Тема урока: «Существительные первого склонения».
Цель: познакомить учащихся с ударными и безударными падежными окончаниями имён существительных первого склонения.
Диагностируемая цель (предметная результативность урока): в конце урока дети научатся сравнивать ударные и безударные падежные окончания имён существительных первого склонения, пользоваться опорными словами; смогут самостоятельно выполнить упр. 112.
Материал к уроку: УМК «Перспективная начальная школа», учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Русский язык 3 класс, 1 часть.
Ход урока.
Организационный момент
- Друг на друга посмотрели. Улыбнулись. Тихо сели. Начинаем работать. Помните о внимании.
2. Актуализация знаний.
Повторение теории:
- Откройте содержание учебника. Прочитайте тему предыдущего урока (Склонение имён существительных).
- Скажите, что такое склонение?
- Сколько склонений различают в русском языке?
-Какие имена существительные относят к 1 склонению? Какие ко 2 склонению? Какие к 3 склонению?
3. Определение темы урока. Постановка целей.
- Прочитайте тему урока (Существительные первого склонения).
- Прочитайте последнее слово в теме. Что такое склонение?( на доске записана тема урока).
Существительные первого склонения: п
- Поставьте двоеточие и подпишите рядом п (падежам). (Выполняется в учебнике карандашом).
- О существительных какого склонения мы будем говорить? (О сущ.1 скл.) Склонение – глвное слово, поставьте крестик над ним и задайте вопрос ко второму слову: склонения какого? первого.
- Что меняется при склонении имен сущ. (меняется окончание).
- А вот теперь сформулируем цель урока. Над чем мы будем наблюдать? (Над сущ. 1 скл.) Что мы будем делать? (Изменять сущ. по падежам) И что будем сравнивать? (окончания сущ. 1 склонения).
- Сформулируйте задачи урока ( Научиться склонять имена сущ. ж.р. и м.р. и сравнивать ударные и безударные окончания).
4. Объяснение нового материала.
Наблюдения над языковыми фактами
- А теперь давайте выясним как склоняются эти сущ-ые, одинаково или по-разному. Для этого выполним упр. 110.
- Внимательно прочитайте задание про себя. Расскажите, как мы его будем выполнять (просклонять сущ-ые стена и земля в ед.ч.; выделить окончания; затем просклонять слова мишка и дядя).
- В тетрадях подписываем упр. 110 и работаем с первой парой слов самостоятельно.
И. п. стена земля
Р.п. стены земли
Д.п. стене земле
В.п. стену землю
Т.п. стеной землёй
П.п. стене земле
- Не забыли выделить окончания? Сравните слова стена и земля. Что общего в этих словах? (сущ. 1 скл.)
- Как вы это определили? ( ж.р. –а, -я в нач.форме)
- В слове стена окончание –а почему? ( Потому что после тв. согл.) А почему в слове земля окончание –я? (После мягкого согл.)
- Какие окончания слова им. В Р.п.? (-ы, -и); в Д.п.(-е,-е); в В.п. (-у;-ю); в Т.п. (-ой, -ёй); в П.п. (-е,-е).
- Почему написание этих окончаний не вызывает трудностей? (Потому что – ударные).
Продолжение работы:
- Какую вторую пару слов нужно просклонять? Эту пару слов трудно будет просклонять. Давайте прочитаем, что говорит Маша по этому поводу. Прочитайте про себя на с.120.
- Какие окончания в словах мишка и дядя? (безударные).Возьмите карандаш и подчеркните в тексте безударные окончания.
- Если окончания безударные, то какая трудность возникает?( не ясно, что писать). Подчеркните.
- Назовите опорые слова, которые могу служить проверочными, подчеркните в тексте стена и земля. Почему они опорные? (Потому что ударные окон.) Подчеркните – по ударным окончаниям.
- Какое объяснение даёт Анишит Йокоповна? Если окон. у сущ. 1 скл. одинаковы, то мы можем просклонять слова мишка и дядя.
5. Первичное закрепление
И. п. (что?) мишка
Р.п. (чего?) мишки
Д.п. (чему?) мишке
В.п. (что?) мишку
Т.п. (чем?) мишкой
П.п. (о чём?) мишке
- У доски просклоняет ….., а все остальные в тетрадях. (Ученик у доски склоняет и рассуждает).
- Итак, какое правило мы узнали? (Сущ. ж.р. и м.р. с окон. –а, -я изменяются одинакого).
- Сущ. какого рода мы склоняли? (ж.р. и м.р.) С какими окон.? (-а,-я в начальной форме). К какому склонению они относятся?
Чтение вывода по учебнику
- А теперь читаем вывод на с.120. Сравните наш вывод и тот, который предлагает летучая мышь.
6. Физкультминутка.
7. Самостоятельная работа:
- Выполним упр. 112. Читаем задание про себя. Расскажите как будем работать. Что нужно сделать в этом упражнении?
- Давайте прочитаем текст.(Читает ученик)
- Почему филин сбежал от маленьких птиц?
- В тетрадях подписываем упр.112 и записываем текст, обратите внимание на подчеркнутые орфограммы (Учащиеся выполняют самостоятельно).
8. Самопроверка по эталону (на интерактивной доске)
Проверка орфограмм, окончаний.
- Ребята, сегодня никто из вас не попал впросак?
- Что это за выражение? Где мы можем посмотреть, что оно означает?
- Авторы дали толкование этого выражения. Поработайте в парах и выясните, что означает это выражение и как оно возникло.
9.Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель мы ставили перед собой на уроке?
- Докажите, что нам удалось достичь цель.
- Если вам понравился урок, поднимите восклицательный знак. Если у вас остались вопросы, поднимите вопросительный знак.