СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Русского Языка. Тема Корень и однокоренные слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок Русского Языка. Тема Корень и однокоренные слова»

КСП по русскому языку 2 класс

2четверть урок 35


Лексическая тема: Наша школьная жизнь.

Тема: Корень слова. Родственные слова.


Школа: № 17

Дата: 8.11.17

Имя учителя: Карунас Е.О

Класс: 2 «Г»

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели

обучения,

которым

посвящен

урок:

2.1.3.1 прогнозировать содержание информации на основе заголовка и опорных слов

2.2.3.1 формулировать вопросы с опорой на ключевые слова, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова

Развитие

навыков:

1.3 Прогнозирование содержания информации

2.3 Формулирование вопросов и ответов

3.8 Соблюдение грамматических норм










Предполага- емый ре- зультат:

Все учащиеся смогут:

Узнать о корне слова.

Узнать о родственных словах.

Большинство учащихся смогут:

Высказать своё мнение по теме.

Сравнивать значения слов.

Находить и записывать родственные слова.

Подбирать родственные слова к данным.

Обозначать корень в родственных словах.

Записать текст, вставляя пропущенные слова.

Придумать родственные слова, используя корень.

Объяснить смысл пословицы.

Некоторые учащиеся смогут:

Задать вопросы по тексту с опорой на ключевые слова.

Рассказать об обязанностях дежурных в классе.





Языковая цель

Основные термины и словосочетания:

Состав слова, части слова, корень, родственные слова, пословица, рассказ, вопрос, ключевые слова, стихотворение, рассказ, словообразовательный словарь, предложение, словосочетание, упражнение, ответ.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопрос для обсуждения:

Какие обязанности есть у дежурных в твоем классе?





Материал прошедших уроков

Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык – средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в се- редине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу- щу, чк, чн, нщ, рщ, щн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделитель- ный Ь, состав слова, окончание.


План

Временное планирование



Планируемые мероприятия



Ресурсы





1-2 мин

  1. Создание положительного эмоционального настроя

Делу – время, потехе – час.

Послушайте мой рассказ.

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!






3-4 мин

  1. Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока.

- Вчера на уроке мы говорили о том, что в нашем мире почти все предметы состоят из частей. Например, тетрадка состоит из листов, обложки и скрепок, стул состоит из таких частей, как сиденье, спинка, ножки, окно состоит из рамы и стекла. Вспомните, мы пришли к выводу, что и слова русского языка состоят из частей. 
- Из каких же частей может состоять слово? 
- Одна из частей – окончание. 
- Что это такое? Для чего оно служит?

- Почему окончание так называется?

 – Как найти в слове окончание?


  1. Постановка задач:

А сегодня мы продолжим знакомством с темой «Состав слова». И на уроке мы будем. Говорить о самой важной части слова. Отгадайте о какой? Почему вы подумали, что это корень – самая важная часть слова? Но это ещё не всё. Сегодня мы пойдём в гости к словам – родственникам. А кто они такие и почему их считают родными? Эту тайну нам предстоит сейчас узнать.

  • Что такое корень слова?

  • Какие слова называются родственными?

  • Как найти корень слова?

  • Как обозначается корень в слове?

Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока.





  1. Работа над темой урока.

Цель: усвоение содержания темы.

Работа по учебнику.

(К, И) Минутка чистописания: запись пословицы с соблю- дением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений.

Работа с пословицей по плану:

  1. Чтение пословицы.

  2. Объяснить значение непонятных слов.

  3. Выяснить смысл пословицы в целом: о чём она и чему учит?

  4. Подобрать жизненную ситуацию, в которой можно употре- бить данную пословицу.

Орфографическая минутка

Карандаши, малыши, чудаки, ежи, шука, печка, речной, жодкость, площадь, сайка, дача.

























5-14 мин

(К, И) Учащиеся знакомятся с текстом упражнения о споре Ануара и Яны: у кого или у чего бывают родственники. Высказывают своё мнение.

(К) Знакомство со словами – родственниками. 
Послушайте внимательно стихотворение о странном саде и необыкновенном урожае.

(Учитель таинственно рассказывает стихотворение. По ходу стихотворения на доске появляются необходимые наглядности)

Много лет тому назад 
Посадили странный сад. 
Не был сад фруктовым, 
Был он только словом. 
Это слово, слово – корень, 
Разрастаться стало вскоре 
И плоды нам принесло – 
Стало много новых слов. 
Вот из сада вам рассада, 
Вот ещё посадки рядом. 
А вот садовод, 
С ним садовник идёт. 
Очень интересно 
Гулять в саду словесном.

- Ребята, какие слова выросли из корня сад?

- Запишем эти слова: сад, садовод, садовник, рассада, посадки. 
- Это не простые слова, это слова родственники. Почему? Посмотрите, у всех родственных слов есть одинаковая часть. Найдите её. Эта одинаковая часть называется «корень» и обозначается так ͡ . 
- Выделим корень в этих словах. У родственных слов есть ещё одно название – однокоренные. Как вы думаете, почему?

 Но, оказывается, слова – родственники не только похожи одинаковым корнем, Они ещё и схожи по смыслу. (объяснение значения каждого слова)

(К, И) Работа с правилом.

(Г) Исследовательская работа.

Организуется работа в группах. Учащиеся списывают однокоренные слова, обозначают в них корень и подбирают свои примеры однокоренных слов. ( деревья в группы)

(П) Используя полоску, бумаги ученики проводят опыт по исследованию частей слова, делают вывод и объясняют, почему в слове обязательно должен быть корень.

Учебник






15-16 мин

(Д, К) Пальчиковая физминутка.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

(Вытянуть руки вперед, сжать пальцы в кулачки как можно сильнее, а затем расслабить и разжать.)

О. Гуреева






17-28 мин

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

Работа по учебнику.

(К, И) Учащиеся читают название текста «Дежурство по классу» и прогнозируют содержание информации на основе

заголовка. Под руководством учителя ученики знакомятся с рассказом «Дежурство по классу» и проверяют свои предположения, рассматривают иллюстрации в учебнике, списывают текст, вставляя пропущенные слова. Учащиеся находят в рассказе родственные слова, обозначают в них корень и подбирают однокоренные слова.

(П) Ученики формулируют вопросы к тексту с опорой на ключевые слова: дежурят, пришли, полил, вытер, раздала, проветрила; составляют рассказ об обязанностях дежурных в своем классе.






Учебник


















29-30 мин

(Д, К) Динамическая пауза.

Для начала мы с тобой

Крутим только головой. (Вращения головой.)

Корпусом вращаем тоже.

Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.)

Напоследок потянулись

Вверх и в стороны.

Прогнулись. (Потягивания вверх ив стороны.)

От разминки раскраснелись

И за парты вновь уселись.

Е. Чудиловская





29-35 мин

Работа по теме урока

Цель: выполнение практических заданий.

Работа по учебнику. С.9 № 2


Учебник



36-43 мин

  1. Работа в тетради «Что я знаю и умею».

Цель: оценка уровня усвоения навыка по теме.

Тетрадь

«Что я знаю и умею»



44-45 мин

  1. Итог урока. Рефлексия.

Слова, которые имеют общую часть и близкие по значению, называются … Общая часть родственных слов называется …

В корне заключено главное значение всех … слов.

  1. ДЗ с. 9 правило, №6 подобрать по 3 родственных слова, выделить корень







СНЕГ