выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся.
- формирование у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других.
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.);
- формирование ключевых компетенций на данном этапе обучения.
-записывать имена существительные с шипящим на конце.
учебник «Русский язык» 3 класс, автор-составитель Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Москва «Просвещение» 2021г.
опорная таблица с алгоритмом.
Ноутбуки для тестирования (ИКТ), конверты со словами для групповой работы.
Этапы урока | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся | УУД |
Мотивационно-целевой этап | I. Организационный момент (2мин) Цель этапа: создать условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Педагог настраивает учащихся к учебной деятельности и создает условия для мотивации у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс -Ребята, урок русского языка! -Улыбнулись друг другу! Прочитайте пословицу. Объясните смысл. Пусть это будет нашим девизом -Проверим ваше внимание! -«Лови ошибку»! Слайд 1 – Показываю запись на слайде а,у,ц,и,о -гласные, р,т,д,з,м -звонкие согласные, д,б,г,л,ф -парные согласные, ж,ч,ш,щ,й -шипящие согласные. | Настраиваются на работу. Концентрируют внимание Верный товарищ всегда придёт на помощь. Находят ошибки, объясняют | Личностные УУД Интерес к учебной деятельности самоопределение; нравственные ориентиры :дружба, взаимопомошь; личностный и моральный выбор, опираясь на социальные ценности. Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и повторение пройденного. (5 мин) Чистописание. Словарная работа. Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия темы занятия» | Слайд 2. -Вспомним изученный материал: «Верные-неверные утверждения» Существ.-часть речи, обозн. предмет и отвечающ.. На вопросы кто?,что? Самолёт,комната-одушевлённые. Река,поэт-собственные Существ.изменяются по числам Сахар,молоко-мн.ч. Существ.бывают Ж.р,м.р.,ср.р. Маленький плакса,большой умница-ж.р. -Запишите сегодняшнюю дату и классная работа, соблюдая правильное и чистое написание Слайд 3. Словарная работа Запишите названия данных предметов письменно в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроверяемую орфограмму. Возьми тетрадь соседа и проверь правильность написания слов. Слов. - Почитайте слова. Что общего у этих слов? - Чем отличаются данные слова? -Вернёмся к нашему девизу: -Назовите существительные.-Что схожего в звучании? А чем отличаются? Есть ли ь? А почему в одном слове он есть, а в другом нет? Слайд 4. (проблемная ситуация) Слайд 5. | Дети сигналят :зелёный- верно, красный-нет. записывают выполняют задание взаимопроверка Это словарные слова. Все слова имена существитель. Во всех словах пишется мягкий знак. Сущ.ед. ч. и мн.ч. Мягкий знак смягчает в середине и конце слов, и разделит.ь С помощью педагога дети приходят к выводу, что есть у ь ещё одна роль, о которой они не знают. | Коммуникативные : Контролировать свои действия и действия партнёра Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Владение терминологией оценивать ход и результат выполнения задания. .Познавательные: Выдвижение гипотез; анализ; классификация Логические операции. Работа с информацией. Личностные УУД формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
| III.Постановка учебной задачи и темы урока. (3мин) Цель этапа: Сформулировать тему и согласовать цели урока | Учитель предлагает сформулировать тему и цель урока. Сформулировать задачи урока. Слайд 6. | Учащиеся формулируют тему и цель урока | Регулятивные УУД осознание учащимися учебно-познавательной задачи как задачи, связанной с самоизменением Познавательные УУД Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности Личностные УУД формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности Коммуникативные УУД уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. |
