СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка по теме"Суффиксы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети на уроке узнают о значении и роли суффикса, учатся составлять слова с разными суффиксами.Наблюдают, анализируют, делают выводы. Сотрудничают со сверстниками, инсценируют сказку.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка по теме"Суффиксы"»

Конспект урока русского языка во 2 в классе

Учитель: Насырова Элмира Бийтемировна





Тема: Суффикс. Значение некоторых суффиксов.

Целевые установки:

Предметные:

  • закрепить представление о суффиксе как значимой части слова;

  • определять значение, которое придаёт слову суффикс и его роль в образовании новых слов;

  • уметь образовывать слова с определённым суффиксом.

Метапредметные:

  • развивать логическое мышление при группировке слов по значению суффиксов.

Личностные:

  • формировать навыки речевого этикета; обогащать словарный запас.

Корректируемые умения у учащихся с ОВЗ:

  • Коррекция основных свойств внимания и памяти.

  • Коррекция умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.

Оборудование урока: учебник «Русский язык. 2 класс» (авторы Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина), персональные компьютеры для работы в электронных тетрадях, карточки с заданиями для работы в группах, оформление доски по содержанию урока, презентация, иллюстрация к сказке.


Ход урока

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация к учебной деятельности










Актуализация знаний

Прозвенел звонок и смолк-

Начинается урок.

Вы за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

- Какой фразеологизм подойдёт для вашей работы на уроке? Слайд: засучив рукава, за тридевять земель, не покладая рук, до седьмого пота, сложа руки, бить баклуши, ловить мух

Пожелайте друг другу удачи!

Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа.

1. Минутка чистописания: по-от, от-по; ок-ик, ик-ок.

- Что заметили? Что скажете о сочетаниях букв?

- Какие части слова мы уже знаем? (Хором проговаривают)

Придумайте слова с данными приставками или суффиксами.

Запишите чисто и аккуратно, а потом оцените свое письмо. Напомните по каким критериям мы оцениваем.

2.Индивидуальная и групповая работа:

Задание для 1 ученика: найти и выделить корень в словах (на доске)

подснежник

приморский

снежок

море

снежный

моряк

Задание для 2 ученика: фонетический и морфемный разбор слова «дубки».

Работа в парах: Задание по электронной тетради № 61 (№61 Замени каждую букву на следующую по алфавиту и отгадай зашифрованное слово; №62 Проверь работу и подчеркни слова, в которых суффиксы выделены неправильно; № 63 Найди слова с одинаковыми суффиксами)

Проверка готовности к уроку. Включение в работу.

На уроке мы будем работать не покладая рук и засучив рукава. Изучать тему до седьмого пота.





Написаны приставки и суффиксы

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.

Называют критерии оценивания: за строчку не выходить, соблюдать высоту и наклон букв.





Личностные:

Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника









познавательные

ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию

коммуникативные

слушать и понимать речь друг друга, уметь с достаточной полнотой и точность. Выражать свои мысли

регулятивные

осознание того, что уже усвоили


Постановка проблемы

Проверка задания № 61

- Что такое «суффикс»? Что мы о нём знаем?


- Как думаете, всё ли мы уже узнали о суффиксах?

СУФФИКС

Определение суффикса вторая часть задания № 61


коммуникативные

Слушать и понимать речь друг друга

регулятивные

Осознание того, что уже усвоили

познавательные

Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания для классификации

личностные

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.


Постановка цели и определение образа результата

Вы уже умеете составлять слова из частей слова. Но все ли части слова одинаково хорошо сочетаются друг с другом?

Попробуйте по таблице составить слова:

Тигр-

- ын(я)

- их(а)

-иц(а-)


Гус-


Слон-


Какие из них могут соединиться и образовать новое слово, а какие нет?

Чему мы будем учиться на уроке?

(учащиеся формулируют тему урока, ставят перед собой задачи, планируют работу)



Сегодня мы будем учиться составлять слова с разными суффиксами.

Наблюдают, анализируют, делают выводы. Сотрудничают со сверстниками.

Дети инсценируют сказку.


Определение критериев оценки результата

Чего мы должны достичь в конце урока?

