-Сегодня мы будет продолжать исследовать части речи, а чтобы узнать какую часть речи и тем самым определить тему урока, я предлагаю выполнить задание: У каждого на парте лежит карточка. На ней вы можете заметить набор букв, ваша задача зачеркнуть буквы А и Ё, и у вас получится слово. Аимяасуёщесатвиётеальноеё -Можете приступать -Какое слово получилось? (имя существительное) -Да, верно! Сегодня мы будем продолжать работать с данной части речи, а что именно будем делать при работе с именем существительным, узнаете, выполнив задание №2, на этой же карточке, в нем вам необходимо переместить слоги так, чтобы получилось слово. депажи -Кто справился? Какое слово получилось? (падежи) -У нас получилось 2 слова: имя существительное и падежи, как вы думаете, что мы можем сделать с именем существительным,используя падежи? Можем ли мы их изменить? -Да, а именно сегодня мы будем говорить об изменении имен существительное как ? (по падежам) *тема появляется на доске* -И темой нашего урока будет….прочитай, пожалуйста. -Вы уже знаете, что такое падежи? А можете ли вы их определять у имен существительных? (да) -А значит, это для вас не новый материал? -Значит, что мы можем сделать с этим материалом? Повторить можем? Закрепить можем? А обобщить? -Тогда как вы думаете, какая у нас будет цель на уроке? -Повторить и закрепить знания об изменении имен существительных по падежам. -И для того чтобы повторить знания по данной теме, я предлагаю вам выполнить задание. -Обратите внимание на доску, нам ней вы можете увидеть таблицу падежей. -Посмотрите, все ли в ней правильно? -Да, верно! Есть ошибки. -Кто желает выйти к доске и исправить ошибки? А все остальные внимательно смотрят и проверяют, верно ли …. исправляет. -Все ли верно переместила…..? Если есть ошибки - поправить *таблица как в учебнике* -Кто может по данной таблице рассказать о падежах? -Давайте я начну. Имя существительное, стоящее в именительном падеже имеет вспомогательное слово – есть и отвечает на вопросы – кто? что? -…продолжи, пожалуйста, про родительный падеж. однотипная работа по падежам -Отлично! У кого-нибудь есть вопросы по данной таблице? -Ребята, кто может сказать, какой падеж называем прямым, а какие падежи называем косвенными? Если возникнут трудности - Прямой падеж, это начальная форма имени существительного. -Какой падеж имеет начальную форму имени существительного? (именительный) - Именительный падеж имеет начальную форму имени существительного, какую роль она играет в предложении? Главный или второстепенный член предложения? -Да, а значит, к косвенным падежам, относятся какие падежи? -…, скажи, пожалуйста. -Все остальные падежи являются косвенными. - И мы с вами плавно переходим к другой таблице, ее вы можете увидеть на слайде. *таблица из учебника* - Что мы на ней видим? (……._) -Как можно заметить, в ней имеются пропуски в последней колонке, а именно роль в предложении. -Раз мы сказали, что имя существительное, стоящие в именительном падеже, являются главным членом предложением, а именно каким? (подлежащим) -Да, оно является подлежащим. -Раз мы сказали, что они косвенные, значит, роль в предложении они, какую имеют? Главные или второстепенные члены предложения? (второстепенные) -А все ли падежи играют роль второстепенных членов предложения? -Отлично! -Заполнили мы таблицу, теперь давайте ее просмотрим еще раз и повторим, какие предлоги относятся к определенным падежам и какую роль в предложении они играют. -Давайте я начну, а вы внимательно слушайте, если будет ошибка, поправляйте, я могу спросить вас в любой момент. -Имя существительное, стоящее в именительном падеже, не имеет предлогов, отвечает на вопросы – кто? что? и в предложении является подлежащим. -…, продолжи. А все остальные внимательно слушают. Однотипная работа -Значит ребята, повторив данные таблицы, какой вывод мы можем сделать? Сколько падежей в русском языке? Отвечаем полно. Все согласны? Какой падеж относится к прямому, а какие падежи к косвенным? Все согласны? Какую роль в предложении играет имя существительное, стоящее в ИМ. падеже? -А в косвенных падежах? Второстепенную… -Отлично, мы с вами повторили то, что нам необходимо будет при выполнении заданий. -Ребята, как называется изменение по падежам?( склонение) -Ребята, давайте подумаем и вспомним, на что мы будем, в первую очередь, обращать внимание, когда будем определять падеж у имени существительного в словосочетаниях, в предложениях и в текстах? (на вопрос) -А как отличить И.п от В.п, если у неодушевлённых существительных один и тот же вопрос –что? (роль в предложении) Значит, мы будем на это обращать внимание? (да) - Что изменяется в слове, когда мы изменяем его по падежам?( окончание) -И сейчас, я предлагаю вам просклонять слова и обращать внимание на то, как изменяются окончания. -Чтобы узнать с каким первым словом мы будем работа, отгадайте загадку: Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. -Какое слово? (машина) -Слово машина у нас будет в каком падеже? ( в именительном) -Какое окончание? (а) -Молодцы! -Какое слово у нас будет в р.п -Что нам нужно сделать? (задать вопрос и применить вспомогательное слово) -Давайте зададим вопрос и определим слово. (Нет ,чего? Машины) -Какое окончание? (ы) -Молодцы! Продолжим *однотипная работа* И.п Машина Рп.Машины Д.пМашине В.пМашину Т.пМашиной П.п О машине -Мы с вами просклоняли данное слово, сейчас, ваша задача, в парах просклонять слово, правильно определить окончание у слова, при этом используя таблицу падежей. -Чтобы узнать какое слово - разгадайте ребус -Какой ответ у нас получается? (книга) -Можете приступать, кто будет готов руку на локоток, глазки на меня. И.п Книга Рп. Книги Д.п Книге В.п Книгу Т.п Книгой П.п О книге -…, выйди, пожалуйста, к доске и подставь правильные окончания, все остальные внимательно смотрят, и проверяют, верно ли они расставлены. -Ребята, вы согласны? *если есть ошибки, поправлять* -Отлично! Мы справили еще с одним заданием -Какой мы можем сделать вывод? - Что мы повторили? (падежи и как изменяются слова по падежам) - Что изменяется при изменении слова по падежам?( Окончание.), -Да, падежные формы образуются при помощи окончаний - А сейчас мы повторим, как определить падеж существительного в словосочетании и предложении.. -Ребята, давайте еще раз скажем, что нам необходимо знать при определении падежа у имени существительного (падежи, падежные вопросы, роль в предложении, окончания имен существительных которые присущи к каждому падежу). -Когда мы будем это знать, мы сможем определить падеж у имен существительных -Но, чтобы определить падеж у имени существительного, нам необходимо вспомнить алгоритм определения падежей. Он есть у меня на слайде, но в неправильном виде, давайте, его восстановим. -Как вы думаете, что нам нужно сделать сначала? *составление в правильном порядке* Алгоритм: Выделить грамматическую основу; Найти слово, от которого зависит существительное (главное слово) Поставить от этого слова вопрос к определяемому существительному. По падежному слову и предлогу определить падеж -Данный алгоритм, вы можете рассмотреть еще раз на ваших партах. -Есть у кого-нибудь вопросы по алгоритму? -Молодцы! Мы только с вами повторили важные пункты, которые мы можем использовать при определении падежей. У нас есть все подсказки, которыми мы можем воспользоваться, и теперь, мы может приступить к самому главному заданию: определять падежи имен существительных в словосочетаниях, в предложениях. |