Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
Автор: Малинина Александра Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11» п.Рыздвяного ИГОСК
ЭТАПЫ УРОКА | Действия учителя | действия обучающихся |
1.оргмомент (1 МИН.) | Здоровается с обучающимися, проверяет готовность к уроку. | |
2. мотивационный этап (4 МИНУТЫ) | Как вы думаете, есть ли что-то общее между уроком русского языка и уроком физкультуры? Вспомните олимпийский девиз «быстрее, выше , сильнее» (Citius, Altius, Fortius!) Урок – это в некоторой степени соревнование: соревнование с одноклассниками и с самим собой. Сейчас, сидя за партами, вы поучаствуете в орфографической эстафете. Каждая группа – это команда. На данном этапе вы будете работать каждый сам за себя, однако результат получится командный. У вас на столах лежат листы разного цвета. По моей команде вы возьмете эстафетный лист (он зеленого цвета), на котором написаны слова. Ваша задача вставить пропущенные буквы. Один человек – одно слово. Работаем по очереди, друг за другом. Важна, конечно, не столько скорость, сколько правильность выполнения задания. Последний выполнивший задание поднимает руку. Итак, на старт, внимание, марш! После выполнения задания осуществляется самопроверка по образцу на слайде. 0 ошибок – оценка группе «5» 1 ошибка – «4» 2-3 ошибки – «3» Если у вас не было ни одной ошибки, поднимите улыбающийся смайлик. Если были ошибки, покажите другой смайлик. | Отвечают на вопросы учителя, размышляют, пытаются установить связь учебных предметов. Работают в эстафетных листах. Осуществляют самопроверку. Эстафетный лист: Аргументировать, дискуссия, рассуждение, позиция, предположение. |
3. ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (3 МИН) | Скажите, пожалуйста, к какой тематической группе- повествование, рассуждение, описание - можно отнести слова, с которыми мы работали? (рассуждение) Почему?(1-2 ответа) Какой вид диалога уместен при рассуждении? Если затрудняетесь, то обратитесь к зеленому листу. Дискуссия. А что это такое? Можно обратиться за ответом к интернету. Дискуссия (от лат. Discussio — рассмотрение, исследование) — обсуждение вопроса, проблемы. Д. — это спор, направленный на достижение истины и использующий только корректные приёмы. А что значит «корректные приемы»? Показать картинку с неправильной дискуссией (2-3 ответа) О чем же будет наш сегодняшний разговор? (о дискуссии и рассуждении) Тема: «Рассуждение. Дискуссия» Запишите тему в ваших рабочих листах. Очень важно уметь рассуждать именно в устной форме, принимать участие в дискуссии. Где нам может пригодиться это умение? (на устном собеседовании в 9 классе, на любых уроках в школе и не только на уроках) Действительно, умение правильно сформулировать свою точку зрения и корректно её доказать необходимо каждому из нас и применимо в любой области нашей жизнедеятельности. Попробуйте сформулировать цель, которую мы должны достигнуть сегодня на уроке. Цель: «Научиться в устной форме формулировать свое мнение, аргументированно доказывать его и делать вывод». Запишите цель в рабочий лист. | Отвечают на вопросы учителя, размышляют, делают выводы, формулируют тему и цель урока, записывают в рабочие листы(тетради) |
4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (3 МИН) | А теперь я предлагаю вам послушать небольшой музыкальный фрагмент. Попробуйте определить, какой инструмент звучит. (звучит музыка на бокалах - «Танец Феи Драже» из балета Чайковского «Щелкунчик»). – 15-20 сек Кто сможет назвать звучащий инструмент? (ответы детей) Многие из вас пытались представить себе этот инструмент, а кто-то точно знал, что это звучит, но не мог вспомнить название. То есть одни пытались понять, используя чувства, другие – разум. На самом деле, это два способа познания действительности, и оба они связаны нашим воображением. И сейчас я предлагаю вам немножко «повоображать». Закройте глаза и представьте себе автомобиль. Какой он? (спросить у 3-4 детей). А теперь представьте себе слона. Какой он? (3-4 ответа) На самом деле данные объекты не существуют в реальности, вы себе их только представили, но в то же время вы точно знали, как они выглядят. С чем же это связано? Как вы думаете? (предположения детей) Показать модельку машины. Что это? (Модель) Показать глобус. Что это за модель? (модель Земли) В нашем сознании существуют разнообразные модели всего того, что нас окружает. Для чего человек создает модели? (чтобы познать мир) Итак, моделирование – это способ познания мира. Скажите, пожалуйста, исходя из темы и цели нашего урока, как нам с вами сейчас может пригодиться моделирование? (ответы: мы можем создать модель текста-рассуждения, которую потом будем использовать при составлении подобных текстов). А зачем нам это нужно? Человеческим рассуждениям присущи: неформальность, нечеткость, нелогичность, широкое использование образов, эмоций и чувств, поэтому для точного выражения мыслей необходимо их упорядочить. Что нам может в этом помочь? (создание модели текста-рассуждения). Вспомнить, если потребуется, тему и цель. Это и будет нашей задачей на следующем этапе работы. | |
5. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА 1 ЭТАП АКТУАЛИЗАЦИЯ (2 МИН) | Давайте вспомним структуру рассуждения. Вопрос-ответ-1 доказательство+2 доказательство-вывод Что у нас получилось сейчас? - модель А теперь представим это в виде графической модели (слайд). В ваших рабочих листах есть данная модель. Дополните её, сделав необходимые записи. | Отвечают на вопросы (фронтальная работа). Один учащийся выходит к доске и восстанавливает структуру рассуждения. |
2 ЭТАП ПРОБНОЕ ДЕЙСТВИЕ (2 МИН) | Следующим этапом нашей работы будет составление текста по данной модели. Работаем в группах. Возьмите, пожалуйста, листы оранжевого цвета. Вы видите на них предложения, связанные общей темой. Скажите, какая тема их объединяет? (тема дружбы) У вас есть одна минута, чтобы восстановить текст. 1.У дружбы есть законы, которые следует соблюдать. 2.Большое или маленькое предательство – это подлый удар в спину, после которого предавший начинает медленно деградировать. 3.Поэтому надо дорожить дружбой и своей честью. 4.Не забывайте, что необдуманным словом или действием можно нанести другу боль. 5.Как сохранить дружбу? | Отвечают на вопрос учителя. Работают в группах. Представители групп озвучивают результат работы.
