Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
II. Актуализация знаний, необходимых. Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник). Минутка чистописания. | – Прочитайте загадки в задании 139. Назовите отгадки. – Укажите склонение имен существительных с пропущенными окончаниями. Объясните написание пропущенных окончаний. – Прочитайте задание в упражнении 195. Прочитайте составленную пословицу, употребляя выделенные имена существительные в форме родительного падежа. – Назовите в предложении главные члены. Прочитайте словосочетания с именами существительными в родительном падеже. Из слов составьте и запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Кленов, осв..тило, красные, со..нце, лист..я. | Возле печк (Р. п.) греется, Без водичк (Р. п.) моется. (Кот.) Тоньше его пряж (Р. п.) Не найдёшь в продаже. (Паук.) Зубы имеет, а зубной бол (Р. п.) не знает. (Расчёска.) Читают пословицу. Называют в предложении главные члены, выделяют словосочетания. Каждый день жизни (Р. п.) частичку мудрости (Р. п.) прибавляет. прибавляет (чего?) мудрости день (чего?) жизни Солнце осветило красные листья кленов. | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи |
Работа над словами с непроверяемым написанием | – Отгадайте загадку: Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ... (воробей). | ВОРОБЕЙ – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов названий птиц. Так, ВОРОБЕЙ назван по своему чириканью, от звукоподражательного ВОР. Та же основа в несохранившемся ВОРК, на основе которого образовалось ВОРКОВАТЬ, то есть «издавать переливчатые звуки». ВОРОБЕЙ – ВОР, ВОРК = «воркует, издаёт переливчатые звуки». Однокоренные слова: воробышек, воробьиный, воробьёнок, воробышек, воробьиха, воробьишко. Фразеологизмы: СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести. ВОРОБЬИНЫЙ ШАГ – мелкий, короткий шаг. | |
III. Сообщение темы урока. Определение целей урока | – Прочитайте тему урока. – Сегодня на уроке будем упражняться в правописании имен существительных в родительном падеже | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока | Принимать и сохранять учебную цель и задачу |
IV. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом. Работа по учебнику (упражне- ние 196) | Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников. – Прочитайте. Замените в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом «из» или без предлога в форме родительного падежа. – Запишите. Выделите окончания имен существи- тельных в родительном падеже, укажите склонение. – Что обозначают выделенные слова? (Названия напитков и жилищ животных.) | Упражнение 196. Вишнёвый компот – компот из вишн (1 скл.), морковный сок – сок из морков (3 скл.), земляничный кисель – кисель из земляник (1 скл.), клюквенный морс – морс из клюкв (1 скл.). Медвежья берлога – берлога медвед (2 скл.), волчье логово – логово волк (2 скл.), беличье дупло – дупло белк (1 скл.), ласточкино гнездо – гнездо ласточк (1 скл.), мышиная нора – нора мыш (3 скл.). | Осуществлять анализ объектов |
V. Первичное закрепление знаний. Работа по учебнику (упражне- ние 197). | – Прочитайте. В чем сходство и различие выделен- ных имен существительных в каждой паре словосо- четаний? (Имена существительные в родительном падеже могут иметь окончания -а(-я) и -у(-ю).) | . Вывод: в родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а(-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают некоторое количество какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи. | Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату |
Работа по учебнику (упражне- ние 198) | – Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа. – Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания | Упражнение 198. Пришёл из библиотек (1 скл.), письмо от дедушк (1 скл.) Вас (1 скл.), житель Сибир (3 скл.), ветер с пустын (1 скл.), покупка мебел (3 скл.), спросил у инженер (2 скл.), открытка для бабушк (1 скл.) Ол (1 скл.), запах черёмух (1 скл.), тетрадь Серёж (1 скл.). | |
VI. Работа по учебнику (упражне- ние 199). Работа в тет- ради (зада- ние 140) | Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог. – Прочитайте незаконченные предложения. Определите, какие окончания пропущены в словах. – Составьте предложения по началу и запишите их. – Выделите окончания имен существительных в родительном падеже. – Докажите, что вы правильно выполнили задания. – Прочитайте словосочетания. Выпишите только те, которые стоят в родительном падеже. Вылетел из рощ.. , подлетел к берез.., до восхода солнц.., отошел от изгород.., гулял по улиц.., помогал бабушк.., в конце площад.. , сорвал с дерев.. . – Чем отличаются окончания имен существительных одного типа склонения? (Они бывают ударные и безударные.) – Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных одного типа склонения? – Как проверяли написание безударных падежных окончаний? | У корней сидел ежик. Цветы распустились в начале мая. Из-за он пропустил уроки. Почему у зимой зеленые иголочки? Для бабушка связала перчатки. От лесной до идет узкая тропинка. Около посадили цветы. Как красиво украсил иней ветви в нашем саду! Выполняют задание в рабочей тетради. Записывают словосочетания. Ветка ели (Р. п.), хвоя сосны (Р. п.), ягоды рябины (Р. п.), семена моркови (Р. п.), цветы жасмина (Р. п.), капля дождя (Р. п.) | Понимать на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
VII. Итог урока. Рефлексия | – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как распознать имена существительные в родительном падеже? – Какие окончания имеют имена существительные каждого типа склонения в данном падеже? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя | Продолжают высказывания: • Я почувствовал, что… • Было интересно… • Меня удивило… • Своей работой на уроке я… • Материал урока мне был… • Мне захотелось… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
Домашнее задание | Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии. – Выполнить упражнение 200 | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Принимать, сохранять учебные задачи |