• Актуализировать знания о морфемах слова, их значении для образования слов.
— определять способы словообразования с помощью суффикса и приставки и обосновывать своё мнение;
— определять соединительные гласные в сложных словах и обосновывать своё мнение;
— формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога.
— осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
— использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.
— выполнять учебное действие в соответствии с планом.
— адекватно использовать речь для представления результата.
Этап урока | Задача этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся посредством УУД | Планируемый результат |
Мотивация(самоопределение) к учебной деятельности. (1-2 мин) 8.52 | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к учебной деятельности | Включение в деловой ритм. Побуждающий вопрос учителя. - Настроенье каково? (во!) все такого мнения? (все без исключения) У вас на партах листы самооценки, будем оценивать сами себя. (критерии те же) - над какой темой мы сейчас работаем? (состав слова) - Проведем блиц-опрос для подготовки к изучению новой темы.Вспомним,что мы знаем. Крестики-нолики ( к доске 1 ч) | Психологический настрой класса на работу Регулятивные УУД | Готовность к учебной деятельности на уроке |
Окончание служит для связи слов в предложении (Х) | Предлоги пишутся раздельно со словами (Х) | У глаголов есть предлоги (0) | Сначала находим в слове окончание (Х) | Суффикс стоит перед корнем (0) | Приставка служит для образования новых слов (Х) | Корень-это главная часть предложения (0) | Корни в родственных словах пишутся одинаково (Х) | Разделительный твердый знак пишется после приставок (Х) | Проверим себя (лист самооценки) Знаю правила | Знаю способы образования слов | Умею разбирать слова по составу и образовать новые слова | | | | | | | | | | | | | - встаньте, кто без ошибок справился? - что нужно сделать, чтобы ошибок не было? (знать правила) -зачем нужно знать правила? (уметь без ошибок разбирать слова по составу) | |
|
|
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (4-5 мин) (8.56) | Открытие новых знаний через пробное учебное действие. | Выявляет уровень знаний. ЗАГАДКА Прилетела на базар, Громко всем сказала: "Кар! Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я – …" (Ворона) (иллюстрация) - Что вы скажете о слове ВОРОНА? (словарное) - догадайтесь, какую скороговорку я приготовила? Предлагаю поработать с предложением. Проворонила ворона воронёнка. Это скороговорка. На отработку какого звука? (ВР). (ЧИСТОПИСАНИЕ) Прочитаем медленно, затем быстрее. (инд.опрос) (+ в паре). Прочитайте скороговорку с разными интонациями - удивление -сожаление -грусть -поругайте ворону Проворонить – не уследить, прошляпить, пропустить - дайте характеристику предложения, - запишите предложение, подчеркните глав.члены, разберите по составу. - чем интересно предложение? (все слова однокоренные - от какого корня образованы слова? при помощи каких частей слова? (приставка,суффикс - при помощи каких частей слова образуются новые слова? -кто назовет тему урока? (КАК ОБРАЗУЮТСЯ СЛОВА) - какие цели поставим на урок? - какие способы словообразования вы знаете? -А как вы думаете есть ли ещё другие способы словообразования? -Вот это нам и предстоит сегодня выяснить - Давайте повторим -приставка – (часть слова…) - суффикс- (часть слова…) - корень – (общая значимая часть однокоренных слов, в которой заключено основное значение) - окончание-изменяемая часть слова. Служит для связи слов в предложении. | Выполняют задание -Окончание, оно служит для связи слов в предложении, а приставка и суффикс для образования новых слов. - Корня Корень - это общая часть родственных слов, в которой заключено лексическое значение - По способу образования. - Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный. - Подобрать слова к схемам. - Вспомнить правило разбора слов по составу Дети записывают слова по схемам, вспоминают правило разбора слов по составу. Познавательные УУД: самостоятельный поиск наиболее оптимальных способов выполнения заданий, Регулятивные УУД: сопоставление способов действий с результатом, самоконтроль | Анализ объектов и понятий. Классификация объектов по заданным признакам Воспроизведение алгоритма разбора слов по составу. Контроль и самоконтроль |
Выявление места и причины затруднений. (9.00) | Достижение понимания связи цели учебной деятельности с темой занятия через уточнение учебных затруднений | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. самостоятельная работа (упр.207,208) Определи, какая часть слова помогает образовывать слова в каждой строчке.Выдели эту часть слова писать – писатель, строить – строитель, испытать – испытатель дом – домик, стол – столик, нос – носик,рот – ротик Ответ: слова образуются с помощью _____________ 2) как образовались новые слова? выделите эту часть слова Шёл-зашёл,пришёл, ушёл Бежать – прибежать, убежать,забежать,отбежать Ответ: слова образуются с помощью _______________ 3) как образовались слова?снегопад, водопад, лесоруб, самолёт Ответ: слова образованы при помощи _________________________ ПРОВЕРЯЕМ (инд-но) - САМООЦЕНКА Оцените себя в листе самооценки, во 2 столбике (знаю способы образования слов) - у кого возникло затруднение? - Какое затруднение возникло? - Почему? –Есть ли у вас предположение, как называется такой способ? (сложение корней.сложные слова)  Давайте проговорим алгоритм работы со сложным словом 1.Читаем слова, выделяем основы. ___________ ? ____________ 2.Выделяем соединительные гласные ________ о__________ ___________ е __________ (*Какие слова называются сложными? *как образуются сложные слова? *Чем они отличаются от других слов? *Как сложные слова разбирать по составу?) - Как вы думаете, где мы можем проверить наше предположение? Учебник с.119 (правило) -Что нового вы еще узнали из правила? -какие соединительные гласные в сложных словах? А сейчас подведем итоги.