СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе по теме "Как образуются слова" (УМК "Перспектива")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по теме "Как образуются слова" (УМК "Перспектива"), разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используется ИКТ,(электронное приложение к учебнику) системно-деятельностный подход, работа в парах, группах. Дан образец листа самооценки для учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе по теме "Как образуются слова" (УМК "Перспектива")»



Русский язык. 3 класс УМК Перспектива

Тема изучения: Как образуются слова

Цель темы

• Актуализировать знания о морфемах слова, их значении для образования слов.

• Научить:

— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;

— образовывать современные слова с суффиксами -арь, -чик, -щик, -ист;

— раскрывать значение понятия «сложные слова» и обосновывать своё мнение;

— определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;

— образовывать и писать сложное слово, используя его толкование;

— выделять графически части слова, с помощью которых образованы новые слова;

— образовывать новые слова, используя модель слова;

— устанавливать соответствие между словом и его схемой;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.

Планируемый результат

Личностные умения:

— творчески относиться к

процессу работы над составом слова и словообразованием;

— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Познавательные умения:

— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

Регулятивные умения:

— ориентироваться в разных способах выполнения задания;

— выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речь для представления результата.


Оборудование: электронное приложение к учебнику «Русский язык 3 класс», учебник «Русский язык» 3 класс Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина, листы самооценки для учащихся, магниты (для этапа рефлексии)



Этап урока

Задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся посредством УУД

Планируемый

результат

  1. Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности.

(1-2 мин)

8.52

Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности

Включение в деловой ритм.

Побуждающий вопрос учителя.

- Настроенье каково? (во!)

все такого мнения? (все без исключения)

У вас на партах листы самооценки, будем оценивать сами себя. (критерии те же)

- над какой темой мы сейчас работаем? (состав слова)

- Проведем блиц-опрос для подготовки к изучению новой темы.Вспомним,что мы знаем.

Крестики-нолики ( к доске 1 ч)


Психологический настрой класса на работу

Регулятивные УУД


Готовность к учебной деятельности

на уроке




Окончание служит для связи слов в предложении (Х)

Предлоги пишутся раздельно со словами (Х)

У глаголов есть предлоги (0)

Сначала находим в слове окончание (Х)

Суффикс стоит перед корнем (0)

Приставка служит для образования новых слов (Х)

Корень-это главная часть предложения (0)

Корни в родственных словах пишутся одинаково (Х)

Разделительный твердый знак пишется после приставок (Х)




Проверим себя (лист самооценки)

Знаю правила



Знаю способы образования слов


Умею разбирать слова по составу и образовать новые слова

















- встаньте, кто без ошибок справился?

- что нужно сделать, чтобы ошибок не было? (знать правила)

-зачем нужно знать правила? (уметь без ошибок разбирать слова по составу)





  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(4-5 мин)

(8.56)


Открытие новых знаний через пробное учебное действие.

Выявляет уровень знаний.

ЗАГАДКА

Прилетела на базар,
Громко всем сказала: "Кар!
Пусть я в школе не учёна,
Но умна, ведь я – …"
(Ворона) (иллюстрация)

- Что вы скажете о слове ВОРОНА? (словарное)

- догадайтесь, какую скороговорку я приготовила?

Предлагаю поработать с предложением.

  • Прочитайте предложение на доске

Проворонила ворона воронёнка.

Это скороговорка. На отработку какого звука? (ВР). (ЧИСТОПИСАНИЕ)

Прочитаем медленно, затем быстрее. (инд.опрос) (+ в паре).

Прочитайте скороговорку с разными интонациями

- удивление

-сожаление

-грусть

-поругайте ворону

Проворонить – не уследить, прошляпить, пропустить

- дайте характеристику предложения,

- запишите предложение, подчеркните глав.члены, разберите по составу.

- чем интересно предложение? (все слова однокоренные

- от какого корня образованы слова? при помощи каких частей слова? (приставка,суффикс

- при помощи каких частей слова образуются новые слова?

