2 | Мотивация к учебной деятельности, актуализация | 5 мин | - Прежде чем мы начнем урок, предлагаю отгадать загадку. Слушаем внимательно: Я шариком пушистым, Белею в поле чистом, А дунул ветерок – Остался стебелёк. - Что это такое? - Верно, молодцы. Давайте выполним звукобуквенный анализ этого слова. Запишем его в тетрадь. Откройте тетради. От предыдущей работы отступите 2 строки вниз. С новой строки от начала ставим четыре пальчика. И записываем число. Сегодня у нас … - Со следующей строчки от начала ставим 3 пальчика и записываем «Классная работа». Вспомним, какая орфограмма в слове «Классная»? - Молодцы. В конце предложений не забываем ставить точки. (Учитель проверяет) - Теперь с красной строки записываем слово одуванчик, назовите мне орфограммы в этом слове. - А нужен ли мягкий знак после буквы Ч? - Отлично. Теперь выполним звукобуквенный анализ этого слова. Имя ученика, выходи к доске, остальные работают в тетради. - Разделим это слово на слоги. - Сколько слогов получилось? - Записываем. Поставим ударение. - Давайте произнесем это слово так, как мы употребляем его в речи. - Сколько букв в этом слове? - А звуков? - Запишите каждую букву в столбик. - Отлично. Поработаем с каждой буквой. Буква О – какой звук дает? - Какой он? - Хорошо, записываем. Как мы записываем звуки? - Молодцы. Двигаемся дальше. Какой звук дает буква Д? - Какой он? - Буква У. Какой звук она дает? - Какой он? - Следующая буква В. Какой звук дает эта буква? - Какой он? - Буква А. Какой звук дает? - Какой он? - Буква Н. Какой звук дает? - Поскольку звук [н’] мягкий, не забываем ставить запятую сверху. - Какой это звук? - Буква Ч. Какой звук дает? - Снова не забываем о запятой сверху. - Какой это звук? - Буква И. Какой звук дает? - Какой он? - И последняя буква К. Какой звук дает? - Какой он? - Поднимите руку у кого также? - Молодцы. Имя ученика, можешь присаживаться. Остальные у кого также, поставьте себе плюсик на полях в тетради. | - Это одуванчик. - Записывают число. - Записывают «Классная работа». - Удвоенная буква «с». - В первом слоге пишем букву О, ее нужно запомнить. В четвертом слоге букву и, ее тоже нужно запомнить. - Нет. Потому что буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч пишутся без мягкого знака. - О-ду-ван-чик. - 4 слога. - Ударение падает на третий слог. - Адуванчик. - 9 букв. - 9 звуков. - Записывают буквы в слобик. - Звук [а]. - Гласный, безударный. - В квадратные скобочки. - Звук [д]. - Согласный, звонкий, твердый, парный. - Звук [у]. - Гласный, безударный. - Звук [в]. - Согласный, звонкий, твердый, парный. - Звук [а]. - Гласный, ударный. - Звук [н’] (нь) - Согласный, звонкий, мягкий, непарный. - Звук [ч’]. - Согласный, глухой, мягкий, непарный. - Звук [и]. - Гласный, безударный. - Звук [к]. - Согласный, глухой, твердый, парный. - Поднимают руку. | Выполняет тоже самое, что и ученики с нормой. | Метапредметные: К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению. Коррекционно-развивающие: - анализируют информацию; - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3 | Вовлечение учащихся в процесс постановки темы, целей и задач учебной деятельности | 5 мин. | (2 слайд) - Итак ребята, для того, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить. Обратите внимание на экран. Прочитайте слова про себя. - Что это за слова? - Вспомним, а что такое местоимение? - Местоимения называют предметы, или лишь указывают на них, но не называют. - На какой вопрос отвечают местоимения? - Отлично. Прочитайте еще раз местоимения вслух. - Кто из вас знает, какие это местоимения? - Вижу, вы затрудняетесь. Так давайте же это и узнаем. (3 слайд) - Для того чтобы узнать какая тема нашего урока, обратите внимание на экран. Вам предложено два слова, прочтите их наоборот, то есть с конца. Что получилось? (4 слайд) - Верно. Тема нашего урока «Личные местоимения». (5 слайд) - Отлично. Какую цель мы можем поставить перед собой на урок? Для этого у вас уже есть вспомогательное слово «познакомиться» (5 слайд и щелк) - Проверяем. Хорошо. А чтобы достичь нашу цель, нам