СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием медиатекстов на тему: «Публицистический стиль. Составление информационной статьи «Газ у нас»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в технологии группового сотрудничества. Медиатексты прилагаются.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием медиатекстов на тему: «Публицистический стиль. Составление информационной статьи «Газ у нас»»

Конспект урока русского языка на тему:

Публицистический стиль. Составление информационной статьи «Газ у нас»


Тип урока: урок развития речи.

Цель урока: формирование умений работать с публицистическим стилем речи.

Материалы и оборудование: лист ватмана-газеты с заглавием «Газ у нас»; 4 листа формата А3 для оформления информационных статей в группах с заглавиями: «Историческая справка», «Особенности добычи природного газа», «Транспортировка и использование природного газа», «Безопасное использование в быту природного газа»; тексты и иллюстрации для групповой работы (приложение 1.1.); листы с заданиями для групповой работы (приложение 1.2.); индивидуальные листы оценивания (приложение 2); нетбуки с загруженными медиатекстами по теме на каждую группу (приложение 3), клей, ножницы.

Воспитательные задачи урока: воспитывать ценностное отношение к природным ресурсам (а именно: природному газу), закрепить правила безопасного использования в быту природного газа.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оформление доски:


ПС (схема со стрелочками вокруг)

Где?

Зачем?

Кому?

Как?

Число.

Классная работа.

Публицистический стиль. Составление информационной статьи «Газ у нас».




Цель: формировать умения работать с публицистическим стилем речи.


Задачи:

1.Выделить особенности текстов ПСР.

2. Рассмотреть примеры текстов ПС.

3.Написать информационную статью.

На обратной стороне доски:

Этапы работы над статьёй.

1.Сбор информации.

2.Отбор информации.

3.Составление плана.

4.Корректировка.

5.Оформление.


На обратной стороне доски:


Ватман с заглавием

«Газ у нас»




Технологическая карта хода урока


Планируемые ре­зультаты (ПР)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент.

Саморегуляция, слушание.

Слово учителя:

Приветствие. Сообщение темы урока.

Слушание.

Целеполагание. Создание мотивации.

Формирование умений целеполагания, понимания учебной задачи, стремления её выполнять,

планирования деятельности, самооценивания и самоконтроля.

Сообщение учителем цели урока и этапов её достижения (через задачи). Объяснение правил «формирующейся» отметки и работы с индивидуальным листом оценивания:

- На каждом этапе урока учащийся оценивает свою работу по указанным критериям, в конце урока учителем будут предложены ряд вопросов по качеству понимания прослушанной информации. Оценку по последнему критерию поставит учитель. Он же подсчитает сумму баллов и переведёт их в традиционную отметку по пятибалльной шкале оценивания.

Слушание. Целеполагание.

Принятие инструкции по работе с индивидуальным листом оценивания.






Организация познавательной деятельности.

Слушание учителя и друг друга. Умение запоминать прослушанную информацию. Говорение. Формирование логического умения работать со схемой.

Саморегуляция.

Предметные результаты: определение основных отличительных особенностей публицисти-ческого стиля речи.






Развитие творческих способностей.































Развитие навыков изучающего чтения.


Умение принимать учебную задачу, понимать инструкцию.













Умение работать с разными источниками информации. Выбирать главную информацию по теме.

Развитие навыков ознакомительного и поискового чтения.

Продуцирование собственного речевого высказывания в письменной форме.

Умение сотрудничать при групповой работе. Умение осуществлять контроль и коррекцию собственной деятельности и деятельности других.







Умение выступать на публике.


Эвристическая беседа.

- Предлагаю начать с первой ступени на пути к нашей цели, с решения первой задачи. Для этого заполним схему на доске (левая половина):

ПС – публицистический стиль речи. Где используется? Зачем? Кому предназначен? Как создаются тексты в ПС?



















Организация ролевой игры.

