СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ" 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку русского языка

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "УПРАЖНЕНИЕ В ПРАВОПИСАНИИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ" 4 класс»

Тема: Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже


Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Познакомить учащихся с особенностями окончаний имен существительных в родительном падеже; создать условия для формирования умения писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; совершенствовать умение определять склонение и падеж имен существительных; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке

Планируемые предметные
результаты

Научатся писать безударные падежные окончания имен существительных в родительном падеже; указывать склонение и падеж имен существительных; выполнять морфологический разбор слова; составлять словосочетания с именем существительным в родительном падеже

Метапредмет-ные УУД

Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения; регулятивные: высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета

Личностные
результаты

Осуществлять ориентацию на самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей; осознанно готовиться

к урокам русского языка, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

II. Актуализация знаний, необходимых.

Проверка домашнего задания (рабочая тетрадь, учебник).


Минутка чистописания.

– Прочитайте загадки в задании 139. Назовите отгадки.

– Укажите склонение имен существительных с пропущенными окончаниями. Объясните написание пропущенных окончаний.

– Прочитайте задание в упражнении 195. Прочитайте составленную пословицу, употребляя выделенные имена существительные в форме родительного падежа.

– Назовите в предложении главные члены. Прочитайте словосочетания с именами существительными в родительном падеже.



Из слов составьте и запишите предложение, вставляя пропущенные буквы.

Кленов, осв..тило, красные, со..нце, лист..я.

Возле печк (Р. п.) греется,

Без водичк (Р. п.) моется.

(Кот.)

Тоньше его пряж (Р. п.)

Не найдёшь в продаже.

(Паук.)

Зубы имеет, а зубной бол (Р. п.) не знает.

(Расчёска.)

Читают пословицу. Называют в предложении главные члены, выделяют словосочетания.

Каждый день жизни (Р. п.) частичку мудрости

(Р. п.) прибавляет.

прибавляет (чего?) мудрости

день (чего?) жизни

Солнце осветило красные листья кленов.

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Осознанно

и произвольно

строить речевое высказывание в устной форме. Согласовывать усилия по решению учебной задачи

Работа над словами с непроверяемым написанием

– Отгадайте загадку:

Я весь день ловлю жуков,

Ем букашек, червяков.

Зимовать не улетаю,

Под карнизом обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый ... (воробей).

ВОРОБЕЙ – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ жилых строений. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они издают, было образовано немало слов  названий птиц. Так, ВОРОБЕЙ назван по своему чириканью, от звукоподражательного ВОР. Та же основа в несохранившемся ВОРК, на основе которого образовалось ВОРКОВАТЬ, то есть «издавать переливчатые звуки». ВОРОБЕЙ – ВОР, ВОРК = «воркует, издаёт переливчатые звуки».

Однокоренные слова: воробышек, воробьиный, воробьёнок, воробышек, воробьиха, воробьишко.

Фразеологизмы:

СТРЕЛЯНЫЙ ВОРОБЕЙ – о многоопытном человеке, которого трудно обмануть, провести.

ВОРОБЬИНЫЙ ШАГ – мелкий, короткий шаг.


III. Сообщение темы урока. Определение целей урока

– Прочитайте тему урока.

– Сегодня на уроке будем упражняться в правописании имен существительных в родительном падеже

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу

IV. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым

материалом.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 196)

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Прочитайте. Замените в каждом словосочетании имя прилагательное однокоренным именем существительным с предлогом «из» или без предлога

в форме родительного падежа.

– Запишите. Выделите окончания имен существи-

тельных в родительном падеже, укажите склонение.

– Что обозначают выделенные слова? (Названия напитков и жилищ животных.)

Упражнение 196.

Вишнёвый компот – компот из вишн (1 скл.), морковный сок – сок из морков (3 скл.), земляничный кисель – кисель из земляник (1 скл.), клюквенный морс – морс из клюкв (1 скл.).

Медвежья берлога – берлога медвед (2 скл.), волчье логово – логово волк (2 скл.), беличье дупло – дупло белк (1 скл.), ласточкино гнездо – гнездо ласточк (1 скл.), мышиная нора – нора мыш (3 скл.).


Осуществлять анализ объектов

V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 197).

– Прочитайте. В чем сходство и различие выделен-

ных имен существительных в каждой паре словосо-

четаний? (Имена существительные в родительном

падеже могут иметь окончания -а(-я) и -у(-ю).)

.

Вывод: в родительном падеже в единственном числе некоторые имена существительные мужского рода могут иметь наряду с окончанием -а(-я) окончание -у(-ю). Обычно эти имена существительные обозначают некоторое количество какого-либо вещества (стакан сахару, охапка хворосту, кисть винограду) и употребляются в разговорной речи.

Договариваться и приходить к общему мнению при работе

в паре. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 198)

– Прочитайте. Составьте и запишите словосочетания, употребляя имена существительные в форме родительного падежа единственного числа.

– Укажите склонение этих имен существительных, выделите окончания

Упражнение 198.

Пришёл из библиотек (1 скл.), письмо от дедушк (1 скл.) Вас (1 скл.), житель Сибир (3 скл.), ветер с пустын (1 скл.), покупка мебел (3 скл.), спросил у инженер (2 скл.), открытка для бабушк (1 скл.) Ол (1 скл.), запах черёмух (1 скл.), тетрадь Серёж (1 скл.).



VI.

Работа

по учебнику

(упражне-

ние 199).




Работа в тет-

ради (зада-

ние 140)

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог.

– Прочитайте незаконченные предложения. Определите, какие окончания пропущены в словах.

– Составьте предложения по началу и запишите их.

– Выделите окончания имен существительных в родительном падеже.

– Докажите, что вы правильно выполнили задания.

– Прочитайте словосочетания. Выпишите только те, которые стоят в родительном падеже.

Вылетел из рощ.. , подлетел к берез.., до восхода солнц.., отошел от изгород.., гулял по улиц.., помогал бабушк.., в конце площад.. , сорвал с дерев.. .

– Чем отличаются окончания имен существительных одного типа склонения? (Они бывают ударные и безударные.)

– Как пишутся ударные и безударные окончания имен существительных одного типа склонения?

– Как проверяли написание безударных падежных окончаний?


У корней сидел ежик. Цветы распустились в начале мая. Из-за он пропустил уроки. Почему у зимой зеленые иголочки? Для бабушка связала перчатки. От лесной до идет узкая тропинка. Около посадили цветы. Как красиво украсил иней ветви в нашем саду!

Выполняют задание в рабочей тетради.

Записывают словосочетания.

Ветка ели (Р. п.), хвоя сосны (Р. п.), ягоды рябины

(Р. п.), семена моркови (Р. п.), цветы жасмина

(Р. п.), капля дождя (Р. п.)

Понимать
на слух ответы учащихся. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Формулировать свое мнение и позицию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач

VII. Итог урока. Рефлексия

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Как распознать имена существительные в родительном падеже?

– Какие окончания имеют имена существительные каждого типа склонения в данном падеже?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя

Продолжают высказывания:

• Я почувствовал, что…

• Было интересно…

• Меня удивило…

• Своей работой на уроке я…

• Материал урока мне был…

• Мне захотелось…

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить упражнение 200

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимать, сохранять учебные задачи