Урок русского языка в 3 а классе 02.03.2017 г.
ТЕМА: ПРОЕКТ «ЗИМНЯЯ СТРАНИЧКА»
Учебник «Русский язык. 3 класс». Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.(Школа России).
Автор: Дышлевая Ольга Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ с. Широкий Карамыш Лысогорского района Саратовской области»
___________________________________________________________
Цель проекта:
формировать умения подбирать текстовую информацию, выбирать из большого количества информации главное и представлять свой проект.
Задачи:
Образовательные:создать условия для развития умений составлять словарь зимних слов;
Развивающие: развивать аналитические способности детей, умение делать собственные выводы, развивать умение работать с современными компьютерными технологиями, с информацией.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ.
Реализовать межпредметные связи между предметами: литературное чтение, изобразительное искусство, русский язык, окружающий мир.
Планируемые результаты: продолжить формирование первичных навыков проектной деятельности с помощью стандартного алгоритма - поиск информации в художественном, учебном текстах, работать со справочной литературой, полноценно слушать, осознанно воспринимать содержание прочитанного, устного ответа товарища, оценивать свою работу.
Ход урока:
Организационный момент.
На этом этапе мотивирую детей к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки: приветствие, пожелание успехов в работе. Улыбнитесь друг другу так, как улыбается вам с экрана наш солнечный смайлик!
Открываем тетрадки, записываем число, классная работа и приступаем к минутке чистописания.( слайд__ 2)
Мотивация познавательной деятельности.
Цель этого этапа – постановка учебной проблемы, выделение и формулирование познавательной цели.
Актуализация.
На экране 2-й слайд презентации. На фоне зимнего леса шарады из «зимних» слов: ЗОРМО, ЬГАВЮ, СГЕН, СУЬЛСОКА, АРГУП, ЛЬТЕМЕ. Предлагаю детям расшифровать слова.
Учитель: Какой темой объединены эти слова? Почему мы начинаем урок с этих слов?
Учащиеся: Мы будем говорить о зиме.
Учитель:Но т.к. у нас урок русского языка, то мы будем говорить о зиме как о части речи. Определите к какой части относится слово ЗИМА ? ( Имени сущ.)
-Докажите, что вы правы?
- К какой части речи мы отнесем слова на экране( тоже им. сущ)
-Сформулируйте тему урока( Имя существительное. Зима)
Правильно, Имя существительное – самая представительная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи - имя существительное. Существительное появилось в речи в числе самых первых слов людей. И сегодня на уроке мы обобщим и закрепим ваши знания по теме «Имя существительное».
Цели: для этого мы вспомним:….(все грамматические признаки сущ.)
Потренируемся….(грамотно употреблять сущ. в речи)
Закрепим….( ЗУН об имени сущ ).
Опрос:
-Назовите морфологические признаки этой части речи: род, число, падеж, одуш/ неодуш, собств./ нариц.
- По какому морфологическому признаку можно объединить данные на экране сущ.?( неодушевлённость)( слайд- 4 )
-Охарактеризуйте этот признак. (слайд_5)
Работа со словами на стр 60:
Откройте учебник на стр 60. Прочитайте существительные в рамке. Распределите данные слова в две группы по этому признаку. ( работа в тетрадях )
Проверка( слайд_6__) .
-Почему существительные Снегурочка, Дед Мороз, Рождество написаны с заглавной буквы?
-Какие сущ. Называют собственными?
-Что вы знаете об их правописании? ( слайд_7__)
Задание: допишите собственное имя существительное на тему «Зима», в котором необходимо писать кавычки.( зачитывают добавленные слова)
2. Постановка проектной задачи: Итак, мы записали с вами много «зимних» слов , тем самым начав работу над проектом «Зимняя страничка». Каждому из вас предстоит оформить свою зимнюю страничку по плану, который предлагается в учебнике на стр. 60-61( открываем , смотрим план)
- Какие из записанных вами слов можно назвать однокоренными? Выделите в них общий корень.
-Какие морфологические признаки ещё можно определить у записанных существительных? ( род и число)
- как определяется род? ( слайд__8__)
- как число определять? ( слайд__9_)
-Какой из этих признаков постоянный, а какой изменяемый?
Задание по вариантам: распределить данные слова по родам( 1 в.), по числам( 2в.). После выполнения задания проводится взаимопроверка в парах.
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ
-Какие особенности у некоторых существительных вам встретились? 1в.- нет рода у сущ. ХЛОПЬЯ; 2в.- сущ., имеющие форму только одного числа ( называют их).
Упр. № 4 Прочитать стихотворные строчки.Какие понравились больше всего? Списать понравившиеся строки, подчеркнуть существительные , стоящие в начальной форме. Объясните свой выбор.
- Кроме числа, какой ещё изменяемый признак есть у существительных?(падеж)
Карточки. Списать. Указать падежи имён существительных.
Проверим себя( слайд_10___)
Морфологический разбор сущ. Обобщаем свои знания , выполнив разбор сущ. по плану ( Слайд__11__).Зачитывают 2-3 человека.
3. Ообщение .
Учитель: - Всё изученное об имени существительном мы вспомнили, предлагаю обобщить ваши знания , заполнив кластер.( слайд_12___)
4. Итоги урока.
Учитель: Ребята, вы очень хорошо работали и показали хорошие знания.
-Вам понравился наш урок?
-Что вы запомнили?
– Что в изучении темы об имени существительном осталось для вас неясным?
– Как бы вы оценили свою деятельность на уроке и своё настроение ?
Рефлексия: смайлики настроения( красный-всё понятно, я доволен), жёлтый( кое-что осталось непонятным, есть затруднения), зелёный ( ничего не понятно, очень трудно)
Домашнее задание: продолжить работу над проектом( стр 61 № 6,7) оформить результаты на альбомном листке для презентации в классе.
4