Практический этап | IV. Работа над новым материалом. Построение проекта выхода из ситуации путём исследования. (12мин) Цель этапа: По алгоритму вывести правило правописания новой орфограммы V. Закрепление знаний учащихся (4мин) Цель этапа: Зафиксировать алгоритм правописания ь ,его грамматическую функцию. | -Что интереснее, когда что-то не знаешь, спросить, или разобраться самому? -Вам придётся поработать в парах и провести самим исследование. -У вас на партах карточки с заданиями .Задание №1 для исследования по алгоритму. Возьмите карточку-алгоритм с последовательностью ваших действий. Распределите работу в паре, кто читает задание, кто записывает слова по группам, после обсуждения. -Не забывайте наш девиз при работе в парах. 2 задание для тех, кто справится быстрее остальных. Слайд 7. Слайд 8 -Сделайте вывод Слайд 9 -Откройте учебники на стр.31 и прочитайте правило №51-мальчики выписывают слова без ь, девочки с ь в тетрадь. Стр32-правило Что мы узнали о ь в конце сущ. после шипящих? | самому Ребята в парах проводят своё исследование. дифференциация по сложности объёму Проверка по алгоритму, взаимооценивание. (дежурные собирают листочки) Делают вывод Читают правило Выполняют письменную работу. читают | Познавательные УУД Формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям Регулятивные УУД формирование умения работать в парах, в группах КоммуникативныеУУД : Контролировать свои действия и действия партнёра ЛичностныеУУД: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. Личностный и моральный выбор. Регулятивные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками КоммуникативныеУУД : Контролировать свои действия Познавательные УУД проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям |
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации(12мин) Цель этапа: Зафиксировать и отработать алгоритм своих действий при выполнении упражнений и проверочного тренажёра на ноутбуках | -А сейчас поделимся на группы и попробуем применить свои знания в следующих работах: 10 человек смогут пройти проверочный тест-тренажёр от Микки Мауса по теме урока на ноутбуках, не спешите, читайте внимательно. В конце вы получите оценку. А остальные поработают в 2 группах: 1группа будет подбирать к существительным-антонимы с шипящим на конце, и составлять на доске их пары. 2 группа будет распределять существительные по родам, т.е. с ь и без него. Причём ь нигде не будет, вы сами впишите ь , где он нужен. Помним правила работы в группе и не забываем наш девиз. -Проверим ,как вы справились На улице - сугробы из снега, а мы сейчас на уроке русского языка сделали свои сугробы – из слов! | Ребята берут ноутбуки и работают за партами. Две группы ребят работают у доски. Ребята проверяют и оценивают свою групповую работу | Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. ПознавательныеУУД Владение терминологией.и ИКТ Работа с информацией Регулятивные УУД планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Пошаговый контроль Коммуникативные УУД Формирование умения осуществлять сотрудничество и кооперацию со сверстниками при работе в группе. |
VII. Итог урока. Рефлексия (4мин) Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. VIII. Домашнее задание. (3мин.) Инструктаж по д/з Цель этапа: Возможность выбора. Осознание своих умений. | -Вспомним ,какую цель мы ставили на уроке? -Как вы считаете ,справились, достигли, научились? -Подведём итог, вернёмся к нашему девизу. Теперь вы сможете объяснить почему в слове товарищ нет ь, а в слове помощь есть? Слайд 10. -А чтоб лучше запомнить ещё одну грамматическую функцию ь, вот такое весёлое стихотворение (Если время позволит-загадки в стихах) -Сколько же функций у ь в русском языке? Слайд 11. -Повторим их. А зачем ,ребята, нам это знать, как это пригодиться нам в жизни? -Кому было трудно на уроке ? - Кому было интересно? -А сейчас оцените свою активность на уроке Слайд 12 -Как вы считаете, кто лучше всех работал на уроке? (освобождает от д/з) Учитель оценивает работу детей Объясняет д/з Выставляет оценки | Разобраться,где писать ь в сущ. После шипящих, а где нет. Верный товарищ всегда придёт на помощь. Дети объясняют 3 функции Чтоб не допускать при письме ошибок, быть грамотными людьми. Ребята используют ручку или карандаш. Ответы ребят Записывают д/з Подают дневники. | КоммуникативныеУУД формирование умений высказывать свою точку зрения, Личностные УУД: Обучающиеся выражают свои эмоции по поводу урока Регулятивные УУД Оценка и самооценка учебной деятельности ЛичностныеУУД: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение и др.); |