- Как же создаются тексты в ПС? Представим ситуацию, мы – журналисты. Нам предложено написать информационную статью на тему «Газ у нас». Тема актуальная для всех, комфорт каждого современного человека связан, так или иначе, с природным газом…

Учитель открывает правую часть (с обратной стороны) доски, на которой размещена газета с заглавием «Газ у нас».

- Попробуем создать интересную, познавательную, яркую газету «Газ у нас» для классного уголка безопасности. Рассчитываем на то, что её читателями будут ученики 5,6,7,8 классов, занимающиеся в этом кабинете.

- С чего Вы – журналисты начнёте работу над статьёй?




Включение в дидактическую игру «Кто больше?»:

- Узнаем, чья группа больше назовёт фактов про природный газ.

- Вы молодцы! Но по материалам, собранным в этом классе, можно назвать более 50 фактов про природный газ! Дополнительную информацию можно будет получить во время групповой работы с текстами статей (раздаточный материал) и медиатекстом на нетбуке.

Для экономии времени учитель предлагает ребятам посмотреть алгоритм работы над информационной статьёй, записанный с обратной стороны доски.


Учитель сообщает, что решить 2 и 3 задачи можно, поработав в группе. Знакомит ребят с инструкцией.

Инструкция.

Опираясь на предложенные материалы (фрагменты статей, фрагмент медиатекста, иллюстрации), каждой группе необходимо оформить на листе формата А3 информационную статью (у каждой группы будет твоя тема) для классного уголка безопасности «Газ у нас».

На карточках предложены опорные вопросы и задания по теме статьи.

Необходимо:

  1. Распределить вопросы для участников группы.

  2. Изучить тексты статей и видеоинформацию.

  3. Каждому сформулировать и записать в тетрадь развёрнутый ответ на свой вопрос.

  4. Помочь при необходимости товарищу.

  5. На основе полученных предложений составить текст.

  6. Подобрать подходящие к материалу иллюстрации.

  7. Подумать над расположением материалов на странице.

  8. Согласно общему видению внести информацию на страницу уголка, вклеить картинки.

  9. Подготовиться к групповой презентации продукта – информационной статьи.

Обратите внимание на Редактора (на данную роль учителем заранее назначается грамотный ученик), который должен будет проверить ответы каждого и по необходимости исправить ошибки. Назначьте Хранителя времени, который будет сообщать о каждой пройденной минуте.

Всего на работу даётся 15 минут.

Все материалы у вас на столах. Видео на нетбуке нужно «запустить» с паузы. Не забывайте оценивать себя в листах индивидуального оценивания. Удачного написания статьи и её презентации!



Учитель координирует работу в группах.





Учитель координирует презентацию продукта – информационной статьи. Учитель задаёт вопросы по теме каждой статьи для письменного ответа (на обратной стороне индивидуального листа оценивания), данные ответы будут оценены учителем и повлияют на формирование отметки ученика.

Включение в эвристическую беседу.



Примерный ход мышления: ПС используется в СМИ…Его основные задачи: информирование, воздействие на аудиторию, побуждение к определенным действиям. Текст ПС должен быть логичным, образным, эмоциональным, доступным для аудитории. Нужно знать, для кого создаётся материал, учитывать особенности адресата (например, возрастные и т.п.)

Включение в игровую деятельность.














Предполагаемый ответ: работа над информационной статьёй начинается со сбора информации по теме.


Игра.




Включение в ситуацию мотивации.






Изучающее чтение.





Слушание и принятие инструкции.





























Работа в группах. Просмотр медиатекста. Изучающее чтение информационных статей. Поисковое чтение, отбор необходимой информации по конкретному вопросу. Продуцирование собственного письменного речевого высказывания. Выполнение заданий по схематизации материала. Коллективное оформление статьи. Подготовка устного речевого высказывания для презентации статьи.


Презентация продукта – информационной статьи. Размещение её на газете «Газ у нас». Слушание друг друга. Письменные ответы на вопросы по прослушанной информации. Заполнение листа оценивания.


Подведение итогов урока.

