СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе "Правописание ь на конце имён существительных ед.числа после шипящих"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание  ь на конце существительных  ед.числа  после шипящих"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе "Правописание ь на конце имён существительных ед.числа после шипящих"»

Класс 3 Предмет: Русский язык УМК Школа России Учитель Горюнова Е.Н.

Тема урока: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих. Тип урока : Изучение нового материала.

Диагностическая цель урока: Предполагается, что в течение урока русского языка дети смогут усвоить ещё одну грамматическую роль ь, писать ь после шипящих на конце существительных женского рода и не писать ь после шипящих на конце существительных мужского рода.

Задачи урока:

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, систематизировать знания о мягком знаке, познакомить с новой орфограммой -мягкий знак (Ь)   на конце имён существительных после шипящих;

выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; сравнивать, обобщать, анализировать, способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре, в группе; развивать память .

Воспитательные: воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие, уважение, доброжелательное отношение друг к другу; положительное отношение к мотивам учения, к знаниям.

Формируемые УУД:

ЛичностныеУУД

- формирование положительного отношения к урокам русского языка;

- формирование у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других.

- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);

- формирование ключевых компетенций на данном этапе обучения.

Регулятивные УУД

  • обнаруживать и формулировать цель учебной деятельности

  • проверять выполнение работы;

  • адекватно воспринимать указания на ошибки и исправлять найденные ошибки.

  • оценивать собственные успехи и неуспехи в учебной деятельности;

  • планировать шаги по устранению пробелов.

Познавательные УУД

  • устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий .

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного

  • находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД

  • Продолжать работу по формированию умений высказывать свою точку зрения, ее обосновывать, приводя аргументы

  • Развивать умения слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовыми изменить свою точку зрения

  • Развивать навыки сотрудничества между учащимися и учителем, взаимопомощь при работе в группах, учиться сообща находить выход из проблемных ситуаций.

  • Предметные УУД

-систематизировать знания о функциях мягкого знака, познакомить с новой орфограммой -мягкий знак (Ь)   на конце имён существительных после шипящих; различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце; делить слова на группы по общему признаку;

-записывать имена существительные с шипящим на конце.

Ресурсы и оборудование урока:

учебник «Русский язык» 3 класс, автор-составитель Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Москва «Просвещение» 2021г.

Презентация к уроку (проектируется на доску)

Сигнальные карточки

карточки с заданиями для исследовательской работы;

опорная таблица с алгоритмом.

Ноутбуки для тестирования (ИКТ), конверты со словами для групповой работы.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

УУД

Мотивационно-целевой этап

I. Организационный момент (2мин)

Цель этапа:

создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс


Педагог настраивает учащихся к учебной деятельности и создает условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

-Ребята, урок русского языка!

-Улыбнулись друг другу! Прочитайте пословицу.

Объясните смысл. Пусть это будет нашим девизом

-Проверим ваше внимание!

-«Лови ошибку»!

Слайд 1 –

Показываю запись на слайде

а,у,ц,и,о -гласные, р,т,д,з,м -звонкие согласные, д,б,г,л,ф -парные согласные, ж,ч,ш,щ,й -шипящие согласные.

Настраиваются на работу.

Концентрируют внимание



Верный товарищ всегда придёт на помощь.





Находят ошибки, объясняют


Личностные УУД

Интерес к учебной деятельности

самоопределение; нравственные ориентиры :дружба, взаимопомошь;

личностный и моральный выбор, опираясь на социальные ценности.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками



II. Актуализация знаний и повторение пройденного.

(5 мин)

Чистописание. Словарная работа.

Цель.

Повторение изученного материала, необходимого для «открытия темы занятия»



Слайд 2.

-Вспомним изученный материал:

«Верные-неверные утверждения»

Существ.-часть речи, обозн. предмет и отвечающ..

На вопросы кто?,что?

Самолёт,комната-одушевлённые.

Река,поэт-собственные

Существ.изменяются по числам

Сахар,молоко-мн.ч.

Существ.бывают Ж.р,м.р.,ср.р.

Маленький плакса,большой умница-ж.р.

-Запишите сегодняшнюю дату и классная работа, соблюдая правильное и чистое написание

Слайд 3. Словарная работа

Запишите названия данных предметов письменно в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую орфограмму. Возьми тетрадь соседа и проверь правильность написания слов. Слов.

- Почитайте слова. Что общего у этих слов?

- Чем отличаются данные слова?

-Вернёмся к нашему девизу: -Назовите существительные.-Что схожего в звучании? А чем отличаются? Есть ли ь? А почему в одном слове он есть, а в другом нет?

Слайд 4.

(проблемная ситуация)

Слайд 5.





Дети сигналят :зелёный-


верно, красный-нет.



записывают



выполняют задание

взаимопроверка

Это словарные слова. Все слова имена существитель. Во всех словах пишется мягкий знак.

Сущ.ед. ч. и мн.ч. Мягкий знак смягчает в середине и конце слов, и разделит.ь

С помощью педагога дети приходят к выводу, что есть у ь ещё одна роль, о которой они не знают.

Коммуникативные : Контролировать свои действия и


действия партнёра

Регулятивные: планирование

учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Владение терминологией оценивать ход и результат выполнения задания.

