Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Мечетинская средняя общеобразовательная школа
Зерноградского района
Открытый урок в 3 «А» классе
по русскому языку на тему: «Правописание словарных слов с непроизносимыми согласными»
Тема: «Правописание словарных слов с непроизносимыми согласными ».
Ф.И.О. учителя: Коваленко Наталья Александровна, учитель начальных классов.
Цель: Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными; развивать речь и орфографическую зоркость в изучении и запоминании словарных слов с непроизносимыми согласными.
Задачи:
формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с опознаванием орфограммы «непроизносимая согласная в корне слова»
формирование умения решать орфографическую задачу, связанную с обозначением непроизносимой согласной в корне слова ;
способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
развитие орфографической зоркости , познавательной активности , самостоятельности ;
развитие речи детей и обогащение их словарного запаса ;
развитие рефлексии и адекватной самооценки;
Тип урока: урок – путешествие.
Планируемые результаты:
- предметные
Применяют ранее изученные правила правописания (правописание безударных гласных в корне, непроизносимых и парных по глухости-звонкости согласных); определяют разновидности орфограмм и соотносят их с изученными правилами; пишут текст под диктовку, проверяют написанное, находят и исправляют орфографические ошибки
- личностные
Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыка
сотрудничества с учителем, взрослыми в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока
Универсальные учебные действия
(метапредметные)
Познавательные: строят несложные рассуждения, анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; осуществляют анализ, синтез, сравнение языкового материала по заданным критериям; осуществляют подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем и сверстниками; учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; открыто осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и интересы, высказывают свое собственное мнение (позицию), аргументируют его; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной
задачи
Основное содержание темы, понятия и термины
Орфограммы и орфографические правила «Непроизносимые согласные в корне слова», «Правописание парных по глухости-звонкости согласных в корне слова», «Правописание безударных гласных в корне, проверяемых
ударением»; проверочное слово, орфограмма, орфографический словарь, морфема.
Оборудование: учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г "Русский язык" 3 класс, компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданием, карточки самооценки.
Ход урока:
I. Организационный момент.Эмоциональный настрой на работу.
Друг на друга посмотрели, улыбнулись, тихо сели.
Чудесным пусть будет у вас настроенье,
Легко и прелестно пусть будет ученье!
- Ребята, давайте вспомним девиз который мы проговариваем в начале урока. (слайд 2)
«Чтобы хорошо учиться,
Нужно очень много знать.
Каждый день копилку знаний
Непременно пополнять».
- А можно ли заставить кого-то учиться?
(Нет, он должен сам этого захотеть.)
- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
Прежде чем мы начнем писать, нужно пальчики размять:
Паучок ходил по ветке, а за ним бежали детки.
Дождик с неба вдруг полил, паучка на землю смыл.
Солнце стало пригревать, паучок бежит опять.
- А теперь, откройте свои тетради, положите их правильно, сядьте красиво, запишите дату и классную работу.
II. Актуализация знаний.
Ребята, а с чего мы начинаем наш урок ? (правильно, с минутки чистописания)
-Для чего мы проводим минутку чистописания? ( для того , чтобы красиво и правильно писать буквы)
На экране буквы С Т О И Д В Л А
-Ребята, что вы можете сказать об этих буквах?
-На какие группы можно разделить?
- А ещё? Буквы ВДТЛ- хитрые буквы (Верно ,эти буквы пишутся в с ловах, но не произносятся)
Запишите эти буквы в тетрадь Т Д В Л
III. Самоопределение к деятельности:
Значит, цель нашего урока …(сегодня на уроке мы будем закреплять правила написания слов с непроизносимым согласным в корне.)
-Ребята, посмотрите на экран и скажите вам знакомы эти слова: ЛЕСТНИЦА, ЧУВСТВО, ПРАЗДНИК, ТРАМВАЙ.
-(Знакомы, здесь есть непроизносимые согласные в корне)
-Давайте вспомним , как проверить непроизносимый согласный в корне?
Вы можете проверить эти слова?(НЕТ, значит-это словарные слова)
-Запишите их себе в тетрадь, в разделе словарь.
Молодцы , сели ровно , приготовились к физминутке для глаз
VI.Работа по теме урока.
Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в путешествие в страну непроизносимых согласных, а отправимся мы туда на корабле.
Ребята посмотрите, на плакате изображены острова:
ОСТРОВ ПАРНЫХ СОГЛАСНЫХ,
ОСТРОВ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ
ОСТРОВ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ
Ребята, как вы думаете, почему островам дали такие названия? (потому что это орфограммы, которые находятся в корне)
-А что такое корень?
-А однокоренные слова?
-Как выдумаете ребята, изучая тему непроизносимые согласные мы встречаем такие орфограммы в словах? (встречаем, потому что составляем предложения и словосочетания с разными словами )
Ребята, смотрите на островах есть задания:
Помогите освободить Снеговика из плена медуз (Снеговика вместе с подарками для детей от Деда Мороза похитили медузы .Снеговик не знает правила и не может правильно написать слова в предложении, поможем ему?)
На экране предложение:
МАРСКИЕ ЖЫТЕЛИ_ИЗВЕСНЫЕ ХЕТРЕЦЫ, ОНИ ПРЯЧЮТСЯ ОТ СВАИХ ВРОГОВ.
Запишите правильно это предложение себе в тетради .(1 чел у доски)
орфограммы в словах подчеркните.
-Ребята, какие встретились вам орфограммы в словах, а какое слово –подскажет следующий остров и тему нашего урока? ( ИЗВЕСТНЫЕ),
-Почему? (правильно, потому что тема урока непроизносимые согласные в корне слова.)
V. Первичное закрепление.
Задание №2
-Ребята, посмотрите на экран и выполните задание « Проверь себя»
-Что нужно вспомнить для того, чтобы выполнить это задание?
-Правильно, правило, «алгоритм как писать правильно»
-Готовы, а теперь проверьте себя…
-Теперь давайте отдохнем и физминутку проведем.
VI. Закрепление изученного материала
Задание №3
- Следующее задание непростое , нужно образовать от имен существительных прилагательные.
-Давайте вспомним, что такое прилагательное?
(Взаимопроверка, оценивают друг друга, меняясь тетрадями)
VII. Рефлексия учебной деятельности.Подведение итогов.
-Наш урок подходит к концу.
-Чем мы сегодня занимались на уроке?
(продолжали изучать правописание слов с непроизносимой согласной)
-повторили орфограммы ,изученные ранее…
Самооценка
- А теперь каждый проанализирует свою работу на уроке по всем пунктам.
-Я могу объяснить, какие согласные звуки называются непроизносимыми.
-Я использовал правило, чтобы не ошибиться в написании слов, подбирал проверочные слова.
-Внимательно слушал учителя и одноклассников.
-Активно работал на уроке и правильно отвечал на вопросы.
VIII.Домашнее задание.
Ребята, поскольку мы с вами выполнили все задания в учебнике «Русский язык», задание у вас будет поисковое, нужно будет найти и выписать из учебника « Литературное чтение» сказка «О царе Салтане» 10 слов с непроизносимым согласным в корне и сделать проверку к этим словам.
- Ребята, на доске вы видите снеговика, вы его освободили
если на уроке вам было все понятно и ясно, прикрепите зеленые снежинки на снеговика.
Если не до конца понятно, есть сомнения-значит желтые снежинки.
Если вам надо еще поработать над темой, значит на снеговика прикрепите красные снежинки.
-Спасибо за урок, мне с вами было приятно работать!