Формирование логических умений анализа и синтеза, подведения под понятие.

Слово учителя:

- Вернёмся к цели нашего урока: формировать умения работать с ПСР. Мы смогли её достичь, решив ряд задач. А в награду расширили свой кругозор, получили полезную информацию о природном газе и оформили газету «Газ у нас» с несколькими интересными яркими статьями. Это говорит о нашей успешной коллективной работе на уроке.

Наблюдение за логикой построения урока. Слушание.




Рефлексия.

Формирование навыка рефлексии.

Слово учителя:

- Индивидуальный уровень активности и продуктивности на уроке Вы можете узнать, изучив данные индивидуального листа оценивания. Посмотрите, что у вас особенно хорошо получилось на уроке, а над чем нужно поработать.

Рефлексия.

Оценивание.

Формирование критического мышления.

Пожалуйста, передайте мне индивидуальные листы оценивания для перевода баллов в пятибалльную шкалу и выставления отметок за урок.

- Всем спасибо за урок! До свидания!

Сопоставление данных на листе оценивания и традиционной отметки.





Приложение 1.1.


Тесты и иллюстрации для групповой работы


1 ГРУППА. Тема: «ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА».


Фрагменты статьи «Как классифицируют залежи газа»

Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«Относительно происхождения природного газа (как, впрочем, и нефти) среди ученых до сих пор не существует единого мнения. Две основные концепции — биогенная и минеральная — утверждают разные причины образования углеводородных полезных ископаемых в недрах Земли…

По мнению ученых, придерживающихся биогенной теории образования нефти и газа, живые организмы, погибшие и опустившиеся на дно водоемов, разлагались в безвоздушном пространстве. Опускаясь все глубже из-за геологических движений, остатки разложившейся органики превратились под воздействием температуры и давления в углеводородные полезные ископаемые, в том числе — в природный газ».

«Полезные ископаемые, благодаря которым стало возможно бурное развитие современного человечества, образовались в меловом периоде мезозойской эры. Он начался 145–146 млн. лет назад, а закончился 65 млн. лет назад. В планетарном масштабе это совсем немного, ведь возраст Земли, по современным научным данным, составляет порядка 4,5–4,6 млрд. лет…

Именно в меловой период, который длился в течение 80 млн. лет, жили самые крупные за всю историю Земли животные — динозавры. Известно также, что в конце мелового периода случилось самое крупное вымирание этих животных. Ученые до сих пор спорят о причинах произошедшего. При этом именно биогенная теория возникновения полезных ископаемых является в настоящее время одной из ведущих».



http://www.gazprominfo.ru

https://yandex.ru

Первая газовая скважина в России (Саратовская область) http://energomatica.ru/istoriya-ispolzovaniya-prirodnogo-gaza.html

2 ГРУППА. Тема: «ОСОБЕННОСТИ ДОБЫЧИ ПРИРОДНОГО ГАЗА»


Фрагменты статьи «Как добывают природный газ»

Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«Природный газ заключен в мельчайшие поры, которыми обладают некоторые горные породы. Глубина, на которой находится природный газ, колеблется от 1000 метров до нескольких километров. После проведения геологоразведочных работ, когда установлено, где именно находятся залежи, начинается процесс добычи газа, то есть его извлечения из недр, сбора и подготовки к транспортировке».

«Газ извлекается из недр при помощи специально пробуренных скважин, которые называются добывающими или эксплуатационными»

«Природный газ поднимается по скважине за счет естественной энергии  — стремления в зону с наименьшим давлением».


Фрагменты статьи «В чем особенности морской добычи»

Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«Месторождения природного газа находятся не только на суше. Существуют морские месторождения — нефть и газ иногда встречаются и в недрах, скрытых водой».

«Для добычи углеводородов на морских месторождениях существуют плавучие буровые установки…»

«Такие платформы могут быть огромными: с жилыми помещениями для рабочих и экипажа, вертолетной площадкой, собственной электростанцией».


