СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык  ФГОС  Методические разработки  Урок  Учитель начальных классов  Школьное образование  УМК «Начальная школа 21 века»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме: "Глагол как часть речи"»

Конспект урока по русскому языку.

Предмет: Русский язык

Класс: 4 класс

Школа:

УМК: «Начальная школа XXI века»

Учитель: Трубинова Л.И.

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Начальная форма глагола.

Цель: формировать представление о глаголе в неопределенной форме;

Задачи:

- Познакомиться с новым понятием “Начальная форма глагола”, закрепить знания о глаголе как части речи;

- Развивать мыслительные операции, сравнения, классификации;

-Воспитывать интерес к изучению русского языка путем использования на уроке занимательного материала, показ лексического богатства русского языка;

Оборудование: конспект, презентация, учебник Русского языка Иванов С.В Евдокимова Ф.О 1 часть 4 класс, «УМК Начальная школа XXI века.».


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I.Организационный

момент

II. Каллиграфическая

минутка


-Здравствуйте, ребята, садитесь. -Девиз нашего урока: «Учись, смекай, активным будь! И к знаниям ты откроешь путь!»

Слайд 1

-Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.





-пишут в тетради

Коммуникативные:


- слушать и понимать речь других;


Личностные:


-выражать положительное отношение к процессу познания: -проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

III.Актуализация знаний

1.Работа над правилом





























Изучение нового материала



1.Работа с учебником



















































Первичное закрепление

Ф ф ф ил ил ил фильм фильмы фильмом

ин ин ин ны ны ны интересный интересное интересным интересных

 Прочитайте слова в первой строке. Какой частью отличаются эти слова? Какая часть у них одинакова?

 Прочитайте слова во второй строке. Сравните эти слова.





-Посмотрите на доску. Прочитайте и сравните их.



-Чем отличаются эти слова?





-Как вы поняли, что это разные части речи?

-Перепишите эти слова и отметьте морфемные признаки. Поставим вопрос, рядом с глаголом, который оканчивается на ть.



Читаем правило на странице 76

Вопросы:

-Что общего заметили в глаголах, где показана начальная форма? Запишите эти слова и выделите суффикс.

Вернемся к слову где мы поставили вопрос. И как же мы обозначим –ть-?

И какой вывод сделаем?



-Закрепим. Прочитайте следующее правило.

-При помощи каких суффиксов образуется при помощи суффиксов?

-На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?

-Посмотрите на записанные глаголы можно ли у них определить у них время и число?

-Предположите, как можно назвать форму глаголов, у которых нельзя определить время и число

-Верно, начальная форма и неопределенная форма это одно и тоже понятие.

Слайд 2

Начальная форма глаголов:

  • не изменяется;

  • отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?

  • образуется при помощи суффиксов -ть, –ти, -чь.






- Эти слова отличаются окончаниями: “ фильм, фильмы, фильмом”. У них одинаковая основа. Это формы слова “фильм”. У них одинаковое значение

-“интересный, интересное, интересным, интересных”. У них одинаковая основа. Это формы слова “интересный”. Эти слова отличаются окончаниями





-“интерес, интересный, интересовать”. У этих слов одинаковый корень “– интерес–.” Они близки по смыслу. Это однокоренные слова.

-это разные части речи, существительное, прилагательное и глагол.


-по вопросу, по значению, по морфемным признакам.











-эти глаголы оканчиваются на ть, ти, чь.



-Это суффикс

-Что глаголы имеют суффиксы ть, ти, чь в начальной форме.





-ть, ти, чь.



-Что делать? Что сделать?



-Нет



-неопределенная форма























-нет



- Эти глаголы не изменяются по временам.

- нельзя. Потому что нельзя сказать:

Я увидеть, узнать, читать, спутать 
Ты увидеть, узнать, читать, спутать 
Он увидеть, узнать, читать, спутать

- Эти глаголы отвечают на вопросы: “что делать?” “что сделать?” и оканчиваются на“– ть”.

- Нельзя определить число у этих глаголов.

Познавательные:

- проводить сравнение и классификацию слов;


- устанавливать причинно-следственные связи;


- делать обобщение; искать информацию;


Регулятивные:


- определять и формулировать цель деятельности на уроке;


- формулировать учебные задачи;


- учить планировать свою деятельность на уроке;








Коммуникативные:



-участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;



-оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.





Познавательные:



- владеть приёмами отбора и систематизации материала;



- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.













Коммуникативные:


-умение слушать и понимать других;


-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;



-умение оформлять свои мысли





Познавательные:


- владеть приёмами отбора и систематизации материала;




- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Первичное закрепление
















Выпишите глаголы в начальной форме в 2 столбика: в 1 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что делать?”, а во 2 столбик - глаголы, отвечающие на вопрос: “что сделать?”



Выделите суффиксы







 Прочитайте глаголы 1 столбика. Что общего?

Прочитайте глаголы 2 столбика. Что общего?



Прочитайте рубрику “Это важно знать” стр.77 учебника.

 Почему суффиксы “–ть”, “–ти”, “– чь” в основу слова не включаются?

 Выделите основы в этих словах.

-Под диктовку записываем текст. У доски работает один ученик, другие в тетради. Найдите начальную или неопределенную форму, выделите суффикс и основу.

ходить

пойти

учить

проехать

плакать

обойти

давать

зажечь

доказывать

съесть

спать

прожить


упасть

терпеть

Понять


Лечь



- Это глаголы несовершенного вида они отвечают на вопрос: “что делать?”.

- Это глаголы совершенного вида, они отвечают на вопрос: “что сделать?”.




-(дети читают).



- Они не образуют новые слова. Они образуют начальную форму.

Коммуникативные:


-умение слушать и понимать других;


-умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;



-умение оформлять свои мысли в устной форме.


Познавательные:



- владеть приёмами отбора и систематизации материала;



- анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.



стр.77. упр.№3.

(Взаимная проверка в парах). Напечатано на карточках. ученики дописывают начальную форму глагола.


Что делают? Что делаешь? Что делал? Что делать?
Что сделают? Что сделаем? Что сделал? Что сделать?
Играют, играешь, играл - играть
Сидят, сидим, сидел - сидеть
Скажут, скажем, сказал, - сказать 
Начинаем, начинают, начинал - начинать
Несу, несешь, несла - нести
Нарисую, нарисуют, нарисовал – нарисовать.

Регулятивные:


- нацеливание на успешную работу;


- выполнять задание в соответствии с поставленной целью.

VII.Итог урока

Что нового узнали о глаголе?

 Как изменяются глаголы в начальной форме?

 Как образуется начальная форма глагола?





Домашнее задание стр.77 упр 4

- У глагола есть начальная форма.


- Они не изменяются.


- Начальная форма глаголов образуется при помощи суффиксов “-ть”, “–ти”, “-чь”. И эти суффиксы в основу слова не включаются.

Личностные:

-формировать эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, интерес к его изучению, желание умело им пользоваться и в целом ответственное отношение к своей речи.

Регулятивные:

-развивать умения рефлексии.