-кто назовет тему урока?

(КАК ОБРАЗУЮТСЯ СЛОВА)

- какие цели поставим на урок?

- какие способы словообразования вы знаете?

-А как вы думаете есть ли ещё другие способы словообразования?

-Вот это нам и предстоит сегодня выяснить

- Давайте повторим

-приставка – (часть слова…)

- суффикс- (часть слова…)

- корень – (общая значимая часть однокоренных слов, в которой заключено основное значение)

- окончание-изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении.

Выполняют задание

-Окончание, оно служит для связи слов в предложении, а приставка и суффикс для образования новых слов.

- Корня

Корень - это общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение






- По способу образования.

- Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный.

- Подобрать слова к схемам.
















- Вспомнить правило разбора слов по составу


Дети записывают слова по схемам, вспоминают правило разбора слов по составу.


Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль

Анализ объектов и понятий.























Классификация объектов

по заданным признакам


Воспроизведение

алгоритма разбора слов по составу.


Контроль и самоконтроль

  1. Выявление места и причины затруднений.

(9.00)

Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

самостоятельная работа (упр.207,208)

  • Определи, какая часть слова помогает образовывать слова в каждой строчке.Выдели эту часть слова

  • писать – писатель, строить – строитель, испытать – испытатель

  • дом – домик, стол – столик, нос – носик,рот – ротик

Ответ: слова образуются с помощью _____________

2) как образовались новые слова? выделите эту часть слова

Шёл-зашёл,пришёл, ушёл

Бежать – прибежать, убежать,забежать,отбежать

Ответ: слова образуются с помощью _______________

3) как образовались слова?снегопад, водопад, лесоруб, самолёт

Ответ: слова образованы при помощи _________________________

ПРОВЕРЯЕМ (инд-но)

- САМООЦЕНКА

Оцените себя в листе самооценки, во 2 столбике (знаю способы образования слов)

- у кого возникло затруднение?

- Какое затруднение возникло?

- Почему?

–Есть ли у вас предположение, как называется такой способ? (сложение корней.сложные слова)


Давайте проговорим алгоритм работы со сложным словом


1.Читаем слова, выделяем основы.

___________ ? ____________


2.Выделяем соединительные гласные

________ о__________ ___________ е __________


(*Какие слова называются сложными?

*как образуются сложные слова?

*Чем они отличаются от других слов?

*Как сложные слова разбирать по составу?)

- Как вы думаете, где мы можем проверить наше предположение?

Учебник с.119 (правило)

-Что нового вы еще узнали из правила?

-какие соединительные гласные в сложных словах?

А сейчас подведем итоги.Итак, слова образуются :

- приставочным способом

-суффиксальным

- при помощи сложения корней (основ)

-Сколько корней в каждом из этих слов?( Два)

-Каким способом образованы слова?( Путём соединения двух корней)

-Какие буквы соединяют корни?(о,е)

Вывешивается схема нового способа образования.

-Если буквы о и е соединяют корни, как вы думаете, как они называются?

( Соединительные гласные)

-Итак, цели мы достигли, узнали о новом способе образования.

-А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Включается электронное приложение к учебнику)

-Что ещё нового узнали из сообщения Ивана Ивановича?( Слова, образованные путём соединения двух корней, называются сложными.)

Вывешивается табличка:

Сложные слова. 



-Слово " снегопад" оказалось лишним.

- Не подошло ни к одной схеме.

- В слове 2 корня.



Нужно посмотреть в словаре




-Два слова.




-Два корня соединила буква «о».

- Соединительная гласная.


- Соединение корней

- Сложение корней.

- В слове два корня.


Как образуются слова








-Новый способ словообразования


Соединительная





Два корня

Фиксация места затруднения.

Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает.







  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).

(9.05)



- А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение)

- А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст)

Как мы получили слово снегопад? (заменили его словосочетанием)

Найдите основы в словах: снег и падает. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось?

