Тема: Как переносить слова с одной строки на другую? Класс: 2 Предмет: русский язык | Тип: открытие нового знания Программа: школа России |
Цель урока: создать условия для открытия правила и использования умения переносить слова с одной строки на другую |
Задачи: - сформировать умение переносить слова с одной строки на другую; - развивать умение делить слова на слоги; - развивать умение оценивать свои достижения по изучаемой теме. |
Планируемые результаты |
Предметные: | Метапредметные: представлять правила в виде схем, рисунков, условных обозначений выражать свои мысли в соответствии с задачами урока анализировать собственную работу и проводить самоанализ и самооценку применять изученные правила на практике планировать решение учебной задачи | Личностные: осознавать достижения и корректировать недостатки в учебной деятельности развивать мотивацию учебной деятельности и формировать личностный смысл учения проявлять самостоятельность в выборе деятельности и понимать смысл действий самооценки воспитывать чувство ответственности и долга перед Родиной |
Ресурсы урока: Канакина В.П., Горецкий В.Г. учебник «Русский язык», 2 класс, часть 1; рабочая тетрадь «Русский язык», 2 класс, часть 1; рабочая программа; электронное приложение к учебнику. |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД |
Мотивация познавательной деятельности |
Предлагает проверить готовность к уроку. Открыть тетради, записать число, классная работа. Предлагает посмотреть на образец выполненной работы (на доске отсканированный образец) [1]. Просит прочитать, определить жанр, объяснить смысл пословицы на выбор. Предлагает учащимся оценить работу, выдвинуть свои способы исправления недочётов. Спрашивает, чему хотят научиться, чтобы не допускать таких ошибок. | Читают, определяют жанр, объясняют смысл пословицы. Анализируют образец работы, делают вывод, выдвигают свои предложения по исправлению недочётов. Высказывают свою точку зрения. |
проблему, анализируют причины её существования |
Актуализации необходимых знаний |
Спрашивает, какие правила переноса уже знакомы, как знак переноса записывается в тетради. Создаёт проблемную ситуацию: предлагает отгадать загадки, записать отгадки в 1 столбик, разделяя слово на слоги. А во 2 столбик записать эти слова, разделяя их для переноса. Если дети испытывают затруднение переноса, предлагает это слово пока не записывать. Маленький мальчишка в сереньком пальтишке По дворам шныряет, крохи подбирает.(Во-ро-бей) Русская красавица стоит на поляне, В зеленой кофточке, в белом сарафане.(Бе-ре-за) Никто не пугает, а вся дрожит.(Оси-на?) Льется речка - мы лежим. Лед на речке - мы бежим.(Коньки ?) Если б не было его, не сказал бы ничего.(Язык?) Самая большая страна на земле, В которой есть Кремль, стоящий в Москве.(Рос-сия?) Изучает его каждый ребенок, Познает его просто с пеленок. Ведь общаться нам надо всегда, В Росси нет главней этого языка.( рус-ский?) | Записывают слова, вспоминают правописание словарных слов. Выполняют задание, опираясь на личный опыт. |
|
| | учебную задачу |
Организация познавательной деятельности |
-прочитать слова первой строчки, разделить на слоги, -прочитать слова второй строчки, посмотреть, как они разделены для переноса, сделать вывод, -сформулировать правило переноса данной группы слов, -изобразить правило схематически на альбомном листе (индивидуально), используя знаки, условные обозначения, - выбрать в группе лучшую схему, -подумать, кто будет представлять результаты работы группы у доски. * Формы моделирования: схема, график, рисунок и т. д. 1 группа - правило переноса по слогам, правило одной буквы ( пень, осень, ёж, края, верба, стаканы). 2 группа- правило переноса слов с ь и ъ в середине слова: (пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд) 3 группа- правило переноса слов с Й в середине слова: ( зайка, лейка, чайка, змейка, чайник) 4 группа- правило переноса с двойными согласными: ( аллея, суббота, тонна, Алла). По окончании работы советует походить и посмотреть результаты других групп. Помогает составить алгоритм выступления представителя группы. [4] Организует выступления учащихся, советует составленные схемы крепить к доске. | Работают в группах: делят слова на слоги, анализируют, формулируют правило, выбирают способ представления правила.
Формулируют правило, опираясь на схему, приводят примеры. Записывают по 1 примеру на правило в тетрадь. Читают и анализируют правила в учебнике, соотносят со своими выводами. |
взаимодействуют со всеми членами группы, исходя из требований учебной задачи, отстаивают свою точку зрения, обсуждают предложенные идеи
|
Закрепление и включение в систему знаний |
выполнить самостоятельно в рабочих тетрадях упр.65 на с. 31 в рабочих тетрадях. | Включают новые знания в систему знаний, записывают пропущенные слова, объясняют правила переноса. Определяют форму работы. Выполняют задание с помощью учебника, выполняют взаимопроверку. Работают на интерактивной доске, повторяют правила переноса. Выполняют задание самостоятельно с самопроверкой (по образцу) и самооценкой с помощью приема "светофор". Читают, при необходимости задают уточняющие вопросы. | причины затруднений, анализируют допущенные ошибки и причины их возникновения |
Рефлексия учебной деятельности |
| Обсуждают учебный материал урока, оценивают его практическую значимость. Анализируют лист самооценки, проведя сравнительный анализ результатов. Планируют дальнейшую деятельность. |
|
1. Приложение (Мотивация познавательной деятельности)
2. Приложение (Лист самоанализа и самооценки)
| В начале урока | В конце урока |
Я умею переносить слова по слогам | | |
Я знаю, какие слова не переносятся | | |
Я умею переносить слова с Ь и Ъ в середине слова | | |
Я умею переносить слова с буквой Й в середине слова | | |
Я умею переносить слова с удвоенной согласной | | |
3. Приложение ( Раздаточный материал)
Карточки для групп
1 группа
Перенос слов, правило одной буквы.