Итак, слова образуются : - приставочным способом -суффиксальным - при помощи сложения корней (основ) -Сколько корней в каждом из этих слов?( Два) -Каким способом образованы слова?( Путём соединения двух корней) -Какие буквы соединяют корни?(о,е) Вывешивается схема нового способа образования. -Если буквы о и е соединяют корни, как вы думаете, как они называются? ( Соединительные гласные) -Итак, цели мы достигли, узнали о новом способе образования. -А что думает по этому поводу наш знакомый профессор И.И. Самоваров? (Включается электронное приложение к учебнику) -Что ещё нового узнали из сообщения Ивана Ивановича?( Слова, образованные путём соединения двух корней, называются сложными.) Вывешивается табличка: | -Слово " снегопад" оказалось лишним. - Не подошло ни к одной схеме. - В слове 2 корня. Нужно посмотреть в словаре -Два слова. -Два корня соединила буква «о». - Соединительная гласная. - Соединение корней - Сложение корней. - В слове два корня. Как образуются слова -Новый способ словообразования Соединительная Два корня | Фиксация места затруднения. Соотнесение своих действий на этом шаге с изученными способами и фиксация знания или умения, которого не достает. |
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). (9.05) | | - А какое слово в математике имеет такой же корень как и слово сложные? (сложение) - А что можно сложить на уроке русского языка? Подумайте (звуки, слоги, слова в предложения, предложения в текст) Как мы получили слово снегопад? (заменили его словосочетанием) Найдите основы в словах: снег и падает. Попробуйте сложить эти основы. Какое слово получилось? - Как мы его получили? (Сложили две основы) Б)-Попробуйте сложить основы слов: вода и падает. (водопад) -Как вы получили сложное слово водопад? (Мы сложили основы) | | |
Реализация построенного проекта (9.10) | Усвоение учащимися нового знания через способы действия | - итак, какие способы образования слов вы узнали? - (приставочный, суффиксальный, сложение корней) - как правильно разобрать слово по составу? (ДОСКА – 1 ученик-составляет схему слова + повотряем правила: окончание, корень, приставка, суффикс) - как без ошибок разобрать сложные слова? (ПАМЯТКА) | Дети высказывают свои предположения - Сложные. - Составные - Сложением корней - Что есть соединительная гласная е. -Сложные слова. Способ образования сложных слов. Исходя из заданий, определяют тему занятия, формулируют цель учебной деятельност -Имеют два корня. -Способ образования - сложение основ Памятка Думаю над значением слова. Подбираю родственные слова к первой части. Выделяю общую часть. Подбираю родственные слова к второй части Выделяю общую часть. Познавательные УУД: формулировка правила нахождения корня в сложных словах, составление алгоритма с применением правила, анализ, синтез Регулятивные УУД: контроль действий самоанализ результатов усвоения материала, выявление проблем | Выдвижение гипотез. Целеполагание. Решение проблемы, построение логической цепи. Планирование своих действий. |
Поиск информации в учебнике. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Умение обосновывать свою точку зрения; Составление памятки разбора сложных слов |
ФИЗМИНУТКА (9.12) С ПРИ- приставкою –присесть С ПОД – приставкою – подняться С ПОД- подпрыгнуть, подмигнуть С ПО – приставкой – посмеяться С ВЫ – вытягиваем руки С О – опустим их опять Вот и всё, настало время С ЗА- приставкой завершать |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (9.15) | Организация умения применять новое знание в типовых заданиях | Организует деятельность по применению новых знаний. (БУТЯВКИ + сам.работа на листах) - проверим у доски ( 8 чел) + дерево ( 8 чел.) - Проверьте свою работу. | . Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного Регулятивные УУД: самопроверка, самоконтроль результативности деятельности Письмо с коментированием | Умение работать в паре Ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации Решение типовых заданий на новый способ действия. |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (9.20) | Включение нового способа действий в систему знаний | ЛИСТ № 4 - образовать новые слова при помощи приставки, суффикса, образовать сложные слова.Разобрать по составу. -ПРОВЕРКА (ДИСК№ 6) Оцените свою работу ( столбик № 3)( умею разбирать слова по составу, образовывать новые слова (САМООЦЕНКА) | Самостоятельная работа в группах по карточкам Познавательные УУД: применение новых знаний на практике, обобщение, синтез, выявление главного Регулятивные УУД: самоконтроль, самомотивация Коммуникативные УУД: самостоятельная работа в парах, сотрудничество | Умение работать в паре Управление поведением партнера - контроль. |
Включение в систему знаний повторение. | Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Проверим знания. Готовы пройти ТЕСТ? ( диск – ТЕСТ)(коллективно) | Познавательные УУД: осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия | Умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; Рефлексия и самооценка учениками своей УД на уроке. |
Рефлексия УД на уроке | Стимулирование организации учебной деятельности дома | Организует рефлексию. - Что нового узнали о способах образования слов? Какое новое открытие мы сделали сегодня? -Какое задание было самым интересным? - Какое задание было трудным? Оцените свою работу в течение всего урока. (МИШЕНЬ – рефлексия) Дом.задание-упр.215, + доп.заданиеНас окружает множество предметов, которые являются нашими помощниками. Внимательно оглядись в своей квартире и постарайся обнаружить предметы, название которых является сложным словом. В какой части квартиры их больше? Почему? Составь список своих помощников. - творческое задание : придумать несуществующее сложное слово - Мы продолжим в дальнейшем изучение темы словообразования, узнаем много интересного. Всем ребятам спасибо за активную работу на уроке! | Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения, структурирование знаний Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Самостоятельность в выполнении домашнего задания |