нужно составить план на урок. (5 слайд и щелк) Смотрите, наш план перепутан. Предлагаю это исправить. Прочитайте пункты плана про себя. - Какой пункт плана должен быть первым, вторым, третьим? (5 слайд и щелк) - Отлично. Давайте проверим, посмотрите на экран. Имя ученика, прочитай, пожалуйста, план нашего урока. - Можем начинать работать. | - Читают. - Это местоимения. - Это часть речи. - Местоимения указывают на предметы, но не называют их. - Местоимения, также как и существительные отвечают на вопросы кто? или что? - Читают вслух. - Затрудняются ответить. - Личные местоимения. - Цель урока – познакомиться с понятием «Личные местоимения». - Читают. - Первым должен быть: узнать, что такое личное местоимение. Вторым: научиться распознавать личные местоимения и определять их лицо и число. Третьим: оценить свою работу на уроке. - Читает: план на урок: Узнать, что такое личное местоимение; Научиться распознавать личные местоимения и определять их лицо и число; Оценить свою работу на уроке. | Выполняет тоже самое, что и ученики с нормой. | Метапредметные: Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - ставят новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, принимают и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению. Коррекционно-развивающие: - анализируют информацию; - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
4 | Открытие новых знаний | 20 мин. | - Ребята, как вы считаете, что означает слово «личные»? (6 слайд) - Я предлагаю обратиться к толковому словарю Ожегова и посмотреть, как там записано. Обратите внимание на экран. Имя ученика, прочитай всем вслух. - То есть, личные местоимения – это значит принадлежащее лично кому-то. (7 слайд) - С помощью какого местоимения человек указывает на себя или несколько человек указывают на себя? - Все верно. С помощью какого местоимения, мы указываем на того или тех к кому обращаемся? - Хорошо. С помощью каких местоимений на того или тех о ком говорят? - Все эти местоимения называются личными. Как вы думаете, почему? - Правильно. Теперь давайте откроем учебник на странице 93-ей. Обратите внимание на правило в рамочке. - Итак, личными местоимениями называются потому, что они называют определенное лицо, как вы могли заметить, местоимения имеют три лица: 1 лицо – это местоимения, которые указывают на говорящего – это такие как: Я, МЫ. 2 лицо – это местоимения, которые называют слышащего, того, к кому обращаются – это такие как: ТЫ, ВЫ. 3 лицо – это местоимения, которые указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят – это такие как: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. - Сравните местоимения первой строчки: я, ты, он, она, оно. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? - Теперь сравните местоимения второй строчки: мы, вы, они. Что можно сказать о них? На сколько предметов они указывают? - Так что же нового вы для себя узнали? - Для того, чтобы вам легче было запомнить таблицу из учебника, я приготовила вам карточку-подсказку под номером 1, она лежит у вас у каждого на партах. Переверните ее. Сегодня на уроке вы можете ею пользоваться, но ее обязательно нужно будет выучить к следующему уроку. Хорошо? (Приложение 1) - А теперь сделаем общий вывод. Как вы думаете, а для чего нужны местоимения? (8 слайд) - Конечно, вы все правильно сказали. Думаю пора перейти к заданиям. И первое задание, которое я предлагаю выполнить, будет интерактивным. Обратите внимание на экран. - Посмотрим, что вам необходимо сделать. Перед вами представлена таблица, она разделена на 3 колонки, каждая колонка – это какая-либо часть речи. Также под таблицей вам представлены слова. Ваша задача – распределить эти слова по трем колонка в таблице. Задание всем понятно? (https://resh.edu.ru/subject/lesson/5286/train/201185/) (Приложение 2) - Отлично. Можем приступать. Имя ученика, прочитай первое слово. - Задай вопрос к этому слову. - На что указывает? - Значит, какая эта часть речи? - В какой столбик отнесем это слово? - Хорошо. Следующее слово, имя ученика, прочитай, пожалуйста. - Задаем