-прочитайте слова первой строчки, раздели на слоги
-прочитайте слова второй строчки, посмотри, как они разделены для переноса
-сформулируйте правило переноса данной группы слов
-изобразите правило схематически на альбомном листе, используя знаки, условные обозначения
-подумайте, кто будет представлять результаты вашей работы у доски
Пень, осень, ёж, края, верба, стаканы.
Пень, осень, ёж, края, вер-ба, ста-ка-ны.
2 группа
Правило переноса слов с ь и ъ в середине слова.
-прочитайте слова первой строчки, раздели на слоги
-прочитайте слова второй строчки, посмотри, как они разделены для переноса
-сформулируйте правило переноса данной группы слов
-изобразите правило схематически на альбомном листе, используя знаки, условные обозначения
-подумайте, кто будет представлять результаты вашей работы у доски
Пеньки, подъезд, коньки, деньки, отъезд.
Пень-ки, подъ-езд, конь-ки, день-ки, отъ-езд.
3 группа
Правило переноса слов с Й в середине слова.
-прочитайте слова первой строчки, раздели на слоги
-прочитайте слова второй строчки, посмотри, как они разделены для переноса
-сформулируйте правило переноса данной группы слов
-изобразите правило схематически на альбомном листе, используя знаки, условные обозначения
-подумайте, кто будет представлять результаты вашей работы у доски
Зайка, лейка, чайка, змейка, чайник.
Зай-ка, лей-ка, чай-ка, змей-ка, чай-ник.
4 группа
Правило переноса с двойными согласными.
-прочитайте слова первой строчки, раздели на слоги;
-прочитайте слова второй строчки, посмотри, как они разделены для переноса;
-сформулируйте правило переноса данной группы слов,
-изобразите правило схематически на альбомном листе, используя знаки, условные обозначения;
-подумайте, кто будет представлять результаты вашей работы у доски.
Аллея, суббота, тонна, Алла.
Ал-лея, суб-бота, тон-на, Ал-ла.
4. Приложение (Алгоритм выступления представителя группы)
1. Проблема.
2.Схема.
3.Правило.
4.Пример.
5. Приложение (Образец для самопроверки упр.65 на с.31)
Зме/я, те/традь, пе/тух, чай/ник, шиш/ка, мо/роз, я/го/да, у/чи/тель, о/сень, яб/ло/ко, ве/тер, за/яц, за/вод, по/су/да, про/щай, жизнь.
Те-традь, пе-тух, чай-ник, шиш-ка, мороз, яб-ло-ко, ве-тер, за-яц, за-вод,, по-су-да, про-щай.
Формы и методы диагностики
предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке
Фронтальный устный опрос.
Работа с текстом, решение ситуационной задачи.
Планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей.
Преобразование информации: представление правила в виде схемы, рисунка, чертежа.
Фронтальная работа с заданием на электронной доске.
Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой.
Самоанализ.
Наблюдение за взаимодействием учащихся во время работы в группах.
Методические пояснения к уроку в соответствии с критериями оценивания работы
Урок соответствует тематическому планированию и относится к разделу «Слова, слова, слова» курса «Русский язык». По теме « Как переносить слова с одной строки на другую?» два урока в разделе. Данный урок является первым.
Структура и методы урока направлены на реализацию системно-деятельного подхода. На этапе мотивации познавательной деятельности учитель предлагает проанализировать образец и выдвинуть предположения по исправлению ошибок. Дети определяют, зачем им нужен урок. В образце даны пословицы на патриотическую тему, что способствует воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной. На этапе актуализации знаний учитель создаёт проблемную ситуацию, помогает зафиксировать затруднения и определить их причины. Этап организации познавательной деятельности осуществляется через организацию самостоятельной поисковой деятельности учащихся в групповой форме. Дети делаю вывод, формулируют и моделируют правило. На этапе закрепления и включения в систему знаний предлагаются задания с взаимопроверкой и самопроверкой, по желанию работа в парах или индивидуально. С целью оценки умения правильно переносить слова была проведена самостоятельная работа в тетради на печатной основе. На этапе рефлексии учебной деятельности учащиеся осуществляют самоконтроль, осмысляют личностные результаты урока.
Содержание урока направлено на формирование умения планировать, использовать знаковые символы, освоение действия сравнения, анализа, формирование умения оценивать учебные действия.
Используются современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы с учащимися в процессе урочной деятельности: развития познавательного интереса, проблемного обучения, технология деятельного подхода, технология взаимного обучения, технология критического мышления, обучение в сотрудничестве.
В структуру включены методы и приемы, стимулирующих познавательную мотивацию учащихся: проблемно-поисковый метод, анализ, сравнение, обобщение, выдвижение версий, применяя собственный опыт.
На уроке используются современные методы оценки, позволяющих измерять метапредметные результаты, формировать самооценку у учащихся: приём «светофор», лист индивидуальных достижений по теме урока.