- Как мы его получили? (Сложили две основы)

Б)-Попробуйте сложить основы слов: вода и падает. (водопад)

-Как вы получили сложное слово водопад? (Мы сложили основы)



  1. Реализация построенного проекта

(9.10)


Усвоение учащимися нового знания через способы действия

- итак, какие способы образования слов вы узнали?

- (приставочный, суффиксальный, сложение корней)

- как правильно разобрать слово по составу? (ДОСКА – 1 ученик-составляет схему слова + повотряем правила: окончание, корень, приставка, суффикс)

- как без ошибок разобрать сложные слова? (ПАМЯТКА)

Дети высказывают свои

предположения

- Сложные.

- Составные

- Сложением корней

- Что есть соединительная гласная е.

-Сложные слова. Способ образования сложных слов.

Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельност

-Имеют два корня.

-Способ образования - сложение основ

Памятка

  1. Думаю над значением слова.

  2. Подбираю родственные слова к первой части.

  3. Выделяю общую часть.

  4. Подбираю родственные слова к второй части

  5. Выделяю общую часть.

Познавательные УУД: формулировка правила нахождения корня в сложных словах,

составление алгоритма с применением правила, анализ, синтез

Регулятивные УУД:

контроль действий

самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем

Выдвижение гипотез.

Целеполагание.

Решение проблемы, построение логической цепи.

Планирование своих действий.


Поиск информации в учебнике.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Умение обосновывать свою точку зрения;



Составление памятки разбора сложных слов


ФИЗМИНУТКА (9.12)

С ПРИ- приставкою –присесть

С ПОД – приставкою – подняться

С ПОД- подпрыгнуть, подмигнуть

С ПО – приставкой – посмеяться

С ВЫ – вытягиваем руки

С О – опустим их опять

Вот и всё, настало время

С ЗА- приставкой завершать

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

(9.15)

Организация умения применять новое знание в типовых заданиях


Организует деятельность по применению новых знаний.

(БУТЯВКИ + сам.работа на листах)


- проверим у доски ( 8 чел)

+ дерево ( 8 чел.)



- Проверьте свою работу.



.


Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного


Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности

Письмо с коментированием


Умение работать

в паре


Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации

Решение типовых заданий на новый способ действия.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9.20)


Включение нового способа действий в
систему знаний

ЛИСТ № 4

- образовать новые слова при помощи приставки, суффикса, образовать сложные слова.Разобрать по составу.

-ПРОВЕРКА (ДИСК№ 6)


Оцените свою работу ( столбик № 3)( умею разбирать слова по составу, образовывать новые слова

(САМООЦЕНКА)

Самостоятельная работа в группах по карточкам


Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного


Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация


Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество


Умение работать в паре


Управление поведением партнера - контроль.




  1. Включение в систему знаний повторение.


Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности


Проверим знания. Готовы пройти ТЕСТ? ( диск – ТЕСТ)(коллективно)




Познавательные УУД:

осуществляют самооценку собственной учебной

деятельности, соотносят цель

и результаты, степень их соответствия

Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;

Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке.

  1. Рефлексия УД на уроке


Стимулирование организации учебной деятельности дома

Организует рефлексию.

- Что нового узнали о способах образования слов?

Какое новое открытие мы сделали сегодня?

-Какое задание было самым интересным?

- Какое задание было трудным?

Оцените свою работу в течение всего урока.

(МИШЕНЬ – рефлексия)

Дом.задание-упр.215, + доп.заданиеНас окружает множество предметов, которые являются нашими помощниками. Внимательно оглядись в своей квартире и постарайся обнаружить предметы, название которых является сложным словом. В какой части квартиры их больше? Почему? Составь список своих помощников.

- творческое задание : придумать несуществующее сложное слово

- Мы продолжим в дальнейшем изучение темы словообразования, узнаем много интересного. Всем ребятам спасибо за активную работу на уроке!


Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний


Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Самостоятельность в выполнении домашнего задания