вопрос к слову. - На что указывает? - Значит, какая эта часть речи? - Да, это тоже имя существительное. В какой столбик отнесем это слово? (Учащиеся продолжают распределять слова по частям речи: задают вопрос к словам, определяют на что указывает слово, определяют часть речи, относят слово к тому или иному столбику). (9 слайд) - Верно. Отличать местоимения от других частей речи вы умеете. Молодцы. Прежде чем мы перейдем к следующему заданию, предлагаю отдохнуть. Поиграем в игру на внимательность. Я буду называть слова, а вам необходимо определить часть речи. Если местоимение – хлопаем в ладоши, если нет – мотаем головой. Задание всем понятно? - Тогда слушаем внимательно. (Слова: тетрадь, подружка, она, озеро, гулять, мы, реки, праздник, тепло, я, восемь, вы, утро, вымыты). - Супер. У вас отлично получилось, это очень хорошо, что вы такие внимательные. Вы отдохнули? - Тогда можем переходить к следующему заданию. Работать будем с учебником. Откройте учебник на странице 94-ой. Перед вами представлены предложения, и первое что мы должны с ними сделать – это найти местоимения в этих предложениях и определить на кого или на что они указывают в предложении. - Имя ученика, прочитай первое предложение. - Найди местоимение в этом предложении. - На кого или на что указывает это местоимение. - Замечательно. Следующее предложение. Имя ученика, прочитай, пожалуйста. - Найди местоимения в этом предложении. - На кого или на что указывает эти местоимения. - Хорошо. (Учащиеся продолжают по очереди читать предложения, искать в них местоимения и определять на кого или на что они указывают) - Отлично. А теперь найдите загадку об одуванчике в этих предложениях. Кто нашел? - Как вы думаете, почему цветок получил такое название? - Все правильно. И последнее что я предлагаю сделать. Это списать первые три предложения. После чего вы должны будете подчеркнуть в них местоимения и определить лицо и число этих местоимений. Задание все понятно? - Для начала запишем номер упражнения. В тетради с новой строки поставьте четыре пальчика и запишите «Упражнение 159». - Итак, имя ученика, выходи к доске. Остальные работают в тетради. (Учитель диктует предложение. Ученик записывает на доске). - Найдем местоимение и подчеркнем его одной чертой. - Так, а теперь определим лицо у этого местоимения. На кого или на что указывает местоимение? - Значит, какое это лицо? - Подписываем сверху над местоимением (3 л.). - Определим число у этого местоимения. Задаем вопрос. - Какое число будет? - Почему? - Подписываем сверху над местоимением (ед.ч.). - Хорошо, садись. Имя ученика, выходи к доске. Записываем предложение. (Учитель диктует предложение. Ученик записывает на доске). - Найдем местоимения и подчеркнем их. - Определим лицо у этих местоимений. Первое местоимение МЫ. На кого или на что указывает местоимение? - Значит, какое это лицо? - Подписываем сверху над местоимением (1 л.). - Определим число у этого местоимения. Задаем вопрос. - Какое число будет? - Почему? - Подписываем сверху над местоимением (мн.ч.). - Хорошо, садись. Имя ученика, выходи к доске. Определи лицо у местоимения Я. На кого или на что указывает местоимение? - Значит, какое это лицо? - Подписываем сверху над местоимением (1 л.). - Определим число у этого местоимения. Задаем вопрос. - Какое число будет? - Почему? - Подписываем сверху над местоимением (ед.ч.). - Замечательно, садись. Имя ученика, выходи к доске. Определи лицо у местоимения ОН. На кого или на что указывает местоимение? - Какое это лицо? - Подписываем сверху над местоимением (3 л.). - Определим число у этого местоимения. Задаем вопрос. - Какое число будет? - Почему? - Подписываем сверху над местоимением (ед.