Строение и грамматическое значение словосочетаний. 8 класс.
Словосочетание- номинативная единица языка
- В чем сходство слова и словосочетания?
- Чем отличается слово от словосочетания?
- Чем отличается предложение от словосочетания?
- Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?
Задание
Подумайте и ответьте, какие группы из вышеперечисленных слов являются словосочетаниями, а какие нет.
Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.
Вопросный план
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
- Словами каких частей речи может быть выражено главное слово в словосочетании?
Словосочетание
- Это соединение двух или более знаменательных слов , служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения.
- Слова связываются между собой по смыслу и грамматически . Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая -с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова.
- В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак действие), а другое – зависимое ( поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного.
Виды словосочетаний по главному слову
- Глагольные - главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием.
Говорить громко , читать книгу
- Именные – главное слово выражен о именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
Деревья в лесу , недовольный работой
- Наречные – главное слово выражено наречием
По-прежнему важно, незадолго до концерта
Виды словосочетаний по главному слову
Виды словосочетаний
Глагольные
Именные
главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием
главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
Наречные
Говорить громко , читать книгу
главное слово выражено наречием
Деревья в лесу , недовольный работой
По-прежнему важно, незадолго до концерта
Тест
1. Укажите именные словосочетания:
А) Устный счет
Б) участие в соревновании
В) участвовать в игре
Г) чествовать победителя
Д) шел по дороге
2. Укажите глагольные словосочетания:
А) гигантский завод
Б) сверкнуть на солнце
В) доблестный воин
Г) неприятный запах
Д) работать на поле
Ответы
1. а, б
2. б, д
Задание
Что вы можете сказать о словосочетаниях:
Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом, Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое -кто из студентов, Великая Отечественная война, сесть в калошу, сломя голову.
Задание
Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний:
Золотая монета - монета из золота
Спортивная обувь - обувь для спорта
Кожаная куртка - куртка из кожи
Правка редактора - редакторская правка
Кленовый лист - лист клена
Виды подчинительной связи в словосочетаниях
Как распознать словосочетание
- Чтобы выделить словосочетание из предложения, нужно:
- Подчеркнуть грамматическую основу.
- Выделить словосочетания, относящиеся к группе подлежащего.
- Выделить словосочетания, относящиеся к группе сказуемого.
Пример на следующем слайде.
Пример
Узкая дверь маленького домика медленно открылась и скрипнула несмазанной петлей.
Основа – дверь скользнула и скрипнула.
Группа подлежащего – дверь домика (управление) ,
узкая дверь (согласование),
маленького домика (согласование)
Группа первого сказуемого – медленно открылась
(примыкание)
Группа второго сказуемого – скрипнула петлей
(управление)
Самостоятельная работа Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания
1 вариант
2 вариант
Гений Пушкина
При жизни авторов
Герои века
Оставив права
Становятся историей
Недаром поступили в роль
Вдумывающемуся в роль
Определили значение
В этой пьесе
Не находим следов
Никакого самолюбия
В современном веке
Затерявшись в толпе
Останется в литературе
Бесчисленного хора
Позднейшие герои
Остановиться на выводах
Каменеют в неподвижности
Самостоятельная работа Из данных предложений выписать все словосочетания и выполнить их синтаксический разбор
1 вариант
2 вариант
Позади молодой осинки высится старый лес.
Я рад предстоящей встрече с осенним лесом.
Домашнее задние
- Словарь
- Составить связный рассказ о словосочетании.
- Упражнение 71 (по заданию)
Использованные ресурсы
- Русский язык. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская. М.: Просвещение, 2011.
- Раилко Н.С. Открытые уроки русского языка 5- 9 классы.-М.: Вако, 2011.