СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 10 классе с использованием мультимедийной презентации по теме «Правописание причастий»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование и презентация по теме "Правописание причастий"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 10 классе с использованием мультимедийной презентации по теме «Правописание причастий»»

Урок русского языка в 10 классе

с использованием мультимедийной презентации

по теме «Правописание причастий»


Урок русского языка в 10 классе

Правописание причастий

Цели урока: отработка навыка правописания причастий;

развитие орфографической грамотности, речи учащихся;

воспитание речевой культуры.

Оборудование: учебник, проектор, карточки с заданием №1, №2, тест.

Ход урока

I .Организационный момент

II . Актуализация знаний

  1. Монологическое высказывание «Грамматические признаки причастия»

  2. Попутное повторение «Правописание личных окончаний глаголов»

  3. Анализ слов на основе словообразовательной модели.

Задание:

Перед вами две пары глаголов. Все ли они правильно написаны? Как правильно определить правильное написание безударного суффикса?

Обезводеть - обезводить, обессилеть - обессилить

  1. Лексико-орфографическая работа (практикум к ЕГЭ). Работа со словарем.

Задание: объясните значение слов; составьте с ними словосочетания, запишите их.

Водный- водяной – водянистый; одеть – надеть; абонент – абонемент.

  1. Акцентологическая разминка.

Закупорить, августовский, дремота, вогнутый, плесневеть, позвонишь.

. Работа по теме урока

  1. Постановка и решение проблемы

Се..щий – кле..щий

Вид..мый - чита..мый

Прочита..ый – увиде..ый – распил..ый

Распиле…ый – распиле..

  1. Составление опорного конспекта (взаимообучение: работа в парах с использованием учебника)

. Практикум.

  1. Работа с текстом.

Задания:

1)спишите текст, согласуя причастия с существительными и вставляя буквы;

2) проведите текстоведческий анализ;

3) найдите причастия, укажите их разряд;

4) объясните орфограммы, связанные с написанием причастий.


Есть такая наука- ср..внительное язык..знание. Сп..циалистам,(ис(?)ледующий) какой(либо) язык и (сравнивающий) его с другими,( не)легко обнаружить родстве..ые ему языки и определить, к какой груп( ?)е языков пр..надлежит (инт..ресующий ) их язык. Ученые пытают(?)ся определить происх..ждение (изучаемый) ими язык ,а следовательн , и (говорящий) на нем людей.(Из энциклопедии.)

  1. Дифференцированное аналитическое задание (карточки с заданием №1)

* 1)Запишите словосочетания, графически объясните написание суффиксов, укажите разряд причастий.

Зре..щая пшеница, глад..щий белье, встреча..мый друзьями, полза..щие черепахи, охраняя..мый сторожем, подозрева..мый в преступлении, грохоч..щий самолет, стар..щие морщины, невид..мый в темноте.

2) Выпишите причастия, образованные от глаголов II спряжения.

1. Ускольза…щий, разбива…щий, поко…щий.

2. Отбира…мые, разрабатыва…мые, муч…мые (жаждой).

3. Ненавид…щие, повеству…щая, увлека…мый.

** упражнение

  1. Мини-исследование «Употребление причастий в речи»: работа с публицистическими материалами, подобранными учениками дома заранее.

  2. Работа с высказываниями русских поэтов о причастии

Причастия… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом. (А.С.Пушкин)

- О какой стилистической особенности причастия говорил великий соотечественник?


Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,
Служивший многим людям оборот.
Я поверну его наоборот,
И он, привычной тяжести лишившийся,
Ввысь воспарит и ринется вперед.
(Б.Слуцкий)

- О каком обороте говорит поэт? Как выделяется он на письме?

5. Самостоятельная дифференцированная работа (карточки с заданием №2)

**1)Внесите стилистические изменения в текст, заменив, где это уместно, предложения со словом который причастным оборотом (постарайтесь избегать нагромождения причастиями).

2)Выпишите слова с безударными и чередующимися гласными в корне. Не забудьте объяснить их написание

Охотское море

Сурово Охотское море. Осенью – свирепые штормы. Зимой и весной – льды. Летом – туманы.

В водах Охотского моря и на его берегах происходят природные явления, которые поражают своей силой. Гирлянды Курильских островов, которые окаймляют море с юго-востока, состоят из ряда потухших и действующих вулканов. Некоторые вулканы находятся под водой, их вершины никогда поднимаются над поверхностью моря. При извержении подводных вулканов возникают моретрясения, которые вызывают огромные волны, которые обрушиваются на соседние берега. Эти волны, которые достигают нескольких десятков метров высоты, носят наименование “цунами”. Неоднократно такие волны обрушивались на берега Камчатки, Курильских островов и Японии.



*1)Вставьте пропущенные буквы, объяснив их написание. Замените одно из однородных сказуемых причастным оборотом.

Ледники

Изумителен по красоте мир л…дников. Снежные п…ля и лед…ные ма(с,сс?)ы покрывают склоны хре…тов и в…ршин и осл…пительно сверкают под луч…ми солнца. Навсегда зап…минается своей игрой красок утре(н,нн?)ий рассвет. Снег окрашива…тся в з…мние цвета, которые незаметно превращаются в фиолетовые, розовые, огненно – красные. П…днимается солнце и зал…вает все з…лотым сиянием.

6. Тест

1.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ущ-(-ющ-) или –ащ-(-ящ-).

1)Ре..щий, кол..щий, стел..щий.

2)Стро..щий, гон..щий, мол..щий.

2.Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс: -ем-(-ом-) или –им-.

1)Пробива..мый, перестраива..мый, леле..мый.

