Урок русского языка по теме: «Фразеологизмы: знакомые незнакомцы»
Задачи урока.
Обучающая :
Изучить материал по теме: «Фразеологизмы»; познакомиться с группами фразеологизмов по происхождению, установить сходство между фразеологизмами и словами.
Развивающая :
развить познавательный интерес ребят к изучаемой теме, обогатить словарный запас учащихся, закрепить навык самостоятельной работы с материалами по изучаемой теме.
Воспитывающая:
воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
«Фразеологизмы составляют народную физиономию языка,
его оригинальные средства и его самобытное , самородное богатство богатство»
В.Г.Белинский
1. Организационный момент (2 мин).
2. Актуализация знаний. Повторение. Проверка домашнего задания.
а) вступительное слово учителя.
Урок наш будет не совсем обычным. Сегодня мы побудем в роли учёных-лингвистов и будем исследовать предмет изучения на сегодняшнем уроке.
На доске записана тема сегодняшнего урока: «Фразеологизмы – знакомые незнакомцы».
б) изучение темы параграфа учебника.
Эпиграфом к нашему уроку служат слова В.Г.Белинского. Как вы понимаете высказывание критика? Согласны ли вы с В.Г.Белинским? (обсуждение).
Сегодня наша общая задача – за крепить знания о фразеологизмах и убедиться, что они действительно знакомые незнакомцы, они являются оригинальными средствами языка и обогащают нашу речь.
Как я уже сказала, сегодня мы с вами превратимся в ученых-лингвистов и изучим фразеологизмы. Итак, начинаем.
Не все фразеологизмы одинаковы. Прежде всего, они делятся на группы по тому критерию, как они образовались. Наша группа ученых исследовала фразеологизмы и сейчас представит нам результаты своего исследования.
Выходят ребята. Они показывают презентацию «Группы фразеологизмов по происхождению».(четверо «учёных», каждый рассказывает о своей группе)
Закрепим материал: на какие же группы по происхождению делятся фразеологизмы? Приведите примеры.
З а д а н и е №1 Фразеологическая разминка.
-- Куда вставляют палки?
(Вставлять палки в колеса)
-- Что бьют бездельники?
(Бьют баклуши)
-- Кого тянут за хвост?
(Тянуть кота за хвост)
--Чем хлопают, когда ничего не понимают?
(хлопают глазами)
Учитель: ребята, вы очень быстро справились с этим заданием. И знаете, почему? Потому что мы очень часто используем фразеологизмы в речи, даже сами того не замечая. Помните тему нашего урока:)(ответы ребят…)
Дв, действительно, фразеологизмы часто называют знакомыми незнакомцами. Они в нашей речи появились очень давно. И их семья продолжает пополняться. А теперь мы проверим, насколько хорошо мы с ними знакомы.
З а д а н и е №2. (ребята работают письменно в своим тетрадях, потом проверка).
На слайде записаны выражения. В два столбика запишем свободные словосочетания и фразеологизмы.
1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.
2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,
Проверяем. Замечательно, ребята, вы справились с этим исследованием.
З а д а н и е №3 (устно).
На слайде вы видите предложения. Не во всех есть фразеологизмы. Найдите фразеологизмы, назовите их и объясните, что они обозначают:
1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.
2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.
3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.
4. На голубом небе не было ни облачка.
5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.
6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.
7. Все слушали его раскрыв рот.
8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.
З а д а н и е № 4 ( индивидуально письменно в тетрадях)
Попробуйте восстановить фразеологизмы, вставив вместо пропусков нужное слово.
Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); намылить ... (руки, шею, голову); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).
Молодцы. Вы замечательно справляетесь с исследованием .Какую работу мы с вами проделали?( Вспомнили некоторые из них, восстановили недостающее слово в фразеологизмах).
З а д а н и е № 5 (первая половина задания письменно, вторая - устно).
А теперь вы, уважаемые ученые-лингвисты, разделитесь на группы. У каждой группы будут свои фразеологизмы, но задание у всех одно: вы должны объяснить значение фразеологизмов, используя подсказки:
I группа
1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.
Подсказки: а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть.
II группа
1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.
Подсказки: а) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать.
III группа
1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар.
Подсказки: а) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е) хитрить, лукавить.
4. Физкультминутка.
Ну. Что же, уважаемые ученые, вы славно поработали, а теперь мы немного разомнемся. А помогут нам в проведении физкультминутки тоже фразеологизмы.
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побъем друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем наше исследование.
Я думаю, вы уже достаточно опытны, чтобы самостоятельно провести исследование потруднее.
З а д а н и е № 6.
На слайде вы видите предложения, в состав которых входят фразеологизмы. Замените их одним словом-синонимом(а, кстати, что такое синонимы?):
1. Все бежали как на пожар.
2. Туристы берегли спички как зеницу ока.
3. Рыбы в нашем озере пруд пруди.
4. Для Сережиного друга починить велосипед – раз плюнуть.
5. Из похода мы возвращались черепашьим шагом.
6. Маслята попадались грибникам на каждом шагу.
7. Услышав в кустах треск, ребята показали пятки.
8. Для спасения урожая колхозники трудились не покладая рук.
9. Бабушка встречала нас всегда с распростертыми объятиями.
10. Пуговица на куртке держалась на честном слове.
Проверим, что у вас получилось.
Молодцы, справились!
З а д а н и е № 7 (устно)
Ребята, вы просто супер-ученые и, конечно, справитесь с нашим последним исследовательским проектом. Вы видите на слайде фразеологизмы, которые заключают в своем значении то или иное качество людей. . Цель вашего исследования – объяснить, о каком человеке можно сказать, используя эти фразеологизмы.
Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.
Ну, ччто же,ребята, наше исследование прошло весьма успешно. Мы смогли своими знаниями доказать утверждение о том, что фразеологизмы – наши знакомые незнакомцы, так как мы успешно справились со всеми заданиями. А теперь мы должны сделать вывод.
6. Подведение итогов урока.
Что мы с вами сегодня делали на уроке? (Исследовали, что такое фразеологизмы , повторяли разделы науки о языке, обобщали наши знания).
Какие новые фразеологизмы вы узнали сегодня на уроке?
Давайте вспомним эпиграф к нашему уроку. Теперь вы понимаете, почему В. Г. Белинский назвал фразеологизмы оригинальными средствами?
Мы активно сегодня поработали, многое повторили, обобщили наши знания. Хорошая работа-это хорошие оценки(выставляем оценки за урок).
Но это ещё не конец исследования. Ваше домашнее задание: вы должны составить шесть правил работы не уроке, используя фразеологизмы. Пусть они будут смешными, ведь смех продлевает жизнь!