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
- объясните значение слова (ответы детей)
- работа по учебнику – стр. 24 упр.20 (можно ли сказать, что это предложение? (ответы детей); списать предложение, объяснить как понимаете смысл предложения).
6.Кто знает какие знаки препинания ставятся в конце предложения?
(Ответы ребят)
Послушайте стихотворение:
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы
Кто ? Кого ? Откуда ? Как ?
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит
Ура! Долой! Привет! Домой!
- О чём это стихотворение?
- Какие знаки препинания использовал автор в качестве героев своего стихотворения? Слайд 8
- Знаете ли вы, когда в конце предложения ставится: . ! ?
- Если в предложении о чём-либо сообщается, то в конце предложения ставится точка, например:
Уроки сделаны .
- Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак, например:
Уроки сделаны !
- Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак, например:
Уроки сделаны?
- Давайте вместе ещё раз проговорим эти предложения с разной интонацией.
- Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? - Чем они отличаются друг от друга?
- Какое важное правило нужно помнить при составлении предложения?
(Ответ детей)
- Прочитай предложение,
поставь в конце предложения нужный знак препинания.( . ! ? )
Что ты, ёж, такой колючий
Это я на всякий случай
Знаешь, кто мои соседи
Лисы, волки да медведи
3. Составь из слов предложение:
Листьями, играет, с, деревьев, осенний, ветерок, весело.
- Закончили! Поменяйтесь работами с соседом. Оценим друг друга. Слайды 10-12
(Взаимопроверка на экране)
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
На парте лежат карточки с напечатанным текстом, (карточка даётся каждому ученику, дети отмечают одно из предложений и объясняют свой выбор)
листы с напечатанным текстом, заверши неоконченные предложения:
Предложение — это слово или несколько слов, которые …
В устной речи одно предложение отделяется от другого …
На письме начало предложения обозначается …
В конце предложения ставится …
Всё понятно, хорошо усвоил (а) на уроке новую тему …
Немного сомневаюсь …
Ничего не понял(а) …
Дети заполняют текст…….
Домашнее задание: учебник – стр. 25 упр. 23