СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа» для 4 класса по программе "Школа России"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа» для 4 класса по программе "Школа России"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Уросова Ксения Александровна

Место проведения: БОУ «СОШ №2»

Дата: 29.02.2024 г. Класс: 4 «Б»

Предмет русский язык

Тема урока «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».

Цель (начинается с отглагольного существительного: формирование, знакомство и т.д.): формирование представления о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа, формирование умения склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.

ЗАДАЧИ (ДЛЯ УЧИТЕЛЯ)

начинается с глагола в НФ

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (ДЛЯ УЧЕНИКА)

Начинается с глагола 3 лица н.в. (знает, умеет, демонстрирует и т.д.)

ДИДАКТИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

Формировать представление о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Формировать умение склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Знают о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Умеют склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.

РАЗВИВАЮЩИЕ

Развивать умение распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно через задание «Да/Нет» по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»;

Развивать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через задания в течении урока по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»;

Развивать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата через план урока по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

П.: распознают достоверную и недостоверную информацию самостоятельно через задание «Да/Нет» по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»;

К.: строят речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей через задания в течение урока по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа»;

Р.: планируют действия по решению учебной задачи для получения результата через план урока по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ

Формировать становление ценностного отношения к своей Родине – России через беседу «Зачем нужен солдат?» по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».

ЛИЧНОСТНЫЕ

Демонстрируют становление ценностного отношения к своей Родине – России через беседу «Зачем нужен солдат?» по теме «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа».

Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом 1 лица мн.ч.. б.в.)

Узнаем

Научимся

Узнаем о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Научимся склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.

Тип урока: открытия нового знания

Принципы обучения: доступности, научности.

Методы обучения: словесные, практические.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства и формы контроля: опрос в течении и по окончании урока, самостоятельная работа, лесенка успеха, красная и зеленая карточки.

Оборудование для обучающихся: учебник «Русский язык» 4 кл., 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г., тетрадь в линейку, карточка с с/р, лесенка успеха.

Оборудование для учителя: учебник «Русский язык» 4 кл., 2 ч. Канакина В.П., Горецкий В.Г.


Ход урока

Этап/время

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Приветствие, проверка готовности к уроку (учебник, тетрадь, карточки с с/р и цветные, лесенка успеха), записываем число, классная работа.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, записывают число, классная работа.

Мотивация к учебной деятельности + Выявление места и причины затруднения

- Хочу начать урок со следующей цитаты: «Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» А.Н. Толстой.

- Как вы ее понимаете?



- А все ли вы знаете о русском языке? Готовы ли вы продолжать изучать великий русский язык и сегодня, чтобы у нас была красивая и правильная речь?

«Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» А.Н. Толстой.





- Если мы не будем хорошо знать свой родной язык, то не сможем владеть красивой, правильной речью.

Возникает затруднение.

- Да, мы готовы продолжать изучать великий русский язык.

Актуализация и фиксирование инд. затруднения в пробном действии

Минутка чистописания.

- Вы сказали, что готовы изучать язык, для красивой и правильной речи, но кроме устной речи у нас есть также речь…?

- Предлагаю вместе с устной речью, развивать и нашу письменную речь, для этого, чередуя между собой, пропишем следующие соединения. Обратите внимание на то, как соединяются между собой буквы о и л, о и б.

- С данными соединениями есть словарные слова: солдат и победа. Как вы думаете, что они обозначают?








- Оба эти слова вначале пишутся через букву о. Составьте предложение с каждым из этих слов, подчеркивая орфограмму.

- Посмотрите на следующее предложение:

Солдат герой, солдат освободитель.

- Мы с вами уже поговорили о том, кто такой солдат и сказали, что это военнослужащий, а нужны ли солдаты в мире? А для чего они нужны?

- А зачем солдатам защищать родину?



- Какой вывод мы можем сделать?



- Вернемся к предложению. Какой частью речи можно заменить второе слово солдат, чтобы не было повторения?


- Какова роль личных местоимений в речи?



- Что вы знаете о местоимениях?





Ол… об…ол…об…ол…

Солдат, победа


















Солдат герой, солдат освободитель.




- Кроме устной речи, у нас также есть речь письменная.






Побе́да — успех в бою, в войне; успех в борьбе за что-либо, успешное осуществление чего-либо в результате борьбы, преодоления чего-либо. 

Солдат – это человек, который поступил на военную службу или был призван в вооруженные силы страны (обычно только в армию или сухопутные войска).

Записывают слова в тетрадь, подчеркивают орфограммы




- Солдаты нужны, и нужны для того, чтобы защищать нашу страну, родину, город.


- Чтобы мы могли видеть мирное голубое небо над головой и жить спокойно.

- Что солдаты очень важны для нашего мира, чтобы все было спокойно и мирно.

- Второе слово солдат в предложение можно заменить личным местоимением он.

- Роль личных местоимений заключается в том, чтобы указывать на предмет, не называя его.

