(К, И) Учащиеся знакомятся с текстом упражнения о споре Ануара и Яны: у кого или у чего бывают родственники. Высказывают своё мнение. (К) Знакомство со словами – родственниками. Послушайте внимательно стихотворение о странном саде и необыкновенном урожае. (Учитель таинственно рассказывает стихотворение. По ходу стихотворения на доске появляются необходимые наглядности) Много лет тому назад Посадили странный сад. Не был сад фруктовым, Был он только словом. Это слово, слово – корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вот из сада вам рассада, Вот ещё посадки рядом. А вот садовод, С ним садовник идёт. Очень интересно Гулять в саду словесном. - Ребята, какие слова выросли из корня сад? - Запишем эти слова: сад, садовод, садовник, рассада, посадки. - Это не простые слова, это слова родственники. Почему? Посмотрите, у всех родственных слов есть одинаковая часть. Найдите её. Эта одинаковая часть называется «корень» и обозначается так ͡ . - Выделим корень в этих словах. У родственных слов есть ещё одно название – однокоренные. Как вы думаете, почему? Но, оказывается, слова – родственники не только похожи одинаковым корнем, Они ещё и схожи по смыслу. (объяснение значения каждого слова) (К, И) Работа с правилом. (Г) Исследовательская работа. Организуется работа в группах. Учащиеся списывают однокоренные слова, обозначают в них корень и подбирают свои примеры однокоренных слов. ( деревья в группы) (П) Используя полоску, бумаги ученики проводят опыт по исследованию частей слова, делают вывод и объясняют, почему в слове обязательно должен быть корень. |