III.Актуализация знаний 1.Работа над правилом Изучение нового материала 1.Работа с учебником Первичное закрепление | Ф ф ф ил ил ил фильм фильмы фильмом ин ин ин ны ны ны интересный интересное интересным интересных Прочитайте слова в первой строке. Какой частью отличаются эти слова? Какая часть у них одинакова? Прочитайте слова во второй строке. Сравните эти слова. -Посмотрите на доску. Прочитайте и сравните их. -Чем отличаются эти слова? -Как вы поняли, что это разные части речи? -Перепишите эти слова и отметьте морфемные признаки. Поставим вопрос, рядом с глаголом, который оканчивается на ть. Читаем правило на странице 76 Вопросы: -Что общего заметили в глаголах, где показана начальная форма? Запишите эти слова и выделите суффикс. Вернемся к слову где мы поставили вопрос. И как же мы обозначим –ть-? И какой вывод сделаем? -Закрепим. Прочитайте следующее правило. -При помощи каких суффиксов образуется при помощи суффиксов? -На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида? -Посмотрите на записанные глаголы можно ли у них определить у них время и число? -Предположите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число -Верно, начальная форма и неопределенная форма это одно и тоже понятие. Слайд 2 Начальная форма глаголов: не изменяется; отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать? образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь. | - Эти слова отличаются окончаниями: “ фильм, фильмы, фильмом”. У них одинаковая основа. Это формы слова “фильм”. У них одинаковое значение -“интересный, интересное, интересным, интересных”. У них одинаковая основа. Это формы слова “интересный”. Эти слова отличаются окончаниями -“интерес, интересный, интересовать”. У этих слов одинаковый корень “– интерес–.” Они близки по смыслу. Это однокоренные слова. -это разные части речи, существительное, прилагательное и глагол. -по вопросу, по значению, по морфемным признакам. -эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь. -Это суффикс -Что глаголы имеют суффиксы ть, ти, чь в начальной форме. -ть, ти, чь. -Что делать? Что сделать? -Нет -неопределенная форма -нет - Эти глаголы не изменяются по временам. - нельзя. Потому что нельзя сказать: Я увидеть, узнать, читать, спутать Ты увидеть, узнать, читать, спутать Он увидеть, узнать, читать, спутать - Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”. - Нельзя определить число у этих глаголов. | Познавательные: - проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать информацию; Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; Коммуникативные: -участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; -оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: - владеть приёмами отбора и систематизации материала; - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. Коммуникативные: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -умение оформлять свои мысли Познавательные: - владеть приёмами отбора и систематизации материала; - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
Первичное закрепление | Выпишите глаголы в начальной форме в 2 столбика: в 1 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что делать?”, а во 2 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что сделать?” Выделите суффиксы Прочитайте глаголы 1 столбика. Что общего? Прочитайте глаголы 2 столбика. Что общего? Прочитайте рубрику “Это важно знать” стр.77 учебника. Почему суффиксы “–ть”, “–ти”, “– чь” в основу слова не включаются? Выделите основы в этих словах. -Под диктовку записываем текст. У доски работает один ученик, другие в тетради. Найдите начальную или неопределенную форму, выделите суффикс и основу. | ходить | пойти | учить | проехать | плакать | обойти | давать | зажечь | доказывать | съесть | спать | прожить | | упасть | терпеть | Понять Лечь | - Это глаголы несовершенного вида они отвечают на вопрос: “что делать?”. - Это глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?”. -(дети читают). - Они не образуют новые слова. Они образуют начальную форму. | Коммуникативные: -умение слушать и понимать других; -умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; -умение оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: - владеть приёмами отбора и систематизации материала; - анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать. |
| стр.77. упр.№3. (Взаимная проверка в парах). Напечатано на карточках. ученики дописывают начальную форму глагола. | Что делают? Что делаешь? Что делал? Что делать? Что сделают? Что сделаем? Что сделал? Что сделать? Играют, играешь, играл - играть Сидят, сидим, сидел - сидеть Скажут, скажем, сказал, - сказать Начинаем, начинают, начинал - начинать Несу, несешь, несла - нести Нарисую, нарисуют, нарисовал – нарисовать. | Регулятивные: - нацеливание на успешную работу; - выполнять задание в соответствии с поставленной целью. |