СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка " Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по УМК " Начальная школа 21 века"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка " Синонимы"»

Урок русского языка во 2 классе по теме

«Синонимы. Использование синонимов в речи»


Тема урока: Синонимы. Использование синонимов в речи.

Цель: дать понятия о синонимах, учить подбирать синонимы.

Формируемые УУД:

  1. Познавательные УУД: формировать умения находить синонимы, Различать синонимы и родственные слова.

  2. Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать;

  3. Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение ,умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.

  4. Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты урока: развивать умение находить синонимы в тексте.

Цели:

• развивать речь, обогащать словарный запас, повышать уровень языкового развития.

• способствовать более прочному и сознательному усвоению изучаемого материала.

• развивать грамотную , правильную речь , мышление , внимание , кругозор ;

Цель урока: учить подбирать синонимы, составлять синонимический ряд.

Задачи:

• формирование представлений о многозначности слов русского языка;

• формировать умение находить синонимы ;

•развивать монологическую речь учащихся, интерес к предмету;

• формировать у учащихся умение оценивать друг друга и себя, критерии оценки.

Оборудование:

• учебник С.В.Иванова "Русский язык" 2 класс;


Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь и пожелайте отличного настроения и хорошей работы.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся

-Посмотри на доску.

-Как вы думаете, какое задание можно выполнить?

Берёза, друг, приятель, берёзовый, березняк, товарищ, берёзка.

Дети выделяют две группы. Одна- родственные слова. А –вторая?

Мы узнаем, отгадав кроссворд.

l. Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто? что? (существительное).

2. Место, где начинается река (исток).

3. Дом диких животных в земле (нора).

4. Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

5. Суффикс прилагательного зимний (н).

6. И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет (иней).

7. Антоним к слову “быстрый” (медленный)

8. Окончание в слове “морозы”. (ы)

-Прочитай, как же называются эти слова?

-Какова тема нашего урока?

II. Введение в тему урока, постановка целей урока.

Предположите, какие цели вы бы поставили:

(Цели: - будем учиться … )

Посмотрим на первую группу слов. (родственные слова)

Вспомним правило.

-А что мы можем сказать о синонимах?

-На какой вопрос отвечают?

-Какой частью речи являются?

-Что же у них общего?

-Чем различаются?

Работа с книгой: с.42.

Чтение правила.

Постановка учебной задачи.

III. Восприятие нового материала

Работа в группах

Даны два текста. Прочитай, сравни. Чем различаются?

  1. С самого утра во дворе слышны весёлые крики малышей. Ребята строят ледяную горку. Дети сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет детворе кататься с горки.

  2. С самого утра во дворе слышны весёлые крики ребят. Ребята строят ледяную горку. Ребята сделали из снега холмик и заливают его водой. Весело будет ребятам кататься с горки.

-Выпиши только те слова, которыми эти тексты различаются. Близки ли эти слова по значению? Что они обозначают? На какой вопрос отвечают?

Проверка.


IV. Физкультминутка.

Я буду называть пары слов. Если это синонимы, то хлопаем над головой, если нет, то приседаем.

Травка- травяной, приятель- друг, рыдать- плакать, холод- похолодать, фантазия- мечта, шагать- идти, бегун- забежать.

VI. Контроль знаний

Дифференцированная работа.

-Я предлагаю вам три уровня заданий. Определитесь с выбором.

Для проверки использую « светофорчики».

•синий

Какие из слов являются синонимами.

1). Вода, лёд 2).есть, кушать, 3). Бежать, лететь 4).дача, лето

•зелёный

2). Замени данные глаголы близкими по значению:

Дежурный наблюдает-……………….(следит)

Ребёнок балуется-………………….(шалит)

•красный

Замени глаголами-синонимами:

Сидеть сложа руки-………………………..(бездельничать)

Замести следы-………………………………(скрыться)

Дополнительное задание:

Какое слово лишнее:

Большой- огромный, гигантский, говорливый.

Проверка.

VII. Работа в группах

  1. Найди синонимы, докажи

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

  1. Найди синонимы, докажи

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

  1. Найди синонимы, докажи

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться.

Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Ребята, слова метель, вьюга, буран, пурга - синонимы, так как имеют общее значение: «ветер, вихрь со снегом». Но каждый синоним имеет и свой оттенок значения. Ребята посмотрели значение в словаре и сейчас нам расскажут.

Метель- сильный ветер со снегом;

Вьюга- снежная буря (круговерть);

Буран- метель в степи;

Пурга- очень сильная метель.

Составьте и запишите предложение с этими словами.

VI II. Развитие речи (творческая работа)

-Рассмотри картину зимы

Подготовительная работа:

-Перед вами карточки. Работа в парах.

1. -Описывая снег, какие можно подобрать слова?

(искрится, сверкает, блестит)

-Прохлада-…………….(свежесть, холодок)

Дрожать-……………..(трястись, трепетать)

Тропинка-………(тропа, дорожка, стёжка)

Как они называются?

2.-Найти в словаре «Синонимы» синоним к слову

Февраль-……..(снежень, лютый)

-Как думаете, почему так?

-А какую пословицу знаете?

-Используя данный материал и опорные слова:

Однажды, отправились, птиц, покормить, увидели, следы.

-Придумай и напиши сочинение.

-Дети под музыку пишут .

-Проверка.

I Х. Итог урока.Рефлексия.

Дети формируют итог с помощью опорных слов:

Я понял……………………

Мне понравилось……………………..

Было трудно……………………..

-На снежинках, которые перед вами, запиши.

Я………………………..доволен собой.

Я испытываю затруднения, когда………………….

Я бы хотел стать более……………

-Прикрепите их на картину (на доске).