Этапы урока | Содержание учебного материала | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Формы, методы и приемы |
I. Мотивация к учебной деятельности(орг.момент) Цель: настроить на позитивную коллективную работу, положительную мотивацию учения. | Проверим и сами Всё ль на месте, Всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5»? Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи! Передайте частичку своего настроения товарищу. | Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей. | Создает эмоциональный настрой на работу. | Фронтальная. Создание ситуации успеха. |
II. Минутка чистописания. Цель: выработка каллиграфического почерка. | Пп по пере п@п@ Переход подход поход походы Поля и Петя пошли в поход. -Выделите корень. -Какой корень в этих словах?( ход) -Какое, по-вашему, слово лишнее? (походы) -почему? (Форма одного и того же слова поход) -Какие части слова мы изучили? (Корень и окончание) -где стоит окончание? (В конце слова) -посмотрите, в этих словах есть часть слова, которую мы не выделили. Эта новая часть слова и она называется приставка. -Определите тему урока. «ПРИСТАВКА И ЕЁ РОЛЬ В СЛОВЕ» Какие вопросы вы бы задали по теме? Что бы вы хотели узнать о приставке? - что такое приставка -где стоит -как обозначается -для чего служит -как пишется -какой частью слова является Ответить на эти вопросы и будет целью нашего урока | Выполнить письмо по образцу. | Организует письмо по образцу. | Фронтальная, индивидуальная. Практическая. Познавательная. Письмо. |
III. Актуализация знаний. (Сигнальные карточки) Цель: повторить знания, необходимые для осмысления новой информации. | (приём «Верные и неверные утверждения») Корень это общая часть родственных слов, .+ Окончание это неизменяемая часть слова.- Окончание служит для связи слов в предложении + К частям слова относится имя существительное. – Окончание находится в конце слова + Слова, имеющие общий корень и общее лексическое значение называются однокоренные. Чтобы правильно выделить корень, нужно отделить окончание. - -Молодцы! - А теперь перейдем к исследовательской работе. Ответим на поставленные вопросы | Вспоминают, что такое корень, окончание. | Контролирует формулировку определения корня и окончания. | Фронтальная. Словесная. Беседа. |
IV. Формулирование темы. Целеполагание. Цель: подвести к формулировке темы и постановке задач урока. Составление плана работы. Физминутка. | Работа в группах У вас на столах карточки на осенних листиках с вопросами, на которые, проведя исследование, вы должны ответить. У каждой группы своё исследование. Возьмите карточку, пообщайтесь, решите поставленную проблему. 1 группа 1.Постановка проблемы. *– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. Вот объявили наш вылет. Мы приготовились к полёту. Перелёт длился два часа. 2. Решение проблемы – выделите окончания в этих слова. Выделите корень. Что заметили? Всё ли выделили? Эта часть слова называется приставкой. Подумайте и дайте ответ на вопросы: 1 Что такое приставка? 2. Где стоит приставка? 2 группа *– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. – выделите окончания в этих слова. Выделите корень. Что в них общего? Чем отличаются? Какая часть слова придаёт словам разное лексическое значение? Эта часть слова называется приставкой. Витя пошёл домой усталый. Он вошёл в дом, поел и вышел в сад. 1. Какой частью слова она является?(Значимой или незначимой) Почему? (потому, что образуются новые слова при помощи приставки). 2. Для чего служит приставка.( Обратите внимание на лексическое значение слова) 3 группа *– Прочитайте текст. Найдите и выпишите однокоренные слова. Переходи улицу на зелёный сигнал светофора. Приходи ко мне чай пить. Заходи, гостем будешь. 1.Как пишутся приставки со словами? 