Урок русского языка в 7-м классе по теме
Употребление предлогов
Цель: формировать умение правильно употреблять предлоги, составлять словосочетания с
предлогами;
Задачи:
1)Образовательные:
- познакомить учащихся с однозначными и многозначными предлогами;
-повторить правописание падежных окончаний имен существительных;
2) развивающая:
- развитие речи, памяти, логического мышления учащихся;
- формирование общеучебных умений и навыков: умение работать с раздаточным материалом, справочником, умение сотрудничать с учителем при решении учебных задач, умение работать самостоятельно, в паре и группе;
3) воспитательная:
- воспитывать интерес к предмету;
- воспитывать сотрудничество, доброжелательное отношение к товарищам.
Тип урока:
урок изучения нового с элементами закрепления изученного материала.
Оформление, оборудование и инвентарь:
на доске записана тема урока;
раздаточный материал (на партах);
справочники учащихся (на партах);
компьютер, проектор, экран.
План урока
1. Организационный момент.
2.. Проверка домашнего задания - (5 мин):
3. Актуализация первичного опыта учащихся.
4. Изучение нового материала – 10 мин.:
а) актуализация субъектного опыта учащихся. Работа с распечатанным материалом для справочников
5. Закрепление нового материала –15 мин.:
а) закрепление полученных знаний (работа с раздаточным материалом). Работа в парах.
б) дифференцированное задание: выполнение упражнения 295(устно 1-2 ряд);
ряд - индивидуальные задания.
в) Анализ словосочетаний с предлогом по.
г) Выполнение упражнения 322( 1 и 4 предложение с комментированием с места)
6. Задание на дом – 2мин.
7. Рефлексия Подведение итогов урока – 3 мин
8. Тестовые задания (ЕГЭ А 5).( Исправление нарушения речевых норм управления).
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Мы продолжаем изучать предлоги. Давайте вспомним, что вы узнали о предлогах на прошлых уроках ?
2.Проверка домашнего задания (5 мин):
Наше домашнее задание было посвящено самому удивительному, самому прекрасному времени года – зиме. Зиму любят все: и взрослые, и дети. Ее воспевают художники в своих картинах, о ней сочиняют песни и слагают стихи. А все это потому, что природа зимой особенная, она какая-то торжественная, величавая, сияющая чистотой и свежестью, зима – это не только очень красивое время года, а ещё и волшебное.
Зачитывают 2 текста
1.Что такое предлог?
2.Изменяется ли предлог?
3.Какие группы предлогов по назначению вы знаете?
4. Какие существуют группы предлогов по происхождению?
- О чем вы узнали из домашнего задания?
- Какова основная мысль текста?
Какие предлоги по происхождению здесь употребил
-Максим?
-Лиза?
3.Повторение пройденного.
Орфографическая диктовка(5 мин).
«Дуэль»- двое учащихся у доски. Задание: определить падеж имен существительных, выделить окончания.
Трое учащихся работают по карточкам. По первой карточке работают двое у доски
Карточка №1.
(По) дальше, (по) дороге, (на) ра(с,сс)тояни…, (подо) мной, (под) бросив, (за) поминаеш?, (за) зайц…ми, (над) нами, (над) писать, (по) веяло.
Карточка №2.
Согласуйте слова в предложении, употребите, где необходимо, предлоги.
Пос..дить (земля) зернышко и выр..стить (оно) что(нибудь) : рж..ной колос м..телку овса стеб..ль льна ( голубые цветочки)- это прекрасно уже само (себя).
( В.Солоухин)
Карточка №3.
Употребите слова в скобках в нужном падеже с предлогами ИЗ, С, НА
Вернут?ся…(школа), приехать….(город), уйти… (работа), выйти… (завод), выехать…(деревня), отправит?ся …(станция), приехать…(институт).
Самопроверка. Самооценка.
Учитель. Над повторением каких орфограмм вы работали?
(Правописание предлогов и приставок в различных частях речи)
4. Обращение к новой теме. Постановка целей - 3мин. (Слайды 1,2).
Учитель. Как вы думаете, над какой темой мы будем работать сегодня?
«Употребление предлогов». Запишите ее в тетрадь (запись темы в тетрадь).
Сформулируем цели урока - каждый для себя запишет цель или цели в тетрадь. В конце урока вы соотнесете ее с тем, чего вы достигли на уроке.
На нашем уроке мы будем говорить об употреблении предлогов, познакомимся с однозначными и многозначными предлогами, будем учиться составлению словосочетаний с предлогами.
Слайд 3
Очень точно определил роль предлогов в нашей речи лингвист Василий Алексеевич Богородицкий, назвав их «словечками отношений».
