Русский язык в 3 классе по теме «Закрепление знаний о составе слова»
Программа «Перспектива».
Учебник: «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова
Цели:
Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу
Прививать любовь к природе
Оборудование:
Картина «Зима»
Фонограмма – П.И.Чайковский «Декабрь»
Ход урока
Орг. момент
Сообщение темы урока
- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.
Чистописание
- Какое наступило в природе время года?
- Какие сезонные изменения происходят зимой? ( Стало холодно, вода замерзла, деревья голые, стали дни короткими, снег выпал).Чудесная сегодня погода,на окне появился такой морозный узор , что за это слово? Что необычного в этом слове?( завиточки) Кто скажет мы к чему сейчас готовимся? ( чистописанию)
- Запишите: Календарь
Словарная работа.
(Видео» Времена года»)Отрывок какого произведения прозвучало? И кто его автор?
(Петра Ильича Чайковского) А что вы знаете о композиторе?
Все свое творчество Пётр Ильич Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе (Связь с предметом «Музыка»)
Декабрь – это последняя пьеса из времен года. Она называется «Святки».
Это старинный праздник перед Новым годом. В эти праздничные дни девушки обычно устраивали «святочные гадания». Музыка «Декабря» - это вальс: красивый, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Он довольно медленный, вернее задумчивый и немножко грустный.
Какие приметы , пословицы и поговорки вы подготовили про декабрь? : подготовленные ученики. (Связь с предметом «Окружающий мир»)
1.Ребята отгадайте такую загадку. 1.Он год кончает , зиму начинает ( Декабрь) Записываем в клеточки кроссворда. Какая орфограмма? (безударная непроверяемая гласная и мягкий знак, указывает на мягкость согласного в конце слова)
2.Низкая температура воздуха (Холод)
3.Зимний, трескучий (Мороз)
4.Промежуток времени , обычно 30 дней(Месяц)
5.Первый месяц года (Январь)
6 Самый короткий месяц (Февраль)
Что общего в этих словах? А какое лишнее слово есть? (Холод, месяц),составляя кроссворд ,что вы увидели? ( корень) Что такое корень слова? Приведите примеры однокоренных слов.
Работа над предложением (этнокультурный компонент)
1)Составьте и запишите предложение:
В декабре дует холодный ветер. (Зима остужает воздух сильными морозами.)
1)Найдите основу предложения .
2)Надпишите части речи
.3) Морфологический разбор : 1- ряд находит любое сущ , 2- ряд. прилагательное, 3- ряд глагол ( по одному ученику у доски)
4) Какие орфограммы вы увидели? (Непроверяемые согласные,, безударные гласные, раздельное написание предлогов)
5)Выписать словосочетания./Дует ( когда?) в декабре .Ветер ( какой?)холодный./ Что такое словосочетание?
6)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу. Повторить алгоритм разбора слов по составу.
1.Холодный (какой?) – это прилагательное.
2.Имя прилагательное изменяется по родам, числам Изменим его, например,
по родам: ХОЛОДНЫЙ ХОЛОДНАЯ, ХОЛОДНОЕ.
Окончание – ый.
Основа слова -ХОЛОДН
3.Подберём несколько однокоренных слов и выделим корень (общую часть всех
родственных слов): ХОЛОД, ХОЛОДИТ. Корень слова –ХОЛОД -
4.Суффикс -н- . он встречается в словах водный, подлёдный и др.
5.Приставки нет
Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)
Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)
Закрепление темы урока
Упражнение в образовании слов с помощью приставок
-Что вы знаете о приставке? Какие приставки вы знаете?
(это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)
. А сейчас выпишите слова с приставками из пословицы ( слайд)
Снегу надует- хлеба прибудет; вода разольётся- сена наберётся.
- Какие слова выписали, почему? (надует, прибудет, разольётся , наберётся)
- Какой частью речи являются эти слова? Что вы знаете про них? ( Глаголы пишутся слитно с приставками, перед ними предлогов не бывает)
Физминутка Мы немножко отдохнём
Встанем, глубоко вздохнем
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали
Вверх на солнце посмотрели
И их все лучи согрели
Чудеса у нас на свете
Стали карликами дети
А потом все дружно встали
Великанами мы стали
Дружно хлопаем, ногами топаем
Хорошо мы погуляли
И немножко все устали
Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)
- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!
Упражнение в образовании слов с различными суффиксами .Сейчас вы разделитесь на группы и укутаете свои деревья ,образуйте новые слова с помощью суффиксов.
- Что такое суффикс? (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)
- Послушайте загадки, напишите отгадки при помощи суффиксов
Снег – снежок ,снежинка ,снежный, снеговой
Мороз – морозец, морозный морозка
Лёд- ледяной, ледник ,льдинка ,ледовый
Ель- ельник ,ёлочка ,еловый, ёлочная
Работа с учебником
Упр.206 с 116
Найти слова к схемам( по рядам)
1)Перелески, записка, пригородный,
2)мамочка ,дружба, домики
3)записи, засуха, выходы
Итог урока:
- Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?
(Чтобы определять, как их правильно писать)
-Что мы сегодня повторили?
Дом. задание у. 205 учить словарные слова