Фрагменты статьи «Как транспортируют природный газ»

Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«…Перед пуском газа по трубам его необходимо подготовить. Дело в том, что вместе с природным газом из скважины выходят различные примеси, которые могут испортить оборудование. Газ очищают от них несколько раз…»

«Газ нужно осушить, поскольку содержащаяся в нем влага также портит оборудование и может создать в трубе пробки — так называемые кристаллогидраты, которые внешне похожи на мокрый спрессованный снег…»

«Поскольку природный газ не имеет запаха, перед подачей потребителям его одорируют».

«Одорант — вещество, добавляемое в газ или воздух для придания ему характерного запаха. Ввод одоранта в поток газа осуществляется на одоризационных установках и способствует установлению его утечек».

Полупогружная буровая установка «Северное сияние», Южно-Киринское месторождение. http://www.gazprom.ru

Технологический комплекс по подготовке конденсата к транспорту

http://www.gazprom.ru

http://www.gazprominfo.ru




3 ГРУППА. Тема: «ТРАНСПОРТИРОВКА И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНОГО ГАЗА»
Фрагменты статей «Как транспортируют природный газ», «Как доставить газ без опасности» Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«Россия занимает первое место в мире по объему запасов природного газа. Доля «Газпрома» в этих запасах составляет около 70%».

«После извлечения из недр земли или моря газ нужно доставить потребителям…Самым распространенным способом доставки газа потребителям является транспортировка по трубам… Но перед пуском газа по трубам его необходимо подготовить».

«Магистральный газопровод — трубопровод, предназначенный для транспортирования природного газа из районов добычи к пунктам потребления. Основное средство передачи газа на значительные расстояния».

«Протяженность газопроводов «Газпрома» — 168,3 тысяч км. Если вытянуть трубы в одну линию, они смогут четырежды опоясать Землю».

«На большие расстояния газ перекачивается по магистральным газопроводам, но при доставке газа конечным потребителям используются уже газопроводы меньшего диаметра — газораспределительные сети.

«Состояние газопроводов постоянно контролируется. В этом людям помогают высокотехнологичные «свиньи», которые ползают по трубам в труднодоступных местах».

«Свиньи» — специальные приборы на батарейках, которые ползут внутри трубы и записывают информацию о состоянии газопровода. «Свинье», которая поползет по участку «Северного потока», придется преодолеть более 1,2 тыс. км».

«Для транспортирования газа с морских газовых промыслов на берег сооружаются подводные магистральные газопроводы».


Фрагменты статьи «Как строят подводные газопроводы»

Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«Глубина моря может достигать нескольких километров. Проложить трубы по дну — сложная задача. Но по дну Северного моря идут 6000 км трубопроводов, некоторые из которых там уже 40 лет».

«До начала укладки газопровода проводится тщательное исследование дна моря на протяжении всей трассы. Специалистам необходимо обнаружить все потенциальные препятствия — это и затонувшие корабли, и боеприпасы, и просто большие валуны. При необходимости препятствия либо устраняют, либо проектируют трассу в обход. На этом этапе специалисты также выявляют места, где будет необходимо производить заглубление трубопровода в грунт или его засыпку.

«Непосредственно укладка труб на дно моря ведется со специальных трубоукладочных судов. Суда-трубоукладчики — это огромные плавучие дома, на которых могут одновременно находиться несколько сотен человек».


Фрагменты статьи «Что можно сделать из природного газа»

Электронный ресурс. URL: http://www.gazprominfo.ru

«Природный газ отлично вступает в химическую реакцию горения. Поэтому чаще всего из него получают энергию — электрическую и тепловую. Но на основе газа можно сделать еще удобрение, топливо, краску и многое другое».

«Природный газ может использоваться как моторное топливо… Газ можно использовать для обычных автомобилей, сельскохозяйственного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта».



http://www.gazprominfo.ru

На заводе…http://www.gazprom.ru/press/media/2016/107302/


http://www.gazprominfo.ru



4 ГРУППА. Тема: «БЕЗОПАСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БЫТУ ПРИРОДНОГО ГАЗА»


Памятка. «Осторожно! Угарный газ!»


