Тема « Союз. Повторение»
Цели:
-повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как части речи, его морфологических признаках; совершенствовать умения и навыки;
-обнаруживать союзы, отличать от наречий и местоимений с частицами, правильно писать;
-определять вид СП, различать ССП и П с однородными членами, правильно ставить знаки препинания;
-правильно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
-развивать навыки грамотной устной и письменной речи;
-аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств;
-общую культуру, кругозор.
-на основе краеведческого материала воспитывать уважение к истории Липецкого края любовь к малой родине.
Оборудование: газета «Золотой ключик», учебник, презентация, мультимедийный проектор, ноутбук.
Ход урока.
1.Оргмомент ( приветствие, готовность к уроку).
2.Формулирование темы урока учащимися( запись в тетради даты, темы урока) Слайд 1
3.Составление плана урока
Пролистайте учебник и назовите темы, изученные в теме «Союз». Они и будут пунктами плана нашего урока. Слайд 3
4.Формулирование целей
В соответствии с планом, сформулируем цели. Ребята формулируют цели, учитель дополняет. Слайд 2
5.Целенаправленное повторение.
Этимология слова «союз». Слайд 4
Что такое этимология слова?
Как называется словарь, в котором можно узнать о происхождении слов? Вспомните и запишите существительные с приставкой «со» в значении «вместе» (соотечественник- соавтор- согражданин – сотрудник). Связаны ли этимология слова «союз» с его грамматическим значением в русском языке? Дайте определение союза как части речи.
6.Письменное задания.Слайд 5
Перед вами предложения, ваша задача: расставьте знаки препинания и определите, что обозначают союзы в каждом предложении.
7.Проверка письменного задания .Слайд 6
Сравните свою запись, исправьте ошибки, если они есть, сделайте вывод о роли союзов в предложении.
8.Проблемная ситуация.
Какую тему могут продемонстрировать союзы, употребленные в данных предложениях.
9.«Разряды союзов» Слайд 7
Назовите виды подчинительных и сочинительных союзов, приведите примеры
10.Задание. Слайд 8
Просмотрите схемы и скажите, какие союзы употреблены в схемах, что они соединяют в каждом предложении.
11.Работа с газетой «Золотой ключик» (рубрика «Глаз алмаз»). Творческое задание.
Слово учителя о рубрике
Почему в этой статье к вам обращаются «дорогие остроглазики»?
Рассмотрите иллюстрацию, какой теме посвящена картина (войне)?
Какую дату будет отмечать наша страна 9 мая 2015 года?
Прочитайте статью, подчеркните союзы и ответьте на вопросы:
Кто является художником данной картины, как она называется (Юрий Непринцев, «После боя»)
Как судьба художника связана с войной(Ушел добровольцем на фронт)
Какое литературное произведение повлияло на замысел картины (поэма А.Твардовского «Василий Теркин»,мы будем его изучать в 8 классе)
12.Выборочная проверка
Прочитайте П, в котором использован сочинительный союз, соединяющий однородные члены.
Прочитайте П, в котором использован сочинительный союз, соединяющий простые П в составе сложного.
Прочитайте П, в котором использован подчинительный союз, соединяющий простые П в составе сложного.
Прочитайте П,в котором использованы сочинительный и подчинительный союзы.
13.Целенаправленное повторение.
Повторим виды сложного П с помощью рубрики газеты «Золотой ключик» «Истории тетушки Орфографуши»
Гулливер отправляется в путешествие . Каждый парус его корабля соответствует виду сложного П, правильно ли у него натянуты паруса?
Исправьте ошибки, сделайте вывод . Ответ дублируем на доске.
14.Физкультминутка(Гулливер отправляется в путешествие, а мы сделаем остановку)
15.Союзы и союзные слова . Слайд 9
Что еще может быть средством связи простых П в составе сложного?
Встретились ли вам в тексте П с союзными словами? Прочитайте их(один ученик пишет их на доске)
Чем похожи и чем отличаются союзы и союзные слова
Какими частями речи могут быть выражены
Как определить синтаксическую функцию союзного слова
Докажите это на примерах ,записанных на доске
16.Разряды союзов по структуре
Можно ли использовать данные примеры для иллюстрации разрядов по структуре?
Обратимся к таблице . Слайд 10
17.Практическое задание .Слайд11
Прочитайте П, назовите составные союзы (учитель обращает внимание учащихся на то, что такие задания встретятся в ЕГЭ)
Найдите грамматические ошибки в использовании составного союза, исправьте их)
18.Литературное краеведение. Слайд 12
На слайдах изображение памятных мест , гербов Липецка ,Ельца.
Рассмотрите иллюстрации , вспомните их названия ,с помощью вопросов составьте предложение по схемам .
ЛИПЕЦК
С чьим именем связана история нашего города [ ],(который )
Почему Древне –Успенская церковь носит такое название [ ], ( потому что ).
С какой целью на Площади авиаторов поставлен памятник летчикам ( Чтобы ), [ ].
Чем славится наш город [ О и О ].
ЕЛЕЦ
Какой собор является главным храмом Ельца [ ], (который ).
Почему литературный музей И. А. Бунина находится в Ельце [ ],( так как ) .
Почему Ельцу присвоено звание Город воинской славы [ ] ,( потому что ).
Чем славится город? [ О и О ].
Ребята читают составленные П, делают выводы о роли союзов в простом и сложном П.
19.Правописание союзов. Слайд 13
Вы использовали союз «чтобы» в П. Как он пишется, какое правило правописания союзов применили? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к памятке «Правописание союзов» и выполним задание на слайде. Если задание будет выполнено правильно, у вас получится слово.
Тест «Правописание союзов»
Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой
.1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Так(же) мощно, как и вверх, эвкалипты растут и в толщину.
б) также – всегда пишется слитно
в) так же – всегда пишется раздельно
г) также – здесь это союз, поэтому пишется слитно
д) так же – здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно
2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.
Я пришел, что(бы) поговорить с вами о работе.
м) чтобы – всегда пишется слитно
н) что бы – всегда пишется раздельно
о) чтобы – здесь это союз, поэтому пишется слитно
п) что бы – здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно
3. Укажите предложение, где союз пишется слитно:
а) По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро
б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие
в) Что(б) было б в нем без нас?
г) Здесь все то(же) самое
4. Укажите предложение, где союз пишется слитно:
р) Денисов то(же) покраснел, но улыбнулся и взял руку Наташи
с) Все кричали в одно и то(же) время
т) Сын учился так(же) хорошо, как и отец
у) Спрячься (за)то дерево
5. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:
о) как(будто), потому(что), оттого(что)
п) то(же), что(бы), буд(то)
р) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)
с) (за)тем(чтобы), (с)тем(чтобы), как(будто)
Проверяем тест, первые три человека получают оценки.
20.Подведение итогов урока. Слайд 14
Продолжите высказывание
Сегодня на уроке я повторил…
Узнал…
Закрепил…
Научился…
Меня удивило…
Мне захотелось…
21.Комментирование оценок
22.Домашнее задание.