Оргмомент | – Здравствуйте, ребята! – Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года на дворе. – Какое настроение вызывает картина зимнего леса? – Как вы думаете, на фотографии запечатлена оттепель или морозный день? – А какая сегодня погода? – Вы замерзли, пока шли в школу? – Предлагаю выполнить мозговую гимнастику. | Отвечают, что на дворе зима. Рассматривают на слайде фотографию зимнего леса. Высказывают свои мнения. - Морозный день. Высказывают свои мнения. | Произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Умение умения работать с иллюстрацией, фотографией. Умение высказывать свое предположение на основе с иллюстративным материалом. |
Постановка темы, цели урока | – Ученик 3 класса Иванов Петя выполнил домашнее задание по русскому языку и просит вас проверить. Вы готовы? – Прочитайте «про себя». Теперь прочитай выразительно. На большом листе бумаги письменными буквами написан стихотворный текст: «Мороз и сонце; день чудестный! Ещё ты дремлешь, друг прелесный, - Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) – Прочитайте ещё раз, исследуйте текст. Что интересного вы заметили? – Так какая тема нашего урока? Какова цель урока? | Дети читают «про себя». Ученица читает текст выразительно. Учащиеся исследуют текст, замечают, что Петя допустил ошибки на тему «Непроизносимая согласная». Один ученик по желанию выходит к доске и исправляет ошибки, объясняя орфограммы: «Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный, - Пора, красавица, проснись… (А. С. Пушкин) Учащиеся делают вывод: Петя Иванов не знает правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. Учащиеся высказывают предположения | Умение работать с языковым материалом. Умение выразительно читать текст. Умение видеть ошибкоопасные места; обозначать орфограмму «Непроизносимая согласная» Умение находить и исправлять орфографические ошибки на правило ««Непроизносимая согласная» Умение анализировать, сравнивать, делать вывод. Определение темы, цели деятельности с помощью учителя Умение сравнивать с образцом. |
Актуализация опорных знаний | – Для того, чтобы не допускать ошибок, давайте повторим правило о правописании непроизносимых согласных в корне слова. – Прочитайте правило «про себя». – Расскажите правило друг другу в парах. – Кто хочет рассказать правило классу? | Учащиеся открывают учебник. Находят правило и читают. Учащиеся рассказывают правило в парах. Один-два ученика рассказывают правило своими словами. | Умение ориентироваться в учебной книге, осуществлять поиск нужной информации. Умение читать и понимать прочитанное. Умение работать в паре, формирование коммуникативных компетенций. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, пересказывать аудитории. |
Тренинговая самостоятельная работа. Проверка тренинговой самостоятельной работы. Дифференцированная индивидуальная работа Физкультминутка «У оленя дом большой» Проверка дифференцированной индивидуальной работы Работа в парах Проверка Гимнастика для глаз и рук Работа в группах Проверка Итог самостоятельной работы | –А теперь закрепим способы проверки слов с непроизносимыми согласными в корне слова, выполняя самостоятельную работу индивидуально, в парах и группах. – Возьмите карточки, подпишите фамилию, имя. – Выполняя данную самостоятельную работу, можно набрать 11 баллов. Рассчитайте свои возможности, запишите, какое количество баллов вы хотели бы заработать, выполняя задания. Запишите в прямоугольник. – В кругу обозначьте свое настроение в начале выполнения самостоятельной работы. – Вы готовы выполнить 1 упражнение? Тогда приступим. Первое упражнение содержит 3 задания по выбору. Прочитайте все задания. Выберите и выполните одно.– Ребята, вы успешно выполнили 1 – е упражнение, немного отдохнем. Представьте, что в зимнем лесу вы встретили оленя. – Проверим выполнение 1 упражнения. – Оцените свою работу. Укажите количество баллов. Нарисуйте настроение после выполнения 1-го упражнения.– Найдите 2-е упражнение. Что означает знак «парный велосипед»? – Какое задание нужно выполнить? – У кого возникли вопросы? – Проверим выполнение 2 упражнения. – Поменяйтесь работами в парах. Проверьте и оцените работу своего товарища. Укажите количество баллов. – Верните работу соседу по парте. Каждый нарисуйте свое настроение после выполнения 2-го упражнения. – Какой вывод можно сделать после выполнения 2 упражнения? – Ребята, вы успешно выполнили 2-е упражнение, немного отдохнем. – Ребята, вы хорошо выполнили задание в паре. Давайте, выполним упражнение в группе. – Найдите 3-е упражнение. Прочитайте, обсудите задание. Выполните самостоятельно в группе. – Проверим выполнение 3 упражнения. – Оцените свою работу. Укажите количество баллов. Нарисуйте настроение после выполнения 3-го упражнения. – Прочитайте пословицу. – Как вы понимаете смысл этой пословицы?– Самостоятельная работа завершена. Посчитайте итоговое количество баллов за выполнение 3-х упражнений. | Учащиеся слушают порядок выполнения тренинговой самостоятельной работы. Ученик подписывают свои работы. Учащиеся отмечают в прямоугольнике планируемое число баллов за выполнение работы. Учащиеся рисуют веселое, или нейтральное, или грустное настроение (смайлик). Каждый учащийся выполняет одно задание по выбору: 1 – е задание. Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы; 2– е задание. Подобрать проверочные слова, вставить пропущенные буквы, найти «лишнее» слово; 3– е задание Выписать из орфографического словарика (в конце учебника) 3 слова с непроизносимой согласной в корне слова. Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 1 упражнения. Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в паре (рукопожатия). Обучающиеся отвечают, что этот знак указывает на работу в паре. Дети рассказывают правила дружной работы. Учащийся читает или рассказывает инструкцию. Учащиеся выполняют 2 – е упражнение, обсуждая задание в паре. Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают работу своего товарища. Затем каждый обозначают свое настроение после выполнения 2 упражнения Учащиеся в результате наблюдения, микроисследования слов и их моделей делают вывод: количество звуков меньше, чем букв, так как один звук мы не произносим . Это орфограмма «Непроизносимая согласная» Ученики выполняют движения, помогающие дружной работе в группе (рукопожатия). Учащиеся напоминают о правилах работы в группе. Обучающиеся читают инструкцию, обсуждают, расшифровывают слова, записанные в транскрипции, записывают эти слова. Работают над смысловым значением пословицы. Обучающиеся самостоятельно проверяют, оценивают свою работу, обозначают настроение после выполнения 3 упражнения. Один ученик читает выразительно: «Сердце матери лучше солнца греет». Учащиеся высказывают свое мнение. (Даже в морозный зимний день любовь мамы согревает человека) Обучающиеся подсчитывают итоговое количество набранных баллов. Рисуют настроение. | Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Умение ориентироваться в дидактическом материале. Умение прогнозировать свои результаты Умение рефлексировать. Самостоятельное планирование действий по выполнению задания. Умение использовать способы проверки непроизносимой согласной в корне слова. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы, классифицировать. Умение ориентироваться в орфографическом словарике. Умение сравнивать с эталоном. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Планирование учебного сотрудничества Умение читать, понимать и рассказывать другим инструкцию по выполнению задания. Умение производить звуко – буквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв. Умение сравнивать с эталоном. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. Умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Умение слушать и понимать речь других, пользоваться приемами слушания. Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Умение договариваться с одноклассниками о правилах поведения, общения; выполнение этих правил при работе в группе. Умение применять знания в различных ситуациях. Умение сравнивать с эталоном. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умения самоконтроля, самооценки, саморефлексии. |