Урок по русскому языку в 9 классе.
Учитель русского языка и литературы МКОУ «Днепровская СШ» Осипова Н.С.
Тема: «Виды сложноподчинённых предложений».
Цель урока: создать условия для восприятия, усвоения и осмысления нового
материала через создание проблемной ситуации.
Задачи:
организовать процесс ознакомления учащихся с алгоритмом определения видов сложноподчиненного предложения;
организовать понимание устройства алгоритма;
организовать знакомство с образцом действий по алгоритму и его воспроизведению;
организовать тренинг выполнения действий по алгоритму для приобретения первичных умений;
организовать процедуру взаимоконтроля учащимися своих действий;
в случае допущения ошибок организовать рефлексивную самооценку учащихся хода и результатов своей деятельности.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Предметные результаты:
расширение представления учащихся о сложноподчиненных предложениях,
знакомство с видами СПП;
повторение и углубление сведений о синтаксисе сложного предложения;
формировать навыков и умений грамотного письма;
закрепление знания терминов.
Метапредметные результаты:
развитие умения систематизировать, анализировать информацию;
развитие внимания и речи, логического мышления;
развитие навыков работы в малых группах (в парах и группе).
Личностные результаты:
воспитание потребности в знаниях;
воспитание любви к родному языку.
Используемые технологии: элементы проблемного обучения.
Ход урока.
1. Мотивация к учебной деятельности. Мобилизация.
- Добрый день, дорогие ребята. Я очень рада вновь видеть вас! Перед тем, как начать, я хотела бы всем пожелать, чтобы наш сегодняшний урок запомнился вам надолго и стал полезным в жизни. Мне бы хотелось, чтобы вы унесли с собой лишь положительные эмоции и много интересной информации. Итак, начнем… Прошу садиться.
2. Актуализация знаний. Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы.
Повторение изученного. Составить таблицу «Знаем – не знаем».
Учитель: Составьте, пожалуйста, таблицу, в которую занесите всю информацию, которую вы знаете о СПП (левый столбик).Знаем Не знаем
1.Что такое СПП:
- более 1 грамматической основы,
- простые предложения соединяются подчинительными союзами,
- есть главное и придаточное предложения,
- от главного предложения к придаточному можно задать вопрос,
- в главном предложении может быть определяемое слово
1. Какие могут быть виды СПП
2. По какому принципу распределяются предложения по видам
3. Сколько групп
4. Названия групп
5. Как определить группу СПП
Пробное действие
Учитель. А можете ли вы сказать, на какие группы делятся СПП? И по каким признакам?
Учащиеся. Не можем назвать: не знаем.
Определение причин затруднения.
Учитель. Каких знаний вам не хватает?
Варианты ответов. Не знаем, какие виды (названия,)сложноподчинённых предложений бывают, не знаем признаки разных видов сложноподчинённых предложений.
3. Постановка проблемы.
Учитель. Итак, возникла проблема. Давайте попробуем ее сформулировать.
Учащиеся: (Формулируют проблему). Мы не знаем, на сколько групп и по какому принципу разделяются СПП.
Учитель. Чем же будем заниматься на уроке?
Учащиеся. Будем узнавать, какие бывают виды сложноподчинённых предложений, по каким признакам определяют их вид.
Учитель. Записываем тему урока. «Виды сложноподчинённых предложений». И заполняем правый столбик таблицы.
4. Определение плана выхода из затруднения.
Учитель. Какими будут цели нашего урока?
Учащиеся формулируют, учитель помогает.
Учебная цель:
узнать виды придаточных предложений и их отличительные признаки;
освоить знания алгоритма по определению видов сложноподчинённых предложений;
выработать первичное умение в определении видов
сложноподчинённых предложений в тексте при помощи алгоритма.
Какими будут задачи?
Учащиеся называют задачи:
познакомиться с алгоритмом определения видов сложноподчинённых предложений;
понять, как устроен алгоритм;
познакомиться с образцом действий по алгоритму;
самостоятельно отработать первичные умения пользоваться алгоритмом при выполнении задания данного класса;
проконтролировать себя в правильности выполненных действий.
Учитель. Где вам это пригодится?
Учащиеся. На ОГЭ, ЕГЭ.
5. Поиск путей решения проблемы
Учитель. Итак, приступим к решению проблемы. Для решения проблемы необходим поиск. Работа эта нелёгкая, требующая настойчивости, внимания, самостоятельности, накопления знаний по крупицам. Но это дорога к творческому труду. Начнём учебное исследование.
Проанализируем предложения. Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы:
- (чья?) Моя школа находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашей экскурсии (когда? )рано утром.
- Сердце предчувствовало (что?) недоброе.
Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы –перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными:
- Школа, в которой я учусь, находится в новом районе.
- Мы добрались до цели нашей экскурсии, когда уже наступило утро.
- Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
Поставим вопросы к придаточным предложениям:
- школа (какая?)
- добрались (когда?)
- предчувствовало (что?)
6. Сравнение, сопоставление, выводы.
Учитель. Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы.
Учащиеся: формулируют выводы:
- Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения.
- Три основных группы придаточных предложений соответствуют трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам.
Учитель: Обобщим материал исследования. Сформулируем версию №1 решения проблемной задачи.
Учащиеся самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?»
- Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, изъяснительными (сходны с дополнениями) и обстоятельственными.
- Чтобы определить вид СПП, нужно правильно задать вопрос.
Учитель: Проведём наблюдение-анализ.
Цель:
выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному?
каким способом придаточные прикрепляются к главному?
Раздает на листочках предложения для наблюдения и анализа.
1) Дом (какой?), в котором поселились строители, был окружен тайгой.
2) Они не услышали за шумом листвы (что?), о чем говорил товарищ.
3) Течение усилилось (когда?), когда мы достигли середины реки.
Учитель: Задает вопросы, учащиеся отвечают.
- К чему относятся придаточные предложения? (1- к существительному в главном, 2- к глаголу в главном, 3 – ко всему главному предложению).
- Каким способом придаточные прикрепляются к главному? (с помощью союзов, союзных слов в котором, о чем, когда).
7. Выводы и обобщения по проблеме.
Учитель: Обобщим материал наблюдения-исследования. Сформулируем версию №2 решения проблемной задачи.
Ученики самостоятельно формулируют результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений.
1 шаг: найти главное предложение;
2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос;
3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос:
4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное,
изъяснительное или обстоятельственное);
5 шаг: определить средство связи.
Учитель: Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительное и обстоятельственными. (У каждого ученика на парте распечатан алгоритм)
8. Первичное закрепление знаний
Чтение учащимися теоретического материала стр.74 – 75.
9. Вторичное закрепление нового материала
1) Учащиеся делятся по группам и выполняют упр.99 (определяют виды СПП по алгоритму).
2) Распределить по группам (предложения раздаются)
Класс распределяется на группы. Раздаю задания на листах.
Ученики смотрят, выполняют задания. Предложения надо распределить на три группы.(1 группа находит предложения с придаточными определительными, вторая с придаточными обстоятельственными, третья с придаточными изъяснительными)
Предложения для анализа:
1.Знаю я, что не цветут там чащи.
2.Он очень сожалеет о том, что не знает русского языка.
3.Роман был написан в стихах, потому что тогда в русской литературе почти всё писалось стихами.
4.Это было в мае, когда деревья уже оделись листвой.
5.На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.
6. Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу.
3). Взаимопроверка. Обмениваются работами и проверяют.
10. Заключительный этап урока
Рефлексия: составление синквейна.
Домашнее задание: учебник, §23, упражнения 100, 101, 102, 103 –
по выбору учащихся.