СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка с использованием средств субъективизации

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка с использованием средств субъективизации»

              Урок русского языка с использованием средств субъективизации  Выполнила: Удод. Е.А, учитель русского языка и литературы МОУ «ШКОЛА №9 Г. ТОРЕЗА»

Урок русского языка с использованием средств субъективизации

Выполнила:

Удод. Е.А, учитель русского языка и литературы

МОУ «ШКОЛА №9 Г. ТОРЕЗА»

1.Мобилизующий этап. Идентификация. Используя «подсказки» узнай часть речи. -Имеет общие признаки с прилагательным и глаголом, причастно к ним, совмещает свойства и той, и другой части речи, поэтому так и называется. -Учёные-лингвисты до сих пор спорят, является ли эта часть речи самостоятельной или глагольной формой, то есть разновидностью глагола. -Обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию.

1.Мобилизующий этап. Идентификация.

Используя «подсказки» узнай часть речи.

-Имеет общие признаки с прилагательным и глаголом, причастно к ним, совмещает свойства и той, и другой части речи, поэтому так и называется.

-Учёные-лингвисты до сих пор спорят, является ли эта часть речи самостоятельной или глагольной формой, то есть разновидностью глагола.

-Обозначает проявляющийся во времени признак предмета по его действию.

 Это причастие
  • Это причастие
 Реши формулу 2+?+1+1+?=7  Задай задание к упражнению. 1)Я ехал один на стареньком. Видавшем виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встретит меня выженная трава, тучи горько-солёной пыли и зной.2)Суслики, стоявшие на часах, заслышав мотор, бросились вгустую траву.3)Совсем стемнело. Вдруг вместе с прохладным ветерком донёсся откуда-то чуть различимый горький запах костра. 4)Широкий паром, приткнувшийся к берегу, казался морским чудовищем.5) В неровном свете костра шалаш, сложенный из камыша, был похож на огромную задремавшую птицу.  А. Некрасов.

Реши формулу 2+?+1+1+?=7 Задай задание к упражнению.

  • 1)Я ехал один на стареньком. Видавшем виды «Москвиче» и боялся, что за Уралом встретит меня выженная трава, тучи горько-солёной пыли и зной.2)Суслики, стоявшие на часах, заслышав мотор, бросились вгустую траву.3)Совсем стемнело. Вдруг вместе с прохладным ветерком донёсся откуда-то чуть различимый горький запах костра. 4)Широкий паром, приткнувшийся к берегу, казался морским чудовищем.5) В неровном свете костра шалаш, сложенный из камыша, был похож на огромную задремавшую птицу.
  • А. Некрасов.
Решение формулы 2+1+1+1+2=7 Цифры в формуле обозначают количество причастий в каждом предложении текста. Предполагаемое задание к упражнению: Выписать словосочетания «причастие + существительное».
  • Решение формулы 2+1+1+1+2=7
  • Цифры в формуле обозначают количество причастий в каждом предложении текста.
  • Предполагаемое задание к упражнению:
  • Выписать словосочетания «причастие + существительное».
Самопроверка Видавшем виды, выженная трава, стоявшие на часах, различимый запах, приткнувшийся к берегу, сложенный из камыша, задремавшую птицу

Самопроверка

  • Видавшем виды,
  • выженная трава,
  • стоявшие на часах,
  • различимый запах,
  • приткнувшийся к берегу,
  • сложенный из камыша,
  • задремавшую птицу
Сгруппируй слова по названию орфограмм: «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». «Действительные и страдательные причастия».
  • Сгруппируй слова по названию орфограмм:
  • «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
  • «Действительные и страдательные причастия».
Самопроверка «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»(видавшем виде «Москвиче», стоявшие на часах, различимый запах, приткнувшийся к берегу, задремавшую птицу). «Действительные и страдательные причастия»(видавшем(д.), выженная(с.), стоявшие(д.), различимый(с.), приткнувшийся(д.), сложенный(с.), задремавшую(д.)

Самопроверка

  • «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий»(видавшем виде «Москвиче», стоявшие на часах, различимый запах, приткнувшийся к берегу, задремавшую птицу).
  • «Действительные и страдательные причастия»(видавшем(д.), выженная(с.), стоявшие(д.), различимый(с.), приткнувшийся(д.), сложенный(с.), задремавшую(д.)
 Внимание! -Какую орфограмму не учли?