2. Как обозначается приставка? После исследования появляется кластер на партах и на доске. Значимая часть слова | Стоит перед корнем | Служит для образования новых слов | Пишутся со словами слитно | Служит для связи слов в предложении | Это общая часть родственных слов | Это часть речи | Обозначается так | Отвечает на вопросы кто? что? | Пишется со словами отдельно | « Дует ветер нам в лицо…» | Строят кластер. Аргументируют свой выбор. Составление плана: 1)доказать, что приставка часть слова. 2) исследовать для чего служит приставка. 3) вспомнить отличия приставки и предлога. | Организует работу и ведет к верному ответу на поставленный вопрос. Управляет процессом определения уровнем знаний. | Метод проблемного изложения. Беседа. |
V. Открытие нового знания. Цель: познакомить с понятием приставка. 1.Знакомство с определением приставка. 2. Знакомство с некоторыми приставками; с единообразным написанием. | Работа по учебнику. стр. 84 Чтение правила стр.84 Сверим наш вывод с выводом в учебнике стр. 84. Прочитайте правило и скажите, совпали ли ваши выводы с выводами в учебнике? - Да, совпали. Итак, для чего служит приставка? ( при помощи приставок образуются новые слова) Сейчас мы тоже будем образовывать новые слова. 1)Работа по учебнику (Работа в парах) Стр 85, упр 154 проверка ( НА КАЖДОЕ СЛОВО 2 ЛЮБЫЕ ПРИСТАВКИ) -Пользуясь полученным знанием, найдите в упр.155 глаголы с приставками, выпишите их и обозначьте приставки. | Отвечают на вопросы и формулируют понятие о приставке. Рассказывают друг другу правило о приставке. Знакомятся с таблицей приставок с единообразным написанием. Выполняют упр.154. Знакомятся с теоретическим материалом. Выписывают глаголы с приставками, находят и обозначают приставки. Работа выполняется у доски по цепочке. | Организует самопроверку. Управляет деятельностью учащихся. Контролирует правильное выполнение письменного задания. Контролирует выполнение письменного задания. | Фронтальная. Работа в парах. Словесный, чтение, беседа. Практическая, работа с учебником. Практический. Работа с учебником. Коллективная. Проблемный. Чтение, письмо. Индивидуальная. Словесный. Комментированное письмо. |
VI. Первичное закрепление. Цель: закрепить умение образовывать новые слова с помощью приставки и выделять приставку в слове. | Игра «Замени словосочетание одним словом» (работа выполняется в малых группах на листиках) -Выйти из состояния сна(проснуться) -Присоединить с помощью веревки(привязать) - Сменить место проживания(переехать) -Отделить ножницами часть ткани (отрезать) - Проглотить таблетку водой(запить) -Прикрепит при помощи молотка и гвоздя доску (прибить). - Назовите приставки в словах. | Образовывают новые слова. | Контроль за выполнением задания. | Коллективная познавательная игра. Чтение. |
VII. Самостоятельная работа. Цель: проверить уровень усвоения данной темы. | Вставить пропущенные буквы. Выделить приставку и корень в выделенных словах. Накатались р..бята на лыжах и замерзли. Зашли они на ферму погреться. Стор..ж усадил их на душ..стом сене. Вдру.. из сена выползла змея. Дев..чки закричали. Это гадюка согрелась и проснулась. | Выполняют задание. Проверка по образцу (взаимопроверка) | Контроль за выполнением задания. | Индивидуальная. Взаимопроверка. |
VIII. Рефлексия. Цель: подвести итог урока. | - Кому на уроке было интересно? Как вы думаете, справились мы с намеченной целью? продолжите высказывание - Мне на уроке… - Я знаю… - Я научился… - Покажите уровень своих знаний, на дереве яблочками. Нарисуйте смайлики на них и прикрепите на дерево успеха. Посмотрим, сколько деток успешно провели урок. - Мне сегодня было очень приятно работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее. | Участвуют в диалоге. Заполняют схему рефлексии. | Контролирует верность ответов. | Фронтальная. Словесный. Беседа. |
IX. Домашнее задание. Цель: правильная запись задания. | Выучить правило на стр.84, упр 153 | Слушать учителя, делать записи в дневнике. | Комментирует задание, проверяет понимание его выполнения. | Фронтальный, Словесный. Слово учителя. |