Действительно, вместе с косвенными падежами существительных предлоги служат для выражения различных значений и требуют после себя определенного падежа. В этом нам предстоит сегодня убедиться.
Как вы понимаете выражение «однозначный предлог», «многозначный предлог»?
Однозначные и многозначные.
Предлоги бывают однозначными и многозначными.
Однозначные предлоги употребляются только с одним падежом, например: из леса (род. п.), к дому (дат. п. ).
Примечание. Следует запомнить, что предлоги благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу употребляются только с дательным падежом.
Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами, например: предлог под употребляется с винительным (взять под контроль, взять на вид) и творительным падежами (спать под крышей, спать на диване).
1.Работа с распечатанным материалом для справочников
Предлог | Падеж | Пример |
в | | |
| |
на | | |
| |
с | | |
| |
| |
за | | |
| |
из | | |
по | | |
| |
В деревне, в Москву, с нами, с окна, из города, от площади, на поезде, за лесом, за поле, с мизинец, по дороге, по .
( Определите падеж существительных, сделайте вывод, с какими падежами употребляются эти предлоги).
Ключ: В деревне (где?Р.п) в Москву ( куда? Дат.п) с окна (с чего?Р.п) с нами ( с кем? Тв.п) из города ( из чего? Р.п.) от площади ( чего? Род.п) на поезде ( на чем? Тв.п) за лесом ( за чем?Тв.п) по дороге ( чему? Дат.п)
Падежи и падежные формы имён существительных
Как запомнить падежи
Падеж | Вспомогательное слово | Вопрос |
Именительный | | Кто? Что? |
Родительный | нет | Кого? Чего? |
Дательный | дать | Кому? Чему? |
Винительный | вижу | Кого? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ком? О чём? |
Последовательность падежей:
Где? Куда? Откуда? Не являются не являются падежными вопросами. По этим вопросам нельзя определить падеж.
Вывод: См . ниже
Употребление предлогов с падежами:
Вывод: С какими падежами употребляются данные предлоги?
Слайд 4- проверка.
Учитель. В русском языке есть как синонимичные предлоги, так и антонимичные.
- Что это значит? (Синонимичные- взаимозаменяемые) Слайд 5
Антонимичные- противоположные
Предлоги- «синонимы»- с=из, в= на
Предлоги- «антонимы»- в- из, на- с (со)
Составьте словосочетания, используя эти предлоги.
Ехать в поезде= ехать на поезде, брать воду с колодца= брать воду из колодца
Пришел из школы- пришел в школу. уйти на работу- уйти с работы
4)Выполнение упражнения
Макарова Диана:
С предлогами вопреки, согласно, благодаря составить предложения
Класс:
Прийти (из, со) школы, поехать (в, на) Крым и (в, на) Кавказ, приехать (с, из) Камчатки, выехать (с, из) Новгорода, выйти (с, из) помещения, родился (в, на) России, приехал (с, из) Армении, пришел (с, из) театра.
Анализ словосочетаний с предлогом по.
Слайд 6
Учитель. Как вы скажете: по окончании урока или по окончанию урока?
По состоянии здоровья или по состоянию здоровья?
Мы скучаем по вам или по вас?
Слайд 7- ключ.
- Определите значение предлога по в этих словосочетаниях. Сделайте вывод об употреблении этого предлога с падежными формами существительных. Запишите в справочник.
Слайд 8
Д.п.
По+ Д.п.= причина, цель по состоянию здоровья
Д.п.
Глагол «чувства» + по+ Д.п. скучать по родным
П.п.
По+ П.п= «после чего- нибудь» по предъявлении документа
П.п.
по окончании спектакля
По + П.п. личное местоимение по вас, по нас
(Дополните последнюю строку таблицы)
Выполнение упражнения № 322 1 и 4 предложения (у доски)
5. Домашнее задание:
Параграф 146 упражнение: 323 подготовиться писать под диктовку
Рефлексия.
- Что нового вы узнали сегодня на уроке о предлогах?
Предлоги: благодаря
Вопреки
Согласно употребляются только с Дат. Пад.
Тестовые задания (ЕГЭ А 5).( Исправление нарушения речевых норм управления).
Слайд 9
- В каком ряду нет ошибок в употреблении предлога в словосочетании?
а) работы по озеленению территории
б) скучаю по вам
в) по завершению доклада
г) оплатить за проезд
Информационный материал:
1.УМК:
- учебник»Русский язык 7 класс» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М. «Просвещение», 2008г.
-книга для учителя «Обучение русскому языку в 7 классе» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский. М. «Просвещение», 2008г.
2. «Карточки для проверки орфографии и пунктуации 5- 11 класс».-М. «Аркти», 2002г