СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс школа России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в технологии деятельностного метода обучения.Тип урока: открытие нового знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме "Родственные слова" 2 класс школа России»

УМК «Школа России»

Урок русского языка во 2 классе

Тип урока: открытие нового знания.

Тема урока: Что такое родственные слова?

Предметная задача: уч-ся научатся находить в тексте родственные слова.



Регулятивные: научатся действовать по плану, моделировать свой ответ,

контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные: самостоятельно создавать способы решения проблем поискового характера, анализировать, сравнивать, логически рассуждать.

Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, сотрудничать в паре.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика


1.Орг. момент. Мотивация. Самоопределение к деятельности


Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Организационный момент, положительная мотивация к уроку

-Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок сегодня принесёт нам радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

Минутка чистописания.

Запись на доске.

Ум да разум надоумят сразу.

- Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

-Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

- Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.


Уч-ся настраиваются на учебную деятельность









Записывают в тетрадь пословицу.







Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)











2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


- Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.

Пишем с большой буквы через запятую.

– Проверим, какие родственные слова вы выписали.

- Кто выписал все слова?

Можно было выписать все слова?

Что будем делать?






Ответы детей. Зима.




Обсуждение в парах.


Дети делают запись.

один ученик читает слова, остальные проверяют.

Ответы детей. Да, нет.(получились разные слова)

Будем думать.

3. Выявление места и причины затруднения.


Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Что надо

было сделать?

Что вы сделали сначала, потом?


Почему ответы разные?

Давайте вместе разбираться.


Выписать родственные слова.



Работали в парах, обсуждали, но получились разные слова.

Не знаем как правильно.




4. Построение проекта выхода из затруднения.


























Какую цель урока мы поставим?


Определите тему урока.

- Скажите, кого вы считаете родственниками?



- В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными?

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию. Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.






Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу?

Тогда должно быть еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

Что увидели?

Назовите эту общую часть

Выделим эту общую часть дугой.

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать какие слова называются родственными?

Будем учиться определять родственные слова.

Что такое родственные слова?

Мама, папа, брат, тётя и т.д. Это люди из одной семьи. Очень часто они бывают похожими

между собой. Их называют родственниками.


Близкие по смыслу.


Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).

Снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- (да – нет).











В некоторых словах есть одинаковая часть.

(зим- ).

Дети выделяют в тетрадях карандашом.

Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковую часть


5.Реализация построенного проекта.





6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: организовать усвоение детьми нового способа действия при решении типовых задач с их проговариванием

во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.





8.Включение в систему знаний и повторение.









9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (итог урока)
















Что делаем сначала?

Что далее?

Откройте учебники на странице 58. На какой вопрос мы сегодня нашли ответ?

Прочитайте текст.

Назовите два признака родственных слов.


Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед вами на уроке?

Учебник с. 59 упр.78.

Нашли родственные слова? Как это делали?

Всё понятно?

Молодцы.



Физкультминутка.





Работаете сами по учебнику с. 59 упр.80.

Проверьте и сравните с эталоном.

У кого возникли трудности? С чем они связаны?

Что удалось? У кого всё получилось? Молодцы!



Выдала карточки.

1. Жарко, жарится, печется.

2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо.

3. Чайка, чайник, чайный.

4. Лес, лестница, лесничий.

- В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова.


- Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: +, -.



Ребята, наш урок подходит к концу.

Какие новые понятия вы узнали на нашем уроке?

Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?

А какую еще связь с нашим уроком вы заметили?

Назовите эти слова. Какая общая часть у этих слов?

Кто из вас доволен своей работой?

- Кто не со всеми заданиями справился, и остался не очень доволен своей работой?

Удалось нам решить поставленную задачу?

Над чем ещё надо поработать?

Д\З с. 60 упр. 81.

- Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.



Читаем слова.

Ищем в словах одинаковую часть.

Что такое родственные слова?


Читают текст.

Называют.

Будем учиться находить родственные слова и определять в них общую (одинаковую часть)


Работа в паре.


Проговаривают вслух алгоритм. (есть общая часть в словах и близкое значение)










Самост. выполняют задание.

Проверяют по выданному эталону.








Учащиеся зачеркивают слова печется, сосна, чайка, лестница








Взаимопроверка, оценивание работы у соседа.




Родственные слова, общая часть слова.



Да, мы трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.



в пословице есть родственные слова.