2)Стро..мый, перевоз..мый, вид..мый.

3.Укажите гласную в причастиях прошедшего времени- действительных и страдательных- перед формообразующими суффиксами.

1)Закач..нный-  закач..вший (газ в баллон).

2)Прове..нное -прове..вший (на току зерно).

4.Каким словам-причастиям или прилагательным- принадлежат краткие формы в цепочках?

1)Девочка умна и воспита..а;  дети невежливы и необразова..ы.

2)Девочка воспита..а, к сожалению, одной мамой; фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

5.В каких словосочетаниях пишется – нн-?

1)Мочё..ые яблоки.

2)Вымоче..ые в уксусе кусочки филе.

3)Сельдь вымоче..а в молоке.

. Обобщение.

- Составление синквейна по теме «Причастие».

- Высказывание по модели: «Я знаю, что правописание …»

.Итоги

.Д/з: составить опорный конспект по теме, словарную диктовку на изученную орфограмму.

.Рефлексия


























«Синтаксический и пунктуационный разбор СПП»

Русский язык, 11 класс

Тема: Синтаксический и пунктуационный разбор СПП с одной и несколькими придаточными частями.

Цель: образовательная: обобщить и систематизировать знания по теме, формировать умение распознавать виды придаточных, определять их место с СПП, знать способы связи придаточного с главным, правильно ставить знаки препинания; отрабатывать навыки анализа, сопоставления; подготовка к ЕНТ.

Развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мышление.

Воспитательная: содействовать формированию нравственных качеств.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок практических работ.

Оборудование: презентация урока, карточки, тесты, схемы.

  1. Оргмомент, целеполагание.

  2. Проверка домашнего задания.

А) заполнить «слепые» схемы: 1-ая схема

Сложные предложения

Союзные

?



СПП

?



?

изъяснительные

?

?



2-ая схема

Придаточные предложения


?

Обстоятельственные

?

?

падежные вопросы

?

?

Б) Составление кластера « Виды придаточных предложений»

3. Обобщение и систематизация изученного

1) Цифровой диктант ( если верно- цифра 1, если нет – 0)

1. Предложения бывают простые, сложные и составные.

2. Независимое предложение в составе сложноподчиненного предложения называется главным.

3. Простые предложения , входящие в состав сложного , всегда отделяются запятыми.

4. Придаточные определительные всегда стоят после главного предложения.

5. Косвенная речь – это чужая речь, оформленная как придаточное изъяснительное в сложноподчиненном предложении.

6. Придаточные обстоятельственные относятся ко всему главному и присоединяются к нему при помощи сочинительных союзов.

Ответ: 010110

2) Определить вид придаточного, указав его в соответствии с номером предложения.

1. Очень важно, чтобы добро побеждало над злом.

2. Ничего не дает такого расцвета таланту, как дружба и простое товарищеское внимание.

3. Товарищ тот, кто вместе с тобой сражается, мыслит, творит.

4. Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой.

5. Был тот предночной час, когда стираются очертания, краски, расстояния, когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным .

6. Я должен подумать, чтобы вспомнить, как все было. И трудно было понять, зачем возникают и гаснут эти звуки, кому они нужны и чего они хотят.

Взаимопроверка.

Объяснение строения, видов придаточных, знаков препинания в 5 и 6 предложений.

3) Ознакомление с планом синтаксического разбора СПП (памятки на каждой парте)

4) Практическая работа. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1.Достойным уважения мы называем того, кто делает лучше и прекраснее все, к чему приблизится, чего коснется, о чем заговорит.

2. Благородное сердце также не может подозревать других в низости и коварстве, на которое само оно не способно.

3. Одна туча способна погрузить во мрак целую рощу, так же как одно слово способно омрачить величайшее счастье.

4. Если ты дважды подумаешь, прежде чем один раз скажешь, ты скажешь вдвое лучше.

5. Глубокие мысли всегда кажутся до того простыми, что нам представляется , будто мы сами додумались до них.

6. Как бы быстро ни летело время, оно движется крайне медленно для того, кто лишь наблюдает за его движением. (Афоризмы)

5) Индивидуальные задания:

а) двум ученикам составить 2-3 СПП с придаточными предложениями разных видов;

б) начертить схемы предложений, определить вид придаточных (карточки);

6) Моделирование предложений. Самостоятельная работа. Перестроить предложения с причастными и деепричастными оборотами в СПП . Начертить их схемы, определить вид придаточных.

1. Человек, любящий и умеющий читать , - счастливый человек.

2. Успешно преодолевая свою лень, человек может много добиться.

3. Не трудясь, хлеба не добиться.

7) Сопоставление предложений ( отработка умения различать виды придаточных предложений разных значений с одним и тем же союзом или союзным словом).

1. По его щекам поползли блестящие капельки, какие бывают во время дождя. ( определительное).

2.Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта песня. (изъяснительное)

3. За высокой плотиной было одно место, куда не проникал ветер . ( определительное).

4. Я не знал, куда деваться. ( изъяснительное).

5. Медведь стоял там, где стоял лось .( место).

6. Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. ( изъяснительное)

4. Тестирование ( 2 варианта)

5. Подведение итогов. Рефлексия. Самооценка. Знаю, умею, - 1 балл, не, не уверен -0

цифровой диктант


определение видов придаточных


разбор предложений


моделирование предложений


тестирование




(Сложите – сумма баллов – ваша оценка. Не огорчайтесь, если оценка не та, что вы ожидали. У вас есть время исправить).

Домашнее задание : повторить параграфы 15-23, разбор 4 СПП предложений из упр. 352.