Внимание!

-Какую орфограмму не учли?

Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглагольных прилагательных.
  • Одна и две буквы н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна н в отглагольных прилагательных.
 Постановка целей урока:  Изучить….  Научиться….
  • Постановка целей урока:
  • Изучить….
  • Научиться….
Изучить правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Научиться применять эти правила на письме.
  • Изучить правописание н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
  • Научиться применять эти правила на письме.
Познай новое!  Работа в группах. 1 группа- «н в причастиях и отглагольных прилагательных» 2 группа- «нн в причастиях и отглагольных прилагательных» 3 группа- «Запомни! Всегда нн».

Познай новое! Работа в группах.

  • 1 группа- «н в причастиях и отглагольных прилагательных»
  • 2 группа- «нн в причастиях и отглагольных прилагательных»
  • 3 группа- «Запомни! Всегда нн».
Распределительный словарный диктант. Связанная кофта, печёный картофель, названый брат, желанный, вязаная кофта, иллюстрированный, печёный в костре, священный, невиданный, посажёный отец, негаданный, сушёные грибы, решённая задача, корчёванный, жареная рыба, нежданный, неслыханный, конченый человек, вязанная из шерсти, кованый, жёваный, нечаянный, балованный, казнённый.
  • Распределительный словарный диктант.
  • Связанная кофта, печёный картофель, названый брат, желанный, вязаная кофта, иллюстрированный, печёный в костре, священный, невиданный, посажёный отец, негаданный, сушёные грибы, решённая задача, корчёванный, жареная рыба, нежданный, неслыханный, конченый человек, вязанная из шерсти, кованый, жёваный, нечаянный, балованный, казнённый.
Мои действия Алгоритм  1.Проанализируйте выписанные слова.  2.От каких частей речи образованы причастия? Сделайте выводы.  3.Сформулируйте правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.  4.Сопоставьте его с материалом учебника.  5.Представьте правило в виде опорной схемы, таблицы или алгоритма.  6.Подготовьте задание(5 слов) на это правило для других групп, используя материал учебника.  7.Презентуйте результаты работы в группе.

Мои действия

  • Алгоритм

1.Проанализируйте выписанные слова.

  • 2.От каких частей речи образованы причастия? Сделайте выводы.
  • 3.Сформулируйте правило написания н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных.
  • 4.Сопоставьте его с материалом учебника.
  • 5.Представьте правило в виде опорной схемы, таблицы или алгоритма.
  • 6.Подготовьте задание(5 слов) на это правило для других групп, используя материал учебника.
  • 7.Презентуйте результаты работы в группе.
1 группа. «н в причастиях и отглагольных прилагательных».  1)Печёный картофель  2)вязанная кофта  3)сушёные грибы  4)жареная рыба.
  • 1 группа. «н в причастиях и отглагольных прилагательных».
  • 1)Печёный картофель
  • 2)вязанная кофта
  • 3)сушёные грибы
  • 4)жареная рыба.
2 группа. « нн в причастиях и отглагольных прилагательных».  1)Решённая задача  2)названый брат, посажёный отец, конченый человек  3)печённый в костре, вязанная из шерсти  4)кованый, жёваный.
  • 2 группа. « нн в причастиях и отглагольных прилагательных».
  • 1)Решённая задача
  • 2)названый брат, посажёный отец, конченый человек
  • 3)печённый в костре, вязанная из шерсти
  • 4)кованый, жёваный.
3 группа. «Запомни! Всегда нн».  1)Желанный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, казнённый.
  • 3 группа. «Запомни! Всегда нн».
  • 1)Желанный, священный, невиданный, негаданный, нежданный, неслыханный, нечаянный, казнённый.
Коллективный алгоритм  н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.  н  нн Если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида и не имеют при себе зависимых слов: Печёный картофель Если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов совершенного вида: Связанная кофта Вязаная кофта Сушёные грибы Решённая задача  Искл: Жареная рыба Названый брат Посажёный отец Конченый человек  От глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:  печённый в костре Вязанная из шерсти. В словах на – ованный, -ёванный: Иллюстрированный Корчёванный Балованный  Искл: кованый,жёваный.