Знать:

  • Значение суффикса

  • Роль суффикса

Уметь:

  • Образовывать слова с определённым суффиксом

Послушайте сказку «Ласковый и добрый - ЧИК»


Разработка плана достижения цели

2.

Действия по реализации плана






Физкультминутка

Понаблюдайте за работой суффикса –чик. Запишите слова с данным суффиксом в таблицу (стр.65 упр. 86) (в парах)

Слова с уменьшительно-ласкательным значением

Слова, называющие профессию людей




Решают типовое задание на новый способ действия

регулятивные

контроль собственной деятельности с алгоритмом



- Можно и поиграть! Вы устали? Ну-ка, встали! Если я скажу «корень», вы складываете руки перед собой и выгибаете дугой. Если я скажу «основа», вы расставите руки в стороны, ладошки загнёте вверх. Если я скажу «окончание», вы приседаете и обнимаете колени руками. А если я скажу «суффикс», вы складываете руки домиком над головой и встаёте на носочки.

Сначала показываю то, что говорю, потом называю одну часть слова, а показываю другую.

Встают около парт, слушают и принимают условия игры. Запоминают действия и их обозначение. Повторяют действия вслед за учителем, сначала ориентируясь на внешний образ, а потом – только на слух.

Регулятивные УУД: способность удержать задачу на разных уровнях сложности.


Как вы думаете только ли суффикс –чик имеет такое значение? Попробуйте поработать в группах и выяснить значения других суффиксов.

Работа в группах

(карточки) от данных слов при помощи суффикса образуйте новые слова, запишите слова парами, выделите суффиксы и обсудите в группах, какое значение имеет данный суффикс.

-ИК-

нос – носик

дом – домик

стол – столик

прут - прутик

(уменьшительно-ласкательный)

-К-

рябина – рябинка

нора – норка

гора – горка

берёза – берёзка

(уменьшительно-ласкательный)

-ОК-

лёд – ледок

глаз – глазок

мёд – медок

дуб – дубок

(уменьшительно-ласкательный)

-ИЩ-

дом – домище

нос – носище

хвост – хвостище

глаз – глазище

(увеличительный)

-ОНОК-, -ЁНОК-

лев – львёнок

тигр – тигрёнок

галка – галчонок

заяц – зайчонок

(названия детёнышей животных)

-ИСТ, -ЩИК

пианино-

гитара-

горн-

барабан-

(названия музыкантов)

В каких словах есть орфограммы?

- На какие слова надо обратить внимание? Почему?


.



Работают в группах, объясняют значение суффиксов, выделяют орфограммы

























личностные

учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи




познавательные

ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию

3.

Фиксация результата

Итог. Какую учебную задачу мы поставили на уроке?

Смогли ли мы ее достичь?

Знать:

  • Значение суффикса ( уменьшает, увеличивает, ласкает, дает названия профессии, называет детенышей животных…)

  • Роль суффикса (образует новые однокоренные слова)

  • Написание суффикса

Уметь:

  • Образовывать слова с определённым суффиксом

Высказывают выводы



Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на следующий урок.


личностные

Установление связи между целью деятельности и ее результатами.






регулятивные

Осуществление самоконтроля, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что усвоено и что усвоено не до конца.


Оценивание результата по критериям

Давайте проверим, что вы узнали о суффиксе. (Похлопайте, если услышите правильный ответ)

- Суффикс – это маленькое слово

часть слова

- Суффикс служит для образования новых слов

для связи слов в предложении

- Суффикс стоит перед корнем

после корня

- Суффикс не имеет значения

имеет значение

Рефлексия пути достижения результата

Знания у вас имеются. Теперь проверим умения: по карточкам образуйте слова с суффиксами (по группам).

Определение перспективы

С какими заданиями справились легко? Почему вам это удалось? Какие задания вызвали затруднения? Почему? Какие вопросы на следующем уроке хотели бы рассмотреть?

Оценим себя (большой палец вверх или вниз)

  • знаю, что такое суффикс

  • умею находить суффикс

  • запомнил значение некоторых суффиксов

  • смогу образовать новое слово с помощью суффикса