ч.). Садись. (Выходит к доске еще один ученик работает с третьим предложением: находит местоимение, подчеркивает его, определяет лицо и число у этого местоимения. Остальные ученики работают в тетради) - Молодец. Садись. Ребята, обратите внимание на доску. Поднимите руку у кого также. - Вижу, вы научились находить личные местоимения в предложениях и определять у них лицо и число. Думаю пора переходить к самостоятельной работе. | - Отвечают на вопрос. - Читает: данная группа указывает на лицо или на лица, поэтому местоимения называются личными. - С помощью местоимения Я человек указывает на себя, а с помощью местоимения МЫ несколько человек указывают на себя. - С помощью местоимений ТЫ и ВЫ мы указываем на того или на тех к кому обращаемся. - Указываем с помощью местоимений ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. - Потому что указывают на лицо, которое участвует в речи. - Открывают учебник. - На один. - На несколько. - Местоимения могут указывать на один предмет, лицо или несколько предметов, лиц, т.е. бывают единственного и множественного числа. - Местоимение не называет предметы, а только указывает на них. - Местоимения изменяются по лицам и числам. - Да. - Для того, чтобы избегать повторов, чтобы речь была красивой. - Да. - Тетрадь. - Что? – тетрадь - Указывает на предмет. - Это имя существительное. - В первый. Имя существительное. - Брюки. - Что? – брюки. - Указывает на предмет. - Это имя существительное. - В первый. Имя существительное. - Да. - Играют в игру на внимательность. - Да. - Читает: «Знать, солнышко утомлено, за горы прячется оно». - Местоимение – оно. - Местоимение ОНО указывает на солнышко. - Читает: «Мы такие с ним – друзья куда он, туда и я». - Местоимения – мы, я и он. - Местоимение МЫ – указывает на говорящего. Местоимение Я – указывает на говорящего. А местоимение ОН – указывает на друга говорящего. - Это 7-ое предложение. «Был я солнышком лучистым. Стал я облачком пушистым». - Назван цветок так, потому что когда ветер дует, он разлетается. - Да. - Записывают номер упражнения. - Находят и подчеркивают местоимение – оно. - Местоимение ОНО указывает на то, о чем говорят, т.е. на солнышко. - Третье лицо. - Что? – оно (солнышко). - Единственное число. - Потому что оно одно. - Находят и подчеркивают местоимения – мы, я и он. - Местоимение МЫ указывает на говорящего. То есть говорящий говорит о себе и о своем друге. - Первое лицо. - Кто? – мы. - Множественное число. - Потому что подразумевается говорящий и его друг. - Местоимение Я указывает на говорящего. - Первое лицо. - Кто? – Я. - Единственное число. - Потому что подразумевается только один говорящий. - Местоимение ОН указывает на того, о ком говорят, т.е. о друге говорящего. - Третье лицо. - Кто? – он (друг). - Единственное число. - Потому что говорящий упоминает только о своем одном друге. - Поднимают руку. | Выполняет тоже самое, что и ученики с нормой. Ребенку с ЗПР также выдается карточка-помощница (Приложение 1) | Предметные: - знают понятие «личное местоимение»; - определяют грамматические признаки личных местоимений (лицо, число); - целенаправленно употребляют местоимения в тексте; - распознают личные местоимения среди других частей речи. Метапредметные: П: - ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного с помощью учителя; - добывают новые знания, находят ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. Коррекционно-развивающие: - анализируют информацию; - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
5 | Закрепление изученного на уроке | 5 мин. | - У вас на партах лежат карточки под номером 2, переверните их. Давайте посмотрим, что вам необходимо сделать. Перед вами представлен текст. Ваша задача – вставить пропущенные местоимения в предложениях, подчеркнуть их, после чего определить лицо и число у этих местоимений, также, как мы делали в классной работе. Задание всем понятно? (Приложение 3) - Можете приступать. На выполнение вам 5 минут. Как закончите глазки на меня. - Заканчиваем. - Обменяйтесь карточками с соседом по парте, возьмите простой карандаш, проверим друг друга. - Итак, имя ученика, какое местоимение вставил имя ученика в первом предложении? - У чьих соседей так же, поднимите руку. У кого неверно, зачеркните и запишите правильное местоимение. - Имя ученика, какое лицо определил имя ученика у этого местоимения? - Как ты думаешь, правильно ли он/она определил? - Докажи. На кого или на что указывает