Коллективный алгоритм н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

н

нн

Если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов несовершенного вида и не имеют при себе зависимых слов:

Печёный картофель

Если причастия и отглагольные прилагательные образованы от глаголов совершенного вида:

Связанная кофта

Вязаная кофта

Сушёные грибы

Решённая задача

Искл:

Жареная рыба

Названый брат

Посажёный отец

Конченый человек

От глаголов несовершенного вида и имеют при себе зависимые слова:

печённый в костре

Вязанная из шерсти.

В словах на – ованный, -ёванный:

Иллюстрированный

Корчёванный

Балованный

Искл: кованый,жёваный.

Запомнить! Всегда нн: желанный священный невиданный негаданный нежданный неслыханный нечаянный казнённый
  • Запомнить! Всегда нн:
  • желанный
  • священный
  • невиданный
  • негаданный
  • нежданный
  • неслыханный
  • нечаянный
  • казнённый
Работа с текстом Задание «Восстанови текст» Восстановите в тексте страдательные причастия и прилагательные, которые потерялись

Работа с текстом

  • Задание «Восстанови текст»
  • Восстановите в тексте страдательные причастия и прилагательные, которые потерялись
Народные промыслы – детям Издавна в России делали игрушки для детей: ….. из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и ….. куклы, ….. свистульки и ярко ….. матрёшки, пёстро ….. погремушки, …..мячики, ….. из дерева волчки, широко ….. куклы- «лесовики», ….. из дерева, мха, шишек и травы. Эти игрушки собраны в музее игрушки в ….. городе Сергиевом Посаде, ….. , недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают ….. глиняные фигурки людей и животных, ….. в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют ….. .

Народные промыслы – детям

Издавна в России делали игрушки для детей: ….. из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и ….. куклы, ….. свистульки и ярко ….. матрёшки, пёстро ….. погремушки, …..мячики, ….. из дерева волчки, широко ….. куклы- «лесовики», ….. из дерева, мха, шишек и травы.

Эти игрушки собраны в музее игрушки в ….. городе Сергиевом Посаде, ….. , недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают ….. глиняные фигурки людей и животных, ….. в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют ….. .

Взаимопроверка.  Оригинал текста. Народные промыслы – детям.  Издавна в России делали игрушки для детей: вырезанные из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломенные куклы, глиняные свистульки и ярко разукрашенные матрёшки, пёстро расписанные погремушки, берестяные мячики, выточенные из дерева волчки, широко распространённые куклы- «лесовики», выделанные из дерева, мха, шишек и травы.  Эти игрушки собраны в музее игрушки в старинном городе Сергиевом Посаде , расположенном недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают раскрашенные глиняные фигурки людей и животных, изготовленные в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют – дымковские .

Взаимопроверка. Оригинал текста.

Народные промыслы – детям.

Издавна в России делали игрушки для детей: вырезанные из дерева фигурки лошадей и животных, тряпичные и соломенные куклы, глиняные свистульки и ярко разукрашенные матрёшки, пёстро расписанные погремушки, берестяные мячики, выточенные из дерева волчки, широко распространённые куклы- «лесовики», выделанные из дерева, мха, шишек и травы.

Эти игрушки собраны в музее игрушки в старинном городе Сергиевом Посаде , расположенном недалеко от Москвы. Особое место в экспозиции занимают раскрашенные глиняные фигурки людей и животных, изготовленные в Дымкове (недалеко от Вятки). Эти игрушки так и называют – дымковские .

Синтаксическое задание Назовите причастные обороты вместе с определяемыми словами .

Синтаксическое задание

  • Назовите причастные обороты вместе с определяемыми словами .
Взаимопроверка задания. Вырезанные из дерева фигурки ; ярко разукрашенные матрёшки ; пёстро расписанные погремушки; выточенные из дерева волчки ; широко распространенные куклы- «лесовики; выделанные из дерева, мха, шишек и травы ; городе Сергиевом Посаде, расположенном недалеко от Москвы; фигурки , изготовленные в Дымкове .

Взаимопроверка задания.

  • Вырезанные из дерева фигурки ; ярко разукрашенные матрёшки ; пёстро расписанные погремушки; выточенные из дерева волчки ; широко распространенные куклы- «лесовики; выделанные из дерева, мха, шишек и травы ; городе Сергиевом Посаде, расположенном недалеко от Москвы; фигурки , изготовленные в Дымкове .
Словарно-орфографическая работа ? -это страдательное причастие . Является определением в предложении с причастным оборотом .В нём 10 букв и 10 звуков .