.Познавательные: Выдвижение гипотез; анализ; классификация

Логические операции. Работа с информацией.








Личностные УУД

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности



III.Постановка учебной задачи и темы урока. (3мин)

Цель этапа:

Сформулировать тему и согласовать цели урока





Учитель предлагает сформулировать тему и цель урока. Сформулировать задачи урока.


Слайд 6.


Учащиеся формулируют тему и цель урока




Регулятивные УУД

осознание учащимися учебно-познавательной задачи как задачи, связанной с самоизменением

Познавательные УУД

Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности

Личностные УУД

формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности

Коммуникативные УУД

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

Практический этап

IV. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из ситуации путём исследования.

(12мин)

Цель этапа:

По алгоритму вывести правило правописания новой орфограммы







V. Закрепление знаний учащихся

(4мин)

Цель этапа: Зафиксировать алгоритм правописания ь ,его грамматическую функцию.


-Что интереснее, когда что-то не знаешь, спросить, или разобраться самому?

-Вам придётся поработать в парах и провести самим исследование.

-У вас на партах карточки с заданиями .Задание №1 для исследования по алгоритму. Возьмите карточку-алгоритм с последовательностью ваших действий. Распределите работу в паре, кто читает задание, кто записывает слова по группам, после обсуждения.

-Не забывайте наш девиз при работе в парах.

2 задание для тех, кто справится быстрее остальных.



Слайд 7.



Слайд 8

-Сделайте вывод

Слайд 9

-Откройте учебники на стр.31 и прочитайте правило

№51-мальчики выписывают слова без ь, девочки с ь в тетрадь.

Стр32-правило

Что мы узнали о ь в конце сущ. после шипящих?


самому


Ребята в парах проводят своё исследование.







дифференциация по сложности объёму



Проверка по алгоритму, взаимооценивание.

(дежурные собирают листочки)



Делают вывод

Читают правило


Выполняют письменную работу.

читают

Познавательные УУД

Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

Регулятивные УУД

формирование умения работать в парах, в группах

КоммуникативныеУУД : Контролировать свои действия и действия партнёра ЛичностныеУУД:

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Личностный и моральный выбор.

Регулятивные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

КоммуникативныеУУД : Контролировать свои действия

Познавательные УУД

проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям

VI. Применение знаний и умений в новой ситуации(12мин)

Цель этапа:

Зафиксировать и отработать алгоритм своих действий при выполнении упражнений и проверочного тренажёра на ноутбуках




-А сейчас поделимся на группы и попробуем применить свои знания в следующих работах:

10 человек смогут пройти проверочный тест-тренажёр от Микки Мауса по теме урока на ноутбуках, не спешите, читайте внимательно. В конце вы получите оценку.

А остальные поработают в 2 группах:

1группа будет подбирать к существительным-антонимы с шипящим на конце, и составлять на доске их пары.

2 группа будет распределять существительные по родам, т.е. с ь и без него.

Причём ь нигде не будет, вы сами впишите ь , где он нужен. Помним правила работы в группе и не забываем наш девиз.

-Проверим ,как вы справились

На улице - сугробы из снега, а мы сейчас на уроке русского языка сделали свои сугробы – из слов!


Ребята берут ноутбуки и работают за партами.


Две группы ребят работают у доски.













Ребята проверяют и оценивают свою групповую работу

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

ПознавательныеУУД

Владение терминологией.и ИКТ

Работа с информацией

Регулятивные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Пошаговый контроль

Коммуникативные УУД

Формирование умения осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками при работе в группе.

VII. Итог урока. Рефлексия (4мин)

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.











VIII. Домашнее задание. (3мин.)

Инструктаж по д/з

Цель этапа:

Возможность выбора. Осознание своих умений.


-Вспомним ,какую цель мы ставили на уроке?

-Как вы считаете ,справились, достигли, научились?

-Подведём итог, вернёмся к нашему девизу.

Теперь вы сможете объяснить почему в слове товарищ нет ь, а в слове помощь есть?

Слайд 10.

-А чтоб лучше запомнить ещё одну грамматическую функцию ь, вот такое весёлое стихотворение (Если время позволит-загадки в стихах)

-Сколько же функций у ь в русском языке?

Слайд 11.

-Повторим их. А зачем ,ребята, нам это знать, как это пригодиться нам в жизни?

-Кому было трудно на уроке ?

- Кому было интересно?

-А сейчас оцените свою активность на уроке

Слайд 12

-Как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке? (освобождает от д/з)

Учитель оценивает работу детей

Объясняет д/з

Выставляет оценки

Разобраться,где писать ь в сущ. После шипящих, а где нет.



Верный товарищ всегда придёт на помощь.

Дети объясняют



3 функции



Чтоб не допускать при письме ошибок, быть грамотными людьми.

Ребята используют ручку или карандаш.

Ответы ребят

Записывают д/з

Подают дневники.

КоммуникативныеУУД формирование умений высказывать свою точку зрения,

Личностные УУД: Обучающиеся выражают свои эмоции по поводу урока

Регулятивные УУД

Оценка и самооценка учебной деятельности

ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);