- Мы знаем, что местоимение — это часть речи, заменяющая существительное или указывающая на него, признак, количество, но не называющая их. Также данная часть речи имеет лицо и склоняется по падежам. Мы знаем, что местоимения бывают 1 и 2 лица…

Построение проекта выхода из затруднения

- Сегодня мы продолжаем работать с данной частью речи. Так звучит тема нашего урока: «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа». Попробуйте сформулировать цель урока.




- Для продуктивной работы, я предлагаю вам следующий план, но попрошу вас проверить, все ли его пункты соответствуют теме урока.

- А на каком предмете вы можете умножать числа?

Цель: узнать о местоимениях 3-го лица единственного и множественного числа.

План:

Узнаем о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

Научимся умножать числа на произведение.

Научимся склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.





- Целью нашего урока будет узнать о местоимениях 3-го лица единственного и множественного числа.

- Научимся умножать числа на произведение, данный пункт является лишним.

- Умножать числа мы можем на уроке математики.

Реализация построенного проекта 1

- Предлагаю приступить к изучению темы, как звучит наш первый пункт плана?



- Какие личные местоимения 3-его лица ед. числа вы знаете? А какую особенность у них можно выделить?

- А какие личные местоимения 3-его лица мн. числа вы знаете?

- Предлагаю просклонять местоимение он. Кто желает сделать это у доски? Остальные, то, что мы будем писать на доске, записывают в тетрадь.

Именительный падеж отвечает на вопросы кто? что? Задаём вопрос: кто? Он. Почему, как вы думаете, мы напишем 2 вопроса?


Продолжаем.

Р.п. отвечает на вопросы кого? чего? Задаем вопрос к местоимению он, оповестить кого? его. Д.п. отв. на вопросы кому? чему? Дать печенье кому? ему. В.п. отв. на вопросы кого? что? Будем винить кого? его. Т.п. отв. на вопр. кем? чем? Будем творить кем? им. П.п. отвечает на вопросы о ком? И о чем? Помним про предлог в данном падеже. Задаем вопрос: предложить поговорить о ком? О нем.

- Мы просклоняли личное местоимение он, какую особенность вы заметили? Что появилось?


- Предлагаю рассмотреть оставшиеся местоимения в учебнике на стр. 60. Мы с вами сказали, что в предложном падеже у нас появляется предлог и буква н у местоимения, посмотрите, только ли в предложном падеже появляется предлог? Какой вывод мы можем сделать?


- Почему в столбцах с местоимениями, он и оно записано в одном столбике?


- В каких падежах формы личных местоимений одинаковы?


- Обратите внимание на правописание выделенных орфограмм в различных формах местоимений. Как пишутся предлоги с местоимениями?

- Прочитайте рубрику «Обратите внимание!».


- Когда в местоимениях 3-го лица появляется буква н? С какими предлогами она не пишется?


- Предлагаю для применения ваших знаний выполнить задание в группах. Напомните мне правила работы в группах.

- Я вам раздам листы, у каждого будет свое местоимение, вам нужно будет определить число, род, лицо, падеж данного местоимения и его начальную форму. Приступайте к работе.




- Закончили работу. Предлагаю 1 группе выйти и представить свою работу, а вы вместе со мной будете оценивать работу своих одноклассников через сигнальные карточки.

- Подведем итог. Что мы узнали из данного пункта плана?






3-е склонение


И.п. Кто? Что? Он.

Р.п. Кого? Чего? Его.

Д.п. Кому? Чему? Ему

В.п. Кого? Что? Его.

Т.п. Кем? Чем? Им.

П.п. О ком? О чем? О нем.


- Узнаем о склонении личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа.

- Он, она, оно. Данные личные местоимения имеют род. Он – м.р., она – ж.р., оно – ср. р.

- Они.


Желающий выходит и выполняет задание у доски.



- Потому что местоимение может обозначать неодушевленные предметы.

Остальные пишут в тетради.










- В предложном падеже присутствует предлог о и у местоимения появляется буква н.






- В любом падеже, в котором появляется предлог у местоимения появляется буква н.

- Возможно, это потому, что местоимение среднего и мужского рода склоняются одинаково?

- В родительном и винительном падежах формы личных местоимений одинаковы.

- Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.


Читают рубрику «Обратите внимание!».


- Когда местоимение пишется с предлогом. Вопреки, благодаря, навстречу.

Рассказывают правила работы в группах. Приступают к работе.


Его — ед. ч., м. р., 3-е л., в Р. п. или В. п., н.ф: он.

Вам — мн. ч., 2-е л., Д. п., н.ф.: вы.

Нами — мн. ч, 1-е л., Т. п., н.ф.: мы.

Мне — ед. ч., 1-е л., Д. п., н.ф.: я.

Её - ед. ч., ж. р., 3-е л., в Р. п. или В. п., н.ф.: она.

Тобой – ед.ч., 1-е л., Т.п., н.ф.: ты.

Вместе с учителем оценивают работы групп.



- Мы узнали о склонении местоимений 3-го лица, что при присутствии у местоимения предлога появляется буква «н», но она не пишется с предлогами вопреки, благодаря, навстречу, что местоимения он и оно склоняются одинаково, что в родительном и винительном падежах формы личных местоимений одинаковы, вспомнили, что предлоги с местоимениями пишутся раздельно и местоимения означают как одушевленный, так и не одушевленный предмет.

