Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент. Самоопреде ление к деятельности. | -Здравствуйте, друзья! Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня на уроке русского языка мы вместе будем совершать открытия, разрешать возникающие проблемы, узнавать новое. -Ребята 3В класса школы № 36, у которых я преподаю, зная, какая большая ответственность ложиться на вас в этот день, дарят вам, с пожеланиями удачи и успеха, маленькие улыбки природы. Цветы вложены в папки с заданием. -Эти цветы будут помогать вам на уроке, выполняя, роль сигнальной карточки. | | Положительное отношение к уроку, дружеское отношение к товарищу. Личностные Самоопределение: -построение учебных планов во временной перспективе; -включение в деловой ритм, подготовка класса к работе. |
2. Поисковый этап. (актуализация знаний и фиксирование затруднений) а) Материал по краеведению | -Где могут расти цветы? -Есть в Курском крае замечательное место, где изобилие и красота цветов поражают человеческий взгляд! -Может быть, кто-то догадался, о каком месте идёт речь? СЛАЙД 1 (фото В.В.Алёхина) -В заповеднике «Стрелецкая степь» СЛАЙД 2 (растения Стрел. Ст.) произрастают 908 видов растений. Из них степных цветущих травянистых растений более 140 видов. | -на полянах… -Центрально-черноземный государственный заповедник имени профессора Василия Васильевича Алёхина. В состав заповедника входит 6 удаленных на расстояние 120 км друг от друга участков: один из участков находится в Курском районе - это Стрелецкий участок - Заповедник «Стрелецкая степь». | Регулятивные Целеподогание -постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся Коммуникатив ные -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
б) Словарная работа | СЛАЙД 3 (цветок-ромашка) -Друзья, как называется этот цветок? Слайд 4 ( Р.м..к.) -Друзья, необходимо дополнить утерянные буквы. Начните с тех, написание которых вы можете объяснить. (на доске записано слово, по мере ответов детей вписываю букву в слово.) (Если первая гласная А ) -Я смотрю, мнение детей разделилось. У нас возникла проблема. Как же мы можем её разрешить? Где мы можем посмотреть правильное написание слова? - Наташа работает с орфографическим словарём…Друзья, а почему на раздаточном столике среди словарей находится учебник русского языка, по которому вы занимаетесь? -Да, он располагается в учебнике на странице 148-149. -Итак, Наташа работает по школьному орфографическому словарю, а ребята по орфографическому словарю учебника. - Так какую букву мы должны написать. -Проблему мы решили. Но…Что же получается? Под написание этой буквы вы не смогли подобрать орфограмму, а стали смотреть написание в словаре. Что нужно сделать с этим словом? -Как называются слова, написание которых вы должны запомнить? СЛАЙД 5 (ромашка) -Друзья, посмотрите внимательно на экран, запомните написание словарного слова РОМАШКА. Ребята, какие ваши особенности и качества помогло справиться с этим заданием? Запишите на первом лепестке вашей ромашки. | -Ромашка Вторая гласная А – ударная Согласная Ш- проверочное слово РОМАШЕЧКА Третья гласная А –окончание существительных женского рода Первая гласная О – нет орфограммы -В орфографичес ком словаре. -В учебнике русского языка есть орфографический словарь. …. -О -Это слово необходимо запомнить. -Это словарные слова. ……..(дети записывают самостоятельно) | Познавательные Логические -анализ объектов с целью выделения признаков; -выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки; -выполнение задания тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки. Личностные Смыслообразова ние -установление учащимися значения результатов своей деятельности. |
3. Физкультминутка (упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся). | Звучат звуки природы Примите удобную для вас позу. Закройте глаза. Послушайте звуки «Стрелецкой степи» (на улице за окном… В комнате….) Вдохните и почувствуйте запахи трав, цветов. ( Своё дыхание…). Послушайте биение вашего сердца…Оно наполняется теплом и благодатью. Вы успешны, доброжелательны, вас окружают друзья, которые всегда помогут в трудную минуту. У вас всё получится. Откройте глаза. Продолжаем урок. | | |
