СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 3 классена тему "Закрепление знаний о составе слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русский язык в 3 классе по теме «Закрепление  знаний о составе слова»

Программа «Перспектива».

Учебник: «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова

Цели:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова
  2. Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу
  3. Прививать любовь к природе

Оборудование:

  1. Картина  «Зима»
  2. Фонограмма – П.И.Чайковский «Декабрь»

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 3 классена тему "Закрепление знаний о составе слова"»

Русский язык в 3 классе по теме «Закрепление знаний о составе слова»

Программа «Перспектива».

Учебник: «Русский язык. 3 класс» Л.Ф.Климанова

Цели:

  1. Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова

  2. Развивать умения образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, разбирать слова по составу

  3. Прививать любовь к природе

Оборудование:

  1. Картина «Зима»

  2. Фонограмма – П.И.Чайковский «Декабрь»

Ход урока

Орг. момент

Сообщение темы урока

- Сегодня мы продолжим работу над составом слова.

Чистописание

- Какое наступило в природе время года?

- Какие сезонные изменения происходят зимой? ( Стало холодно, вода замерзла, деревья голые, стали дни короткими, снег выпал).Чудесная сегодня погода,на окне появился такой морозный узор , что за это слово? Что необычного в этом слове?( завиточки) Кто скажет мы к чему сейчас готовимся? ( чистописанию)

- Запишите: Календарь

Словарная работа.

(Видео» Времена года»)Отрывок какого произведения прозвучало? И кто его автор?

(Петра Ильича Чайковского) А что вы знаете о композиторе?

Все свое творчество Пётр Ильич Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе (Связь с предметом «Музыка»)

Декабрь – это последняя пьеса из времен года. Она называется «Святки».

Это старинный праздник перед Новым годом. В эти праздничные дни девушки обычно устраивали «святочные гадания». Музыка «Декабря» - это вальс: красивый, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Он довольно медленный, вернее задумчивый и немножко грустный. 

Какие приметы , пословицы и поговорки вы подготовили про декабрь? : подготовленные ученики. (Связь с предметом «Окружающий мир»)

1.Ребята отгадайте такую загадку. 1.Он год кончает , зиму начинает ( Декабрь) Записываем в клеточки кроссворда. Какая орфограмма? (безударная непроверяемая гласная и мягкий знак, указывает на мягкость согласного в конце слова)

2.Низкая температура воздуха (Холод)

3.Зимний, трескучий (Мороз)

4.Промежуток времени , обычно 30 дней(Месяц)

5.Первый месяц года (Январь)

6 Самый короткий месяц (Февраль)

Что общего в этих словах? А какое лишнее слово есть? (Холод, месяц),составляя кроссворд ,что вы увидели? ( корень) Что такое корень слова? Приведите примеры однокоренных слов.

Работа над предложением (этнокультурный компонент)

1)Составьте и запишите предложение:

В декабре дует холодный ветер. (Зима остужает воздух сильными морозами.)

1)Найдите основу предложения .

2)Надпишите части речи

.3) Морфологический разбор : 1- ряд находит любое сущ , 2- ряд. прилагательное, 3- ряд глагол ( по одному ученику у доски)

4) Какие орфограммы вы увидели? (Непроверяемые согласные,, безударные гласные, раздельное написание предлогов)

5)Выписать словосочетания./Дует ( когда?) в декабре .Ветер ( какой?)холодный./ Что такое словосочетание?

6)Слово ХОЛОДНЫЙ разберите по составу. Повторить алгоритм разбора слов по составу.



1.Холодный (какой?) – это прилагательное.

2.Имя   прилагательное  изменяется по родам, числам Изменим его, например,

по родам: ХОЛОДНЫЙ ХОЛОДНАЯ, ХОЛОДНОЕ.

Окончание – ый.

Основа слова -ХОЛОДН

3.Подберём несколько однокоренных слов и выделим корень (общую  часть всех

родственных слов): ХОЛОД, ХОЛОДИТ. Корень  слова –ХОЛОД  -

4.Суффикс  -н- . он встречается в словах водный, подлёдный и др.

5.Приставки нет

Из чего состоят слова? (из корня, приставки, суффикса, окончания)

Какая часть слова самая главная? (корень, т. к. он сохраняется во всех однокоренных словах)

Закрепление темы урока

Упражнение в образовании слов с помощью приставок

-Что вы знаете о приставке? Какие приставки вы знаете?

(это часть слова, стоящая перед корнем, служащая для образования новых слов)

. А сейчас выпишите слова с приставками из пословицы ( слайд)

Снегу надует- хлеба прибудет; вода разольётся- сена наберётся.

- Какие слова выписали, почему? (надует, прибудет, разольётся , наберётся)

- Какой частью речи являются эти слова? Что вы знаете про них? ( Глаголы пишутся слитно с приставками, перед ними предлогов не бывает)

Физминутка Мы немножко отдохнём

Встанем, глубоко вздохнем

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

И их все лучи согрели

Чудеса у нас на свете

Стали карликами дети

А потом все дружно встали

Великанами мы стали

Дружно хлопаем, ногами топаем

Хорошо мы погуляли

И немножко все устали

Ребята, а что мы должны помнить, находясь в лесу? (не сорить, не ломать деревья)

- Природа не любит мусора и грязи. Трудно переносит она раны, нанесённые человеком. Ожоги от туристских костров не заживают много лет. Осколки от бутылок, банки загрязняют лес. Берегите его!



Упражнение в образовании слов с различными суффиксами .Сейчас вы разделитесь на группы и укутаете свои деревья ,образуйте новые слова с помощью суффиксов.

- Что такое суффикс? (Часть слова, стоящая после корня, служащая для образования новых слов)

- Послушайте загадки, напишите отгадки при помощи суффиксов 

Снег – снежок ,снежинка ,снежный, снеговой

Мороз – морозец, морозный морозка

Лёд- ледяной, ледник ,льдинка ,ледовый

Ель- ельник ,ёлочка ,еловый, ёлочная

Работа с учебником

Упр.206 с 116

Найти слова к схемам( по рядам)

1)Перелески, записка, пригородный,

2)мамочка ,дружба, домики

3)записи, засуха, выходы

Итог урока:

- Как вы думаете, зачем нужно уметь находить части слова?

(Чтобы определять, как их правильно писать)

-Что мы сегодня повторили?

Дом. задание у. 205 учить словарные слова