Словарно-орфографическая работа

? -это страдательное причастие . Является определением в предложении с причастным оборотом .В нём 10 букв и 10 звуков .

Это слово выточенные

Это слово выточенные

Определите лексическое значение слова

Определите лексическое значение слова

Лексическое значение слова Выточенный- правильный ,с тонкими строгими линиями ,(о чертах лица , формах тела , предмета).

Лексическое значение слова

  • Выточенный- правильный ,с тонкими строгими линиями ,(о чертах лица , формах тела , предмета).
Словообразование Приставка ; вы-; Корень -точ-; Суффикс –енн ; Окончание -ые.

Словообразование

  • Приставка ; вы-;
  • Корень -точ-;
  • Суффикс –енн ;
  • Окончание -ые.
Морфологический разбор (письменно )  Выточенное – причастие . 1. Волчки(какие?)выточенные 2.Н.ф.-выточенный Пост. признаки – страд. ,прош. вр, сов.вид; 3.Какие волчки? выточенные(определение).

Морфологический разбор (письменно )

Выточенное – причастие .

1. Волчки(какие?)выточенные

2.Н.ф.-выточенный

Пост. признаки – страд. ,прош. вр, сов.вид;

3.Какие волчки? выточенные(определение).

Правописание слова выточе нн ые
  • Правописание слова выточе нн ые
Подведи итог.  Прочитайте высказывания лингвистов и писателей о причастии .Что особенного они видят в этих словах?

Подведи итог.

Прочитайте высказывания лингвистов и писателей о причастии .Что особенного они видят в этих словах?

Лингвисты о причастии. «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».  М.В.Ломоносов «Часть речи ,причастная глаголу, в образе прилагательного».  В.И.Даль. «Мы не говорим :карета , скачущая по мосту , слуга метущий комнату .Мы говорим :которая скачет, который метёт , заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом …»  А.С.Пушкин.

Лингвисты о причастии.

  • «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

М.В.Ломоносов

«Часть речи ,причастная глаголу, в образе прилагательного».

В.И.Даль.

«Мы не говорим :карета , скачущая по мосту , слуга метущий комнату .Мы говорим :которая скачет, который метёт , заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом …»

А.С.Пушкин.

Выводы: 1.Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее. 2.Без причастия письменная речь бедна и вяла .

Выводы:

1.Совмещение в одном слове признаков разных частей речи делает эти слова содержательнее и экономнее.

2.Без причастия письменная речь бедна и вяла .

Поэтическая минутка. Прочитайте стихотворение А.Твардовского выразительно вслух .Обьясните правописание нн в выделенных словах Эх , суконная , казённая, Военная шинель,- У костра в лесу прожённая , Отменная шинель. Знаменитая, пробитая В бою огнём врага Да своей рукой зашитая,- Кому не дорога! Упадешь ли ,как Подкошенный , Пораненный нам брат, На шинели той поношенной  Снесут тебя в санбат.

Поэтическая минутка. Прочитайте стихотворение А.Твардовского выразительно вслух .Обьясните правописание нн в выделенных словах

Эх , суконная , казённая,

Военная шинель,-

У костра в лесу прожённая ,

Отменная шинель.

Знаменитая, пробитая

В бою огнём врага

Да своей рукой зашитая,-

Кому не дорога!

Упадешь ли ,как

Подкошенный ,

Пораненный нам брат,

На шинели той поношенной

Снесут тебя в санбат.

Домашнее задание. 1)Пользуясь орфографическим словарём, составить словарный диктант на изученную тему (20 слов или словосочетаний). 2)Выписать из произведений  А. С. Пушкина 5 предложений с  правописанием н и нн в страдательных  причастиях прошедшего времени.  3)Выполнить упражнение 137.

Домашнее задание.

1)Пользуясь орфографическим словарём, составить словарный диктант на изученную тему (20 слов или словосочетаний).

2)Выписать из произведений

А. С. Пушкина 5 предложений с

правописанием н и нн в страдательных

причастиях прошедшего времени.

3)Выполнить упражнение 137.

Рефлексия. Научился … Умею … Интересно … Занимательно …

Рефлексия.

  • Научился …
  • Умею …
  • Интересно …
  • Занимательно …
Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.