местоимение? - Правильно? - А какое число определил имя ученика у этого местоимения? - Правильно он определил число? - Докажи. Зададим вопрос к этому местоимению. - Значит правильно определил? - У чьих соседей также, поднимите руку. У кого не правильно, зачеркните карандашиком и подпишите правильно. - Двигаемся дальше. (Подобная проверка продолжается со всем текстом) - Молодцы. Теперь передайте листочки с последней парты на первую, чтобы я смогла еще раз посмотреть на какие-либо ошибки и поставить отметки. - Оценки скажу на следующем уроке. | - Да. - Выполняют самостоятельную работу. - Местоимение МЫ. - Поднимают руку/исправляют. - Первое лицо. - Да. - Местоимение МЫ указывает на говорящего. - Да. - Множественное число. - Да. - Кто? – мы. Говорится о нескольких людей. - Да. - Поднимают руку/исправляют. - Передают листочки с последней парты на первую. | Ребенку с ЗПР выдается карточка с уже вставленными местоимениями, ему лишь остается определить лицо и число у местоимений, а чтобы ему было легче, для него, также как и для детей с нормой была выдана карточка-помощница. (Приложение 4) | Предметные: - знают понятие «личное местоимение»; - определяют грамматические признаки личных местоимений (лицо, число); - целенаправленно употребляют местоимения в тексте; -распознают личные местоимения среди других частей речи. Метапредметные: Р: - принимают новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, и понимают алгоритм выполнения заданий. К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности. Коррекционно-развивающие: - анализируют информацию; - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
6 | Соотнесение результатов урока с поставленными целями и задачами | 3 мин. | (10 слайд) - А нам пора подводить итоги урока. Для этого вернемся к цели и плану урока. (10 слайд и щелк) - Вспомним, какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы этой цели? (10 слайд и щелк) - Отлично. Теперь обратите внимание на план урока (Учитель показывает на интерактивную панель). Узнали ли мы что такое личное местоимение? - Кто мне скажет. Что такое местоимение? - Почему местоимения называют личными? - А какими они бывают? - Что мы еще узнали? - Молодцы. Научились ли мы распознавать личные местоимения и определять их лицо и число? - Что мы для этого делали? - Совершенно верно. Тогда, что же мы забыли сделать? - Сейчас мы с вами это и сделаем. Но перед этим, ответьте, пожалуйста, мне на вопрос. Где нам могут пригодиться те знания, которые вы сегодня получили? - Конечно. Поэтому давайте не будем забывать о такой важной теме, знания которой вам понадобятся еще ни раз. | - Познакомиться с понятием «Личные местоимения». - Да. - Да. - Местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. - Данная группа указывает на лицо или на лица, поэтому местоимения называются личными. - Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. - Мы узнали, что местоимения могут изменяться по лицам и числам. - Да. - Выполнили интерактивное задание, где нужно было распределить слова на 3 колонки по частям речи. Выполнили задание в учебнике, где мы искали местоимения в предложениях, определяли лицо и число у найденных местоимений. Выполнили самостоятельную работу, где мы работали с текстом, вставляли в пропущенные предложения подходящие местоимения, определяли лицо и число у этих местоимений… - Оценить свою работу на уроке. - На уроках русского языка, литературного чтения. Чтобы грамотно писать и говорить... | Выполняет тоже самое, что и ученики с нормой. | Предметные: - знают понятие «личное местоимение». Метапредметные: Р: - самостоятельно оценивают свои мысли и высказывания; К: - включаются в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов, формулируют ответы на вопросы; - отвечают полным ответом. Личностные: - проявляют уважительное отношение к иному мнению и адекватно понимают причины собственного успеха или неуспеха в учебной деятельности; - осознают значимость темы. Коррекционно-развивающие: - анализируют информацию; - с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |