Тема: «Понятие о частях речи»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Предметные:
· развивать умение выделять признаки классификации частей речи;
· закрепить знания о нахождении частей речи;
· учить аргументировать свою точку зрения;
Метапредметные:
· содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся,
· развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие),
· умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение).
Личностные:
· содействовать воспитанию интереса к языку, слову;
· умение работать в парах, группе, самостоятельность, трудолюбие;
· создать благожелательную творческую атмосферу
Оборудование:
- проектор, компьютер, словообразовательные словари, материалы к уроку, карточки со словами и заданиями разного уровня, схемы, иллюстрации.
Познавательные УУД
1. Развивать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развивать умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развивать умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Организационный момент. (поздороваться с гостями)
-Посмотрите на доске напечатаны два предложения. Что это?
- Ребята, я предлагаю выбрать девиз нашего урока:
Д:*Спустя рукава.
*Засучив рукава.
Чистописание.
- 2025 год объявлен годом Защитника Отечества.
- я зашифровала в ребус одно из качеств, которое должно быть у защитника.
Д: (ребус) смелость-преодоление страха. (учитель открывает слово)
- Ребята, какие соединения опасны и часто вы делаете в них ошибки (см ел)
- Запишите, чередуя эти сочетания, на второй строке 2 раза запишите слово смелость, подчёркивая сочетания, которые мы отрабатываем.
(Напоминаю, у кого за кл. и дом. Раб. стоит 4-5 может писать цветными ручками).
Орфографическая минутка (глаза).
- Каким ещё качество должно быть у Защитника. (ребус) зоркость
способность хорошо видеть дальние и близкие предметы; острота зрения)
- Найдите знакомые орфограммы в пословице:
Враг хотел пировать, а пришлось воевать. + (выяснить значение пословицы).
Актуализация знаний.
- Среди Защитников есть шифровальщики (создаёт шифры и расшифровывает их), как вы думаете в чём состоит их служба?
- Сейчас вы попробуете расшифровывать слова. Каждое расшифрованное слово будем записывать на доске и в тетради через запятую. (СЛОВА ИЗ БУКВ)
(Атака, генерал, побеждать, верный, мощная, стрелять)
Работа со смайликами.
- На какие группы можно распределит эти слова?
(можно подсказать, что на 3 группы)
- Отметьте сущ.-зелён., прилаг.-крас., глаголы – синим цветом.
(на доске магниты подобного цвета). Проверка со смайликами.
- Отметьте им сущ, прил, гл.
- Какое общее название имеют группы этих слов?
-Кто может определить тему нашего урока? (ЧАСТИ РЕЧИ)
- Новая для вас эта тема? Поэтому полное название темы нашего урока: «ЧАСТИ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ» С какими частями речи вы знакомы?
5. Первичное усвоение новых знаний.
- Ребята, как вы распределяли эти слова по группам, что вы делали?
- Кто из Защитников узнает месторасположения врагов, где находится их техника? (РАЗВЕДЧИКИ)
- Перед вами сейчас будет стоять задача: «разведать», узнать, как определить данную часть речи.
-Вы сейчас будете работать в группах, ваша задача дать характеристику данной части речи, и придумать два слова-примера.
- Так же у нас будет эксперт. По учебнику он проверит права ли данная группа «разведчиков».
1 гр. Имя существительное.
2гр. Имя прилагательное.
3 гр. Глагол.
(каждой группе раздаются карточки с таблицей)
| Имя ….. - это |
1 Обозначает | |
2 Отвечает на вопросы | |
3 Примеры | |
| |
Эксперты открывают учебник на с.3.
Учитель создаёт на доске Кластер.
ЧАСТИ РЕЧИ
Имя существительное Имя прилагательное Глагол
Обозн. Предмет обозн.признак предмета обозн. Действие предмета
Кто? Что? Какой?Какая?Какое? Какие? Что делать? Что сделать?
Физминутка: сущ – хлопнуть, прил.-руки вверх, глагол -подпрыгнуть.
- новый, звездный, гриб, держать, деревянный, смотреть, бегать, уметь, солнце, компьютер.
Работа по учебнику.
- Ребята, есть ещё одна важная профессия Защитника, это военный топограф. Он занимается созданием карт, а в данное время электронных карт. Чтобы получилась полная картина , карты составленные военными топографами должны быть точными, лаконичными, наполненными смыслом.
- Откройте учебник на с.5 упр.5 . Сейчас вы будете создавать предложение-загадку.
Закрепление.
- В армии командиры дают задания Защитникам в зависимости от их навыков и способностей. Я предлагаю сейчас вам выбрать то задание, которое вы сможете выполнить.
1 уровень: Определить к какой части речи относятся слова: день, большая, час, думает, смелый. (Как определяли?)
2 уровень: Определи какая часть речи лишняя: Зелёная, кислая, свежая, растёт.
3 уровень: Образовать от существительных однокоренные прилаг. и глагол.
Грусть - _______________, ___________________ .
Танец - _________________, ___________________ .
Итог урока.
- Что является результатом военной службы Защитников?
- А как вы думаете какой результат работы на нашем уроке?
- Опишите глаголами что вы делали сегодня на уроке;
-опишите прилагательными какими вы сегодня были на уроке;
-опишите существительными кем вы были на уроке?
Оценивание учеников.
Домашнее задание.
Рефлексия.
Зелёный - было легко и интересно; Оранжевый - было трудно, но интересно; Красный- было трудно и неинтересно.
Части речи
Имя существительное
Имя прилагательное
Глагол
обозначает предмет
КТО? ЧТО?
КАКОЙ? КАКАЯ?
КАКОЕ? КАКИЕ?
обозначает
действие предмета
ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?
Спустя рукава.
Засучив рукава.
| Имя существительное |
1.Обозначает. | |
2.Отвечает на вопросы. | |
3.Примеры. | |
| Имя прилагательное |
1.Обозначает. | |
2.Отвечает на вопросы. | |
3.Примеры | |
| Глагол |
1.Обозначает. | |
2.Отвечает на вопросы. | |
3.Примеры. | |
Определи к какой части речи относятся слова.
День, большая, час, думает, смелый.
Определи к какой части речи относятся слова.
День, большая, час, думает, смелый.
Определи к какой части речи относятся слова.
День, большая, час, думает, смелый.
Определи к какой части речи относятся слова.
День, большая, час, думает, смелый.
Определи какая часть речи лишняя.
Зелёная, кислая, растёт, свежая, круглая.
Определи какая часть речи лишняя.
Зелёная, кислая, растёт, свежая, круглая.
Определи какая часть речи лишняя.
Зелёная, кислая, растёт, свежая, круглая.
Определи какая часть речи лишняя.
Зелёная, кислая, растёт, свежая, круглая.
Определи какая часть речи лишняя.
Зелёная, кислая, растёт, свежая, круглая.
Образуй от существительных однокоренные прилагательное и глагол.
Грусть-______________, _______________.
Танец-______________, _______________.
Образуй от существительных однокоренные прилагательное и глагол.
Грусть-______________, _______________.
Танец-______________, _______________.
Образуй от существительных однокоренные прилагательное и глагол.
Грусть-______________, _______________.
Танец-______________, _______________.
Образуй от существительных однокоренные прилагательное и глагол.
Грусть-______________, _______________.
Танец-______________, _______________.
Образуй от существительных однокоренные прилагательное и глагол.
Грусть-______________, _______________.
Танец-______________, _______________.