Реализация построенного проекта 2

- К какому пункту плана мы можем перейти?



- Для выполнения данного пункта плана, я предлагаю вам выполнить упражнение 127, чтобы проверить, как вы усвоили полученный знания. Прочитайте задание. Какая начальная форма будет в первом словосочетании? Во втором? Третьем?

- В чем сходство и различие местоимений в каждой паре словосочетаний?





- Выполним письменно следующую часть задания, вам нужно записать данные словосочетания, поставить вопрос от главного слова к зависимому, указать падеж местоимений, подчеркнуть предлог и букву н в местоимениях. Кто желает разобрать первое словосочетание у доски?


- Подведем итог. Что мы научились делать из данного пункта плана?

Стр. 61, упр. 127.

- Научимся склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.




- его, него - он

ей, ней - она

ими, ними – они

- Местоимения в каждой паре схожи тем, что представляют собой одну формы одного и того же местоимения, то есть стоят в одном падеже, а отличия заключаются в написании местоимений.

- Просить (кого?) его (В. п.), просить (за кого?) за него (В. п.).

Послать (кому?) ей (Д. п.), послать (к кому?) к ней (Д. п.).

Играть (кем?) ими (Т. п.) - играть (с кем?) с ними (Т. п.).



- Склонять личные местоимения 3-го лица единственного и множественного числа.

Первичное закрепление с проговариванием

- Чтобы проверить, хорошо ли вы слушали меня и работали на уроке, предлагаю небольшую игру «Да/Нет». Вам будут даны высказывания по теме нашего урока, вы должны показать зеленую карточку, обозначающую да, если высказывание верное, и красную, если наоборот.

Мы узнали:

  1. О склонении местоимений 1 и 2-го лица.

- Почему это высказывание неверное?

  1. Что при присутствии в падежном вопросе предлога у местоимения появляется буква «н».

  2. Буква «н» пишется с предлогами вопреки, благодаря, навстречу.

- Почему это высказывание неверное?



  1. Местоимения мужского и среднего рода склоняются по-разному.

- Почему это высказывание неверное?



  1. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно.

  2. В родительном и винительном падежах формы личных местоимений одинаковы.

  3. Местоимения обозначают только одушевленный предмет.

- Почему это высказывание неверное?


Поднимают карточки красного и зеленого цвета в соответствие с тем, верное ли высказывание или нет.





- Потом что на сегодняшнем уроке мы узнавали о склонении местоимений 3-его лица.





- Потому что буква н НЕ пишется с предлогами вопреки, благодаря, навстречу.



- Это высказывание неверное, потому что местоимения м.р. он и ср.р. оно склоняются одинаково!







- Потому что местоимения могут обозначать как одушевленный, так и неодушевленный предмет.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

- Предлагаю проверить полученные знания, и выполнить самостоятельную работу на карточке №1. Подпишите свою фамилию на карточке, после я соберу работы на проверку.

Прочитайте. Замените имена существительные в каждом словосочетании личным местоимением в той же форме.

  Беспокоился об отце, одержал победу, увидел с..лют, любовался п..йзаж..м, сделал из м..талла, извинился перед т..варищ..м, спросил у д..рект..ра, подъехал к в..кзалу, доверять уч..нице, мечтать о пут..шес..виях, дружить с к..см..навтом.

  • Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Рядом с каждым именем существительным запишите в скобках местоимение, которым можно заменить это имя существительное.

  • Укажите падеж имён существительных и местоимений.


                      П. п.     П. п.       

Образец. Беспокоился об отце (о нём)


Выполняют самостоятельную работу.

В. п. В. п.

Одержал победу (её),

    В. п.  В. п.

увидел салют (его),

        Т .п.  Т. п.

любовался пейзажем (им),

    Р. п.      Р. п.

сделал из металла (из него),

         Т.п.           Т. п.

извинился перед товарищем (перед ним),

     Р. п.       Р. п.

спросил у директора (у него),

     Д. п.     Д. п.

подъехал к вокзалу (к нему),

   Д. п.     Д. п.

доверять ученице (ей),

     П. п.    П. п.

мечтать о путешествиях (о них),

     

Т. п.        Т. п.

дружить с космонавтом (с ним).

Подведение итогов урока, рефлексия

- Какая у нас была тема урока? Какую цель мы с вами поставили? Мы достигли ее? Докажите.








- У нас на уроке был план работы, все ли его пункты мы выполнили?

- У вас на столах есть карточки с названием «Лесенка успеха», поставьте галочку или любой другой символ на ваш вкус на той ступеньке, с высказыванием которой согласны.

- Домашнее задание стр. 61 упр. 128.

- Тема нашего урока была «Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа». Целью нашего урока было узнать о местоимениях 3-го лица единственного и множественного числа.

Доказывают, что достигли цели.

- Мы выполнили все пункты плана.


Оценивают себя с помощью «Лесенки успеха».