4. Практический этап (постановка учебной задачи) а) Работа с текстом | -Друзья, на листе с белой ромашкой записан текст. (каждому ученику даётся текст без прилагательных, пропущенные слова обозначаем многоточием) -Ознакомьтесь с ним. -Что вы можете сказать об этом тексте? -Вы поняли, о чём идёт речь? - Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать ромашку? -Сформулируйте тему нашего урока. - У нас опять возникла проблема. Давайте попробуем её решить. Что нужно сделать, что бы текст преобразился? -Какую работу над этим текстом вы могли бы предложить классу? -Работаем в парах. Посовещайтесь и запишите вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок. -На данную работу я вам даю 1 минуту. -Взаимопроверка. -Читаем по предложению. -А теперь мы давайте узнаем, как описал ромашку Анатолий Сергеевич Онегов. Внимание на экран. Проверяем по тексту на экране. -Друзья, что помогло вам выполнить это задание, запишите на втором лепестке вашей ромашки. -Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный? -Так какую же роль выполняли прилагательные в данном тексте? | ……….. ……….. -о ромашке -прилагательное Роль прилагательных в тексте. -необходимо в текст добавить прилагательные. -Подобрать прилагательные. ……………. ……………. ……………. -Без прилагательных Уточняют ( на доске) -украшают -уточняют конкретизируют -дают авторскую оценку | Регулятивные Целепологание -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. Познавательные Общеучебные Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели. Логические Формулирование проблемы. |
| -Так, о каком растении шла речь в тексте? -Может быть, кто-то может рассказать о ромашке что-то интересное? -Друзья, я хочу вам напомнить, что ромашка –травянистое растение, наиболее известный вид — Ромашка аптечная , это растение широко используется в лечебных и косметических целях. Ромашка встречается в заповеднике Стрелецкая степь. - Кроме ромашки в заповеднике мы можем встретить ещё растения. А вот тут друзья, мне понадобится ваша помощь. СЛАЙД 6 (медуница, пустырник, подсолнух) -Друзья, на листе с жёлтой ромашкой, дан текст. Прочтите его и определите, о каком растении идёт речь, как оно называется. -Работать будете в группах по 4 человека, первая парта -повернитесь ко второй, третья к четвёртой. Выберите ученика, который будет представлять команду. - Использую словосочетания из текста, прилагательное + существительное, докажите, что это …. -Есть ещё группы, которые работали с этим текстом. Вы согласны с мнением ваших товарищей. (После ответа каждой группы открывается название растения.) -Что объединяет эти растения? -какую же роль выполняли прилагательные в данном тексте? -Запишите на третьем лепестке ромашки, что помогло вам выполнить это задание.. | -о ромашке ………….. ……………. …………… ………… …………… -травянистые, лекарственные, заповедник -уточняют -конкретизируют | Познавательные Логические -решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство; -анализ, сравнение, формулирование вывода; Коммуникативные -инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; -организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Физкультминутка. Упражнения для профилактики нарушения зрения. | Сколько растений вы уже встретили на уроке? (4) столько раз нужно сильно зажмурить глаза и широко открыть. 4 раза стреляем глазами: вправо – влево, вверх – вниз. Глазами нарисуйте ромашку 4. Прикройте глаза, посчитайте до 4. -Откройте глаза. Продолжаем урок. | | |
б) Работа с текстом. Состав слов. | -Друзья, откройте страницу 69 ваших учебников и прочтите заголовок текста «Странички для любознательных». -Как вы понимаете выражение: «Говорящие» растения. -Сделайте предположение, о каких растениях пойдёт речь? -Познакомьтесь с текстом статьи. Если мысль автора в статье вам понятна и знакома – вы ставите на полях карандашом «+» - Если не знакома – «-» - Если вы не согласны с мыслью автора – «?» -Итак, жужжащее чтение.. -Из того, что вы прочли, с чем вы не согласны? -С какими растениями вы не знакомы? -Почему автор употребляет прилагательное говорящие? -Возьмите для дальнейшей работы лист с красным цветком. Прочтите и выполните задание. На выполнение задания даётся 2 минуты. Работаем в парах. -Предположите, почему растения так называются. -Подберите прилагательные, которые наиболее подчёркивают особенность каждого растения (подходят этим существительным). -Какую роль в этом случае будут выполнять прилагательные? -Молодцы, вы замечательно справились с заданием. -Запишите на четвёртом лепестке ромашки особенность , качество, помогающее вам. | ………… …………… ……………. -не знакомы с растениями: камнеломка подснежник стрелолист колокольчик белокрыльник …….. ………. -камнеломка подснежник стрелолист колокольчик белокрыльник Подснежник – нежный Камнеломка – сильная Колокольчик – Белокрыльник – Стрелолист – -дают авторскую оценку | Работа с текстом – инсерт. Познавательные Общеучебные -умение строить речевые высказывания. |
| -Друзья, запишите в тетрадь названия этих растений. (на доске открывается запись: камнеломка подснежник стрелолист колокольчик белокрыльник ) -Какие части слова помогают вам разгадать тайну имени этих растений? Выделите эту часть слова: Маша и Юра работают у доски, дети работают в тетрадях. - Объяснение Маши и Юры разъяснило вам происхождение названий данных растений. -Я тоже считаю, что они справились с заданием . Вы получаете отметку «5». после урока подайте ваши дневники ,,,,,, -А сейчас разберём слова по составу. У доски работают Света и Максим, ребята работают в тетрадях. (Словари заготовить, подчеркнуть слова и положить на парту ученику) -Алёша , если возникнет сложная ситуация, ты будешь у нас экспертом. -Вы согласны с работой товарищей. Я тоже считаю, что они справились с заданием . Вы получаете отметку «5»Вы владеете навыком разбора по составу. после урока подайте ваши дневники ,,,,,, -Что помогло вам выполнить это задание? -Запишите его на пятом лепестке ромашки. | камнеломка стрелолист белокрыльник подснежник колокольчик - камнеломка подснежник стрелолист колокольчик белокрыльник | |
| Слайд 8 (кошачьи лапки) -Какое растение проиллюстрировано на слайде? Слайд 8 (кошачьи лапки - растение) -Используя текст упражнения 120 учебника, докажите, что это изображено растение «кошачьи лапки». -Что привлекло вас во внешности цветка? - Что интересного в описании цветка вы встретили? -Какое это описание: научное или художественное. -Какие сравнительные обороты использованы в описании? -Какие прилагательные дают характеристику цветка? -Какую роль выполняют прилагательные? -Посмотрите на построенную в процессе урока схему. Какой вывод о роли прилагательных вы могли бы сформулировать? - Дома вы спишите текст упражнения, вставляя пропущенные буквы. -Что помогло вам справиться с заданием? Запишите на шестом лепестке ромашки. | -Кошачьи лапки ----------- | |
8. Рефлексия | -А сейчас, внимание на экран. Ответьте на следующие вопросы: -Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе? -Что, на ваш взгляд, удалось? -Что учесть на будущее? | ……. ……. ……. | Коммуникативные -умение полно и точно выражать свои мысли Познавательные рефлексия Личностные Смыслообразование -ученики осуществляют самооценку, собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. |
-На лепестках ромашки вы написали о том, что помогло вам на сегодняшнем уроке. -Кто хочет поделиться своими мыслями. -Посмотрите, как много особенностей и качеств личности есть у каждого человека. Благодаря им, вы сможете развить свой талант, будете успешными, добьётесь многого в жизни. Желаю вам удачи! Благодарю вас за прекрасную работу на уроке. | ……… |