Вопрос: Как сохранить дружбу? Ответ: У дружбы есть законы, которые следует соблюдать. 1 аргумент: Не забывайте, что необдуманным словом или действием можно нанести другу боль. 2 аргумент: Большое или маленькое предательство – это подлый удар в спину, после которого предавший начинает медленно деградировать. Вывод: Поэтому надо дорожить дружбой и своей честью. |
3 ЭТАП ПОСТАНОВКА НОВОЙ ПРОБЛЕМЫ 5 мин | А теперь давайте познакомимся с отрывком из рассказа Юрия Казакова «Голубое и зеленое». Одна пара получает задание для работы по тексту: 1.Определите стиль и тип речи текста. 1) Научный, описание. 2) Публицистический, рассуждение. 3 Публицистический, повествование. 4) Художественный, повествование. 2. Какая проблема не затронута в этом тексте? 1) Роль молодежи в обществе. 2 Желание молодежи совершить подвиг. 3) Молодежь никто не понимает. 4) Молодые хотят внимания и славы. 3.Какое утверждение противоречит точке зрения автора? 1) Молодым быть очень плохо. 2) Молодежи хочется бурной жизни. 3) Молодым быть хорошо. 4) Молодежь волнует множество вопросов. Пока ребята работают над заданием, мы побеседуем по содержанию текста. 1) Какова тема текста? (проблемы молодежи) 2) О каких проблемах молодежи пишет автор? 3) Определите позицию автора. «Молодым быть очень плохо» Это утверждение, т.е. тезис. Запишите его в свои рабочие листы. Теперь проверим, как справились со своим заданием ребята, работавшие в парах. Ученики читают вопросы и ответы. Обращаем внимание на последний ответ: Молодым быть хорошо. Сравните это утверждение с записанным тезисом. Они противоположны. Противопоставление – это антитеза. Значит, второе утверждение можно назвать антитезисом. Запишите его в соответствующую графу вашего рабочего листа. | Читают текст, работают в парах, слушают учителя, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения, дискутируют. |
Физминутка 1 мин | Скажите, пожалуйста, а в чем или в ком очень нуждается человек в юности? Конечно в друге, в дружбе. Мы говорили о моделировании. А давайте сейчас попробуем создать модель дружбы. Встаньте со своих мест, посмотрите друг на друга. Что нам нужно сделать? Взяться за руки, улыбнуться, пожать друг другу руки. Вот и получилась у нас «Модель дружбы» | |
4 ЭТАП САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ (10+2 МИН) | А теперь я прошу вас поработать в группах и построить по модели небольшое устное рассуждение (5-6 предложений). 1 и 2 группа будут работать с тезисом «Молодым быть очень плохо», а 3 и 4 с антитезисом «Молодым быть хорошо». Аргументы подбирайте из текста. Вывод можете сформулировать сами. На выполнение этой работы даю вам 4 минуты. Теперь давайте выслушаем ваши высказывания. 1 и 2 группа – тезис 3 и 4 группа – антитезис В основе дискуссии всегда лежат противоположные точки зрения. Сейчас мы их услышали. Вы выполняли мое задание и успешно с ним справились, но скажите, какое утверждение близко вам и почему? 2-3 ответа | Работают в группах, представляют результат работы, задают вопросы друг другу. |
5 этап Закрепление 5 мин | А теперь я предлагаю вам такое задание: к предложенным тезисам сформулируйте антитезисы. Чем легче даются знания, тем лучше. - (Чем труднее даются знания, тем лучше) Человек всегда обязан всем, что у него есть, другим. - (Человек не всегда обязан всем, что у него есть, другим) - Действительно ли у нас получились противоположные точки зрения по затронутым проблемам? Почему? - Подберите аргументы к этим тезисам. Запас: Человек имеет право на ошибку. Смотреть телевизор – бесполезное занятие. Дружба в интернете возможна. | |
5. ИТОГ УРОКА (1 мин) | Итак, что мы сегодня вспомнили на уроке? Чему учились? Достигли ли цели урока? | Участвуют в подведении итога урока, формулируют выводы. |
6. РЕФЛЕКСИЯ ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. (2 мин) | В своих рабочих листах в поле «Итоги урока» впишите, пожалуйста, что нового вы узнали сегодня на уроке, чему научились и что сделали. я узнал я научился я сделал Оценки за работу на уроке получают… | Работают в рабочих листах. |
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (1мин) | Сделайте видеорепортаж на тему «Возможна ли дружба в интернете?». | Записывают в дневники задание на дом. |