СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классе. Тема:"«Существительные первого склонения».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе. Тема:"Существительные первого склонения".

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классе. Тема:"«Существительные первого склонения».»

Тема урока: «Существительные первого склонения».

Цель: познакомить учащихся с ударными и безударными падежными окончаниями имён существительных первого склонения.

Диагностируемая цель (предметная результативность урока): в конце урока дети научатся сравнивать ударные и безударные падежные окончания имён существительных первого склонения, пользоваться опорными словами; смогут самостоятельно выполнить упр. 112.

Материал к уроку: УМК «Перспективная начальная школа», учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Русский язык 3 класс, 1 часть.



Ход урока.

  1. Организационный момент

- Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. Начинаем работать. Помните о внимании.

2. Актуализация знаний.

Повторение теории:

- Откройте содержание учебника. Прочитайте тему предыдущего урока (Склонение имён существительных).

- Скажите, что такое склонение?

- Сколько склонений различают в русском языке?

-Какие имена существительные относят к 1 склонению? Какие ко 2 склонению? Какие к 3 склонению?

3. Определение темы урока. Постановка целей.

- Прочитайте тему урока (Существительные первого склонения).

- Прочитайте последнее слово в теме. Что такое склонение?( на доске записана тема урока).

Существительные первого склонения: п

- Поставьте двоеточие и подпишите рядом п (падежам). (Выполняется в учебнике карандашом).

- О существительных какого склонения мы будем говорить? (О сущ.1 скл.) Склонение – глвное слово, поставьте крестик над ним и задайте вопрос ко второму слову: склонения какого? первого.

- Что меняется при склонении имен сущ. (меняется окончание).

- А вот теперь сформулируем цель урока. Над чем мы будем наблюдать? (Над сущ. 1 скл.) Что мы будем делать? (Изменять сущ. по падежам) И что будем сравнивать? (окончания сущ. 1 склонения).

- Сформулируйте задачи урока ( Научиться склонять имена сущ. ж.р. и м.р. и сравнивать ударные и безударные окончания).

4. Объяснение нового материала.

Наблюдения над языковыми фактами

- А теперь давайте выясним как склоняются эти сущ-ые, одинаково или по-разному. Для этого выполним упр. 110.

- Внимательно прочитайте задание про себя. Расскажите, как мы его будем выполнять (просклонять сущ-ые стена и земля в ед.ч.; выделить окончания; затем просклонять слова мишка и дядя).

- В тетрадях подписываем упр. 110 и работаем с первой парой слов самостоятельно.

И. п. стена земля

Р.п. стены земли

Д.п. стене земле

В.п. стену землю

Т.п. стеной землёй

П.п. стене земле

- Не забыли выделить окончания? Сравните слова стена и земля. Что общего в этих словах? (сущ. 1 скл.)

- Как вы это определили? ( ж.р. –а, -я в нач.форме)

- В слове стена окончание –а почему? ( Потому что после тв. согл.) А почему в слове земля окончание –я? (После мягкого согл.)

- Какие окончания слова им. В Р.п.? (-ы, -и); в Д.п.(-е,-е); в В.п. (-у;-ю); в Т.п. (-ой, -ёй); в П.п. (-е,-е).

- Почему написание этих окончаний не вызывает трудностей? (Потому что – ударные).

Продолжение работы:

- Какую вторую пару слов нужно просклонять? Эту пару слов трудно будет просклонять. Давайте прочитаем, что говорит Маша по этому поводу. Прочитайте про себя на с.120.

- Какие окончания в словах мишка и дядя? (безударные).Возьмите карандаш и подчеркните в тексте безударные окончания.

- Если окончания безударные, то какая трудность возникает?( не ясно, что писать). Подчеркните.

- Назовите опорые слова, которые могу служить проверочными, подчеркните в тексте стена и земля. Почему они опорные? (Потому что ударные окон.) Подчеркните – по ударным окончаниям.

- Какое объяснение даёт Анишит Йокоповна? Если окон. у сущ. 1 скл. одинаковы, то мы можем просклонять слова мишка и дядя.

5. Первичное закрепление

И. п. (что?) мишка

Р.п. (чего?) мишки

Д.п. (чему?) мишке

В.п. (что?) мишку

Т.п. (чем?) мишкой

П.п. (о чём?) мишке

- У доски просклоняет ….., а все остальные в тетрадях. (Ученик у доски склоняет и рассуждает).

- Итак, какое правило мы узнали? (Сущ. ж.р. и м.р. с окон. –а, -я изменяются одинакого).

- Сущ. какого рода мы склоняли? (ж.р. и м.р.) С какими окон.? (-а,-я в начальной форме). К какому склонению они относятся?

Чтение вывода по учебнику

- А теперь читаем вывод на с.120. Сравните наш вывод и тот, который предлагает летучая мышь.

6. Физкультминутка.

7. Самостоятельная работа:

- Выполним упр. 112. Читаем задание про себя. Расскажите как будем работать. Что нужно сделать в этом упражнении?

- Давайте прочитаем текст.(Читает ученик)

- Почему филин сбежал от маленьких птиц?

- В тетрадях подписываем упр.112 и записываем текст, обратите внимание на подчеркнутые орфограммы (Учащиеся выполняют самостоятельно).

8. Самопроверка по эталону (на интерактивной доске)

Проверка орфограмм, окончаний.

- Ребята, сегодня никто из вас не попал впросак?

- Что это за выражение? Где мы можем посмотреть, что оно означает?

- Авторы дали толкование этого выражения. Поработайте в парах и выясните, что означает это выражение и как оно возникло.

9.Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?

- Докажите, что нам удалось достичь цель.

- Если вам понравился урок, поднимите восклицательный знак. Если у вас остались вопросы, поднимите вопросительный знак.