№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний | Прозвенел звонок и смолк- Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. - Какой фразеологизм подойдёт для вашей работы на уроке? Слайд: засучив рукава, за тридевять земель, не покладая рук, до седьмого пота, сложа руки, бить баклуши, ловить мух Пожелайте друг другу удачи! Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату, классная работа. 1. Минутка чистописания: по-от, от-по; ок-ик, ик-ок. - Что заметили? Что скажете о сочетаниях букв? - Какие части слова мы уже знаем? (Хором проговаривают) Придумайте слова с данными приставками или суффиксами. Запишите чисто и аккуратно, а потом оцените свое письмо. Напомните по каким критериям мы оцениваем. 2.Индивидуальная и групповая работа: Задание для 1 ученика: найти и выделить корень в словах (на доске) подснежник | приморский | снежок | море | снежный | моряк | Задание для 2 ученика: фонетический и морфемный разбор слова «дубки». Работа в парах: Задание по электронной тетради № 61 (№61 Замени каждую букву на следующую по алфавиту и отгадай зашифрованное слово; №62 Проверь работу и подчеркни слова, в которых суффиксы выделены неправильно; № 63 Найди слова с одинаковыми суффиксами) | Проверка готовности к уроку. Включение в работу. На уроке мы будем работать не покладая рук и засучив рукава. Изучать тему до седьмого пота.
Написаны приставки и суффиксы Слово делится на части, Ах, какое это счастье! Может каждый грамотей Сделать слово из частей. Называют критерии оценивания: за строчку не выходить, соблюдать высоту и наклон букв. | Личностные: Понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника познавательные ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию коммуникативные слушать и понимать речь друг друга, уметь с достаточной полнотой и точность. Выражать свои мысли регулятивные осознание того, что уже усвоили |
| Постановка проблемы | Проверка задания № 61 - Что такое «суффикс»? Что мы о нём знаем? - Как думаете, всё ли мы уже узнали о суффиксах? | СУФФИКС Определение суффикса вторая часть задания № 61 | коммуникативные Слушать и понимать речь друг друга регулятивные Осознание того, что уже усвоили познавательные Анализ объектов с целью выделения признаков, выбор основания для классификации личностные учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. |
| Постановка цели и определение образа результата | Вы уже умеете составлять слова из частей слова. Но все ли части слова одинаково хорошо сочетаются друг с другом? Попробуйте по таблице составить слова: Тигр- | - ын(я) - их(а) -иц(а-) | | Гус- | | Слон- | | Какие из них могут соединиться и образовать новое слово, а какие нет? Чему мы будем учиться на уроке? | (учащиеся формулируют тему урока, ставят перед собой задачи, планируют работу) Сегодня мы будем учиться составлять слова с разными суффиксами. Наблюдают, анализируют, делают выводы. Сотрудничают со сверстниками. Дети инсценируют сказку. |
| Определение критериев оценки результата | Чего мы должны достичь в конце урока? Знать: Значение суффикса Роль суффикса Уметь: Послушайте сказку «Ласковый и добрый - ЧИК» |
| Разработка плана достижения цели |
2. | Действия по реализации плана Физкультминутка | Понаблюдайте за работой суффикса –чик. Запишите слова с данным суффиксом в таблицу (стр.65 упр. 86) (в парах) Слова с уменьшительно-ласкательным значением | Слова, называющие профессию людей | | | | Решают типовое задание на новый способ действия | регулятивные контроль собственной деятельности с алгоритмом |
| - Можно и поиграть! Вы устали? Ну-ка, встали! Если я скажу «корень», вы складываете руки перед собой и выгибаете дугой. Если я скажу «основа», вы расставите руки в стороны, ладошки загнёте вверх. Если я скажу «окончание», вы приседаете и обнимаете колени руками. А если я скажу «суффикс», вы складываете руки домиком над головой и встаёте на носочки. Сначала показываю то, что говорю, потом называю одну часть слова, а показываю другую. | Встают около парт, слушают и принимают условия игры. Запоминают действия и их обозначение. Повторяют действия вслед за учителем, сначала ориентируясь на внешний образ, а потом – только на слух. | Регулятивные УУД: способность удержать задачу на разных уровнях сложности. |
| Как вы думаете только ли суффикс –чик имеет такое значение? Попробуйте поработать в группах и выяснить значения других суффиксов. Работа в группах (карточки) от данных слов при помощи суффикса образуйте новые слова, запишите слова парами, выделите суффиксы и обсудите в группах, какое значение имеет данный суффикс. -ИК- нос – носик дом – домик стол – столик прут - прутик (уменьшительно-ласкательный) | -К- рябина – рябинка нора – норка гора – горка берёза – берёзка (уменьшительно-ласкательный) | -ОК- лёд – ледок глаз – глазок мёд – медок дуб – дубок (уменьшительно-ласкательный) | -ИЩ- дом – домище нос – носище хвост – хвостище глаз – глазище (увеличительный) | -ОНОК-, -ЁНОК- лев – львёнок тигр – тигрёнок галка – галчонок заяц – зайчонок (названия детёнышей животных) | -ИСТ, -ЩИК пианино- гитара- горн- барабан- (названия музыкантов) | В каких словах есть орфограммы? - На какие слова надо обратить внимание? Почему? | . Работают в группах, объясняют значение суффиксов, выделяют орфограммы | личностные учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи познавательные ориентироваться в своей системе знаний (определить границы знания и незнания), уметь находить и выделять необходимую информацию |
3. | Фиксация результата | Итог. Какую учебную задачу мы поставили на уроке? Смогли ли мы ее достичь? | Знать: Значение суффикса ( уменьшает, увеличивает, ласкает, дает названия профессии, называет детенышей животных…) Роль суффикса (образует новые однокоренные слова) Написание суффикса Уметь: Высказывают выводы Анализируют собственную деятельность на уроке, ставят цели на следующий урок. | личностные Установление связи между целью деятельности и ее результатами. регулятивные Осуществление самоконтроля, давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками, выделять и осознавать то, что усвоено и что усвоено не до конца. |
Оценивание результата по критериям | Давайте проверим, что вы узнали о суффиксе. (Похлопайте, если услышите правильный ответ) - Суффикс – это маленькое слово часть слова - Суффикс служит для образования новых слов для связи слов в предложении - Суффикс стоит перед корнем после корня - Суффикс не имеет значения имеет значение |
Рефлексия пути достижения результата | Знания у вас имеются. Теперь проверим умения: по карточкам образуйте слова с суффиксами (по группам). |
Определение перспективы | С какими заданиями справились легко? Почему вам это удалось? Какие задания вызвали затруднения? Почему? Какие вопросы на следующем уроке хотели бы рассмотреть? Оценим себя (большой палец вверх или вниз) |