Угарный газ представляет собой бесцветный химический элемент, который является результатом горения чего-либо. При недостатке воздуха (нарушена тяга в дымоходах, плохое проветривание помещения и т.п.) может происходить неполное сгорание газа, что приводит к образованию угарного газа.


Обратите внимание:

1.Во время длительной работы газовых приборов необходимо периодическое проветривание помещения, т.к. дл я сжигания 1 куб. м газа необходимо 2 куб. м кислорода. 2.Использование газовых плит для обогрева помещения уже через 10-15 минут приводит к загрязнению воздуха в комнате угарным газом. 3. Газовую плиту и духовой шкаф необходимо содержать в чистоте (при её загрязнении продуктами питания газ сгорает не целиком, а с выделением угарного газа).






Приложение 1.2.


Задания для групповой работы


1 ГРУППА.

Задания и вопросы для оформления рубрики «Историческая справка»

1. Продолжи предложение, запиши, что получилось.

Биогенная теория происхождения газа говорит о том, что…

2. Какая страна считается самой старой добывающей газ страной на земле, почему?

3.Где и когда в России зажглись первые газовые фонари?

4.Как в 19 веке называли природный газ и как его получали?

5.В какое время люди осознали настоящую ценность природного газа и стали добывать его из недр земли?


2 ГРУППА.

Задания и вопросы для оформления рубрики «Особенности добычи природного газа»

1. Продолжи предложение, запиши, что получилось.

Месторождения природного газа могут быть двух видов: …

2.В чём заключаются особенности добычи природного газа на морских месторождениях?

3.Какова роль скважины в добыче газа?

4.Можно ли использовать свежедобытый газ. Почему?

5.Заполните схему «Этапы подготовки природного газа к использованию»


ГАЗ НУЖНО:

1.Добыть –»

очистить –»

… –»

… –»

… –»

Транспортировать потребителю


З ГРУППА.

Задания и вопросы для оформления рубрики «Транспортировка и использование природного газа»

1.Какой способ доставки природного газа потребителям является самым распространённым?

2.Что такое карта газопровОдов?

3.Что можно сказать о длине газопроводов?

4.Какой прибор и как помогает контролировать состояние газопроводов?

5. Составьте схему «Варианты использования природного газа»


4 ГРУППА.

Задания и вопросы для оформления рубрики «Безопасное использование в быту природного газа»

Выполните задания части А.

А.) ОПАСНОСТЬ №1: УТЕЧКА ГАЗА!

  1. Как обращаться с газовой плитой и почему?

  2. Что такое ОДОРАНТ? Зачем его добавляют в природный газ ещё до транспортировки?

  3. Как распознать утечку

  4. Составьте схему-инструкцию, что МОЖНО, а что НЕЛЬЗЯ делать при подозрении об утечке газа?

Б.) ОПАСНОСТЬ №2: УГАРНЫЙ ГАЗ!

Выучите памятку «Осторожно! Угарный газ!». Подумайте, сможете ли Вы на её основе составить ментальную карту, чтобы включить её в вашу статью или логичнее использовать в статье данную памятку без изменений (можно вклеить).





Приложение 2


Индивидуальный лист оценивания (приём формирующего оценивания)


Фамилия, имя

Справился самостоятельно, качественно (2)

Справился при помощи других (1)

Не справился, будем искать причину (0)

1.Изучил предложенную

информацию.




2.Сформулировал полный ответ.




3. Без ошибок записал ответ.




4. Участвовал в презентации.




5.Отвечал на вопрос по прослушанной информации.




* Выполнял дополнительную роль (оформителя, хранителя времени, редактора), задавал группе дополнительный вопрос, отвечал на дополнительный вопрос, участвовал в беседе по теме урока – 1 балл за каждый ответ или выполненную роль.





Итоги: 10б.-«5», 8-9б. – «4». 5-7б. – «3».