Урок русского языка в 1 классе программа «Перспектива» по теме «Перенос слов»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цели урока: формировать у учащихся умение правильно переносить слова с одной строки на другую.
Задачи урока:
Закрепить умение делить слова на слоги, научить делить слова для переноса.
Развитие памяти, мышления, навыков правильного и красивого письма.
Воспитать взаимоуважение и взаимовыручку.
УУД:
Личностные УУД:
- умение прийти на помощь в работе в паре;
- умение выслушать мнение учителя и одноклассников.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- научиться использовать знако-символические средства при оформлении правил переноса.
Коммуникативные УУД:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока.
Регулятивные УУД:
- умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умение осуществлять познавательную рефлексию.
Предметные УУД:
- умение переносить слова с одной строки на другую по алгоритму
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: презентация к уроку (урок проводится с использованием интерактивной доски); учебник, тетрадь, цветные карандаши.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
Учитель: Вначале урока определим свои действия.
- Какими мы будем на уроке? ( внимательными, трудолюбивыми, старательными)
- Что мы узнали на предыдущем уроке? ( слова состоят из слогов, гласный звук помогает определить количество слогов в слове)
- Прочитайте девиз нашего урока
Слайд.
Слушаю – думаю – размышляю - запоминаю.
Минутка чистописания
Слайд.
- Повторяем написание букв В,в
II. Словарная работа. Определение темы урока.
На доске ребусы, отгадываем, записываем слова.
Слайд.
Ворона,
карандаш,
берёза,
язык,
ребята.
- Найдите «лишнее» слово.
( слово – язык – в нем два слога, остальные трехсложные)
- Скажите, ребята, зачем нужно уметь делить слова на слоги?
( Надо уметь делить слова на слоги для того, чтобы знать, как их правильно переносить.)
Слайд.
- Значит чему мы сегодня будем учиться на уроке?
(переносить слова для переноса.)
- Итак, тема сегодняшнего урока: «Перенос слов.»
III. Работа над получением новых знаний.
- Прочитайте рассказ Н. Сладкова из упр. 123 на стр. 67.
- О ком говорится в этом рассказе? (В этом рассказе говорится о первой ласточке.)
- Придумайте заголовок.
-Какие слова не уместились на первой и третьей строках целиком? (делает, утвердилась)
- Обратите внимание, как автор написал слова, которые не уместились на строке.
-Как Сладков разделил для переноса слова делает и утвердилась?
- Можно ли по-другому разделить для переноса слова делает и утвердилась?
Слайд.
-Как узнать, каким способом переноса следует воспользоваться? (Это зависит от того, сколько слогов уместится на строке.)
- Получается, неважно, сколько слогов на строке может уместиться: один, два или три; но всегда надо помнить, что слово переносится с одной строки на другую по слогам.
- Как можно перенести слова? (По слогам.)
- Попробуйте разделить для переноса следующие слова имена собственные.
Работа идет устно.
Оля, Колька, Байкал, Волга, Булька, Том, Мурка.
- Проверим.
(В результате проверки выясняется, что каждый выполнил задание по-своему, ответы разные, есть среди них и правильные.)
- Подведем итог: чтобы правильно делить слова на слоги для переноса, нужно знать правила переноса.
Читаем правило стр. 67 учебника – Узелки на память.
- Какое правило переноса вы узнали? (Слова с одной строки на другую переносятся по слогам)
- Чего нельзя делать при переносе?
- Все ли слова можно переносить?
Запишем имена собственные, правильно разделив их для переноса, где это можно сделать.
IV. Отработка знаний.
Работа в парах.
Прочитайте слова на карточке. Работая по плану, постарайтесь объяснить правила переноса.
Слайд.
План работы:
1. Прочитать слова.
2. Обратить внимание количество слогов.
3. Пользуясь правилом переноса слов раздели слова на слоги.
1 карточка
Коньки, чайка, пальто.
2 карточка
Зайка, подъезд, орех.
Проверяем. Дети обмениваются тетрадями и делают проверку.
Теперь проверим вместе, посмотрим на доску.
Слайд.
- У кого ошибки, напишите ещё раз слово и разделите его правильно, слово с ошибкой закрасьте красным карандашом.
Физминутка
V. Закрепление знаний.
- Подобное задание выполняли Аня и Ваня. Проверьте, правильно ли они разделили слова для переноса. Упр. 124 стр. 68.
Работать продолжаем в паре.
- Исправьте ошибки, которые допустили Аня и Ваня при переносе слов. Запишите слова, правильно разделив их для переноса.
Проверка на интерактивной доске.
- Какое слово нельзя переносить? (Язык.)
- Почему?
- В русском языке встречаются слова, которые нельзя переносить.
- Напомните еще раз правила переноса.
- Чтобы убедиться, что мы овладели новыми знаниями, что вы должны выполнить теперь?
VI. Самоконтроль с самопроверкой
Упр. 128 стр. 69.
- Запишите слова, разделив их для переноса.
- Проверим.
Слайд.
Линей-ка, ли-нейка, коль-цо, паль-то, пись-мо, сту-пеньки, ступень-ки, лай-ка.
- Оцените, как вы выполнили это задание. Зелёный кружочек – без ошибок, красный –с ошибками.
VII. Подведение итогов урока.
-Какая была цель урока? (Научиться правильно переносить слова с одной строки на другую.)
- Итак, как же правильно делить слова для переноса?.
(Слова переносятся по слогам.
Нельзя оставлять одну букву на строке или переносить одну букву на другую строку. Буквы ь ъ и й при переносе слова остаются на строке с тем слогом, после которого следуют, нельзя переносить слова, в которых один слог, или другие слова, один слог которых состоит из одной буквы.)
Слайд.
IX. Рефлексия.
- Оцените свою деятельность на уроке. (Оценивание проводится с помощью веселых и грустных Смайликов.)