СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «ШКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

УМК «Школа России»

 Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник Русского языка, 3 класс 

Систематизация знаний об имени прилагательном; приобретение навыков практического применения прилагательных в тексте; развитие речи учащихся; расширение краеведческих знаний.

Просмотр содержимого документа
«УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «ШКОЛА РОССИИ» ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ»»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ «ШКОЛА РОССИИ»

ПО ТЕМЕ «РОЛЬ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В ТЕКСТЕ»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Самоопреде

ление к деятельности.

-Здравствуйте, друзья!

Меня зовут Светлана Николаевна. Сегодня на уроке русского языка мы вместе будем совершать открытия, разрешать возникающие проблемы, узнавать новое.


-Ребята 3В класса школы № 36, у которых я преподаю, зная, какая большая ответственность ложиться на вас в этот день, дарят вам, с пожеланиями удачи и успеха, маленькие улыбки природы. Цветы вложены в папки с заданием.


-Эти цветы будут помогать вам на уроке, выполняя, роль сигнальной карточки.


Положительное отношение к уроку, дружеское отношение к товарищу.


Личностные

Самоопределение:

-построение учебных планов во временной перспективе;

-включение в деловой ритм, подготовка класса к работе.

2. Поисковый этап. (актуализация знаний и фиксирование затруднений)

а) Материал по краеведению

-Где могут расти цветы?


-Есть в Курском крае замечательное место, где изобилие и красота цветов поражают человеческий взгляд!


-Может быть, кто-то догадался, о каком месте идёт речь?


СЛАЙД 1 (фото В.В.Алёхина)









-В заповеднике «Стрелецкая степь» СЛАЙД 2 (растения Стрел. Ст.) произрастают 908 видов растений. Из них степных цветущих травянистых растений более 140 видов.



-на полянах…







-Центрально-черноземный государственный заповедник имени профессора Василия Васильевича Алёхина. В состав заповедника входит 6 удаленных на расстояние 120 км друг от друга участков: один из участков находится в Курском районе - это Стрелецкий участок - Заповедник «Стрелецкая степь».




Регулятивные

Целеподогание

-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся

Коммуникатив

ные

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

б) Словарная работа


СЛАЙД 3 (цветок-ромашка)


-Друзья, как называется этот цветок?


Слайд 4 ( Р.м..к.)


-Друзья, необходимо дополнить утерянные буквы. Начните с тех, написание которых вы можете объяснить.





(на доске записано слово, по мере ответов детей вписываю букву в слово.)









(Если первая гласная А )


-Я смотрю, мнение детей разделилось. У нас возникла проблема. Как же мы можем её разрешить? Где мы можем посмотреть правильное написание слова?



- Наташа работает с орфографическим словарём…Друзья, а почему на раздаточном столике среди словарей находится учебник русского языка, по которому вы занимаетесь?



-Да, он располагается в учебнике на странице 148-149.


-Итак, Наташа работает по школьному орфографическому словарю, а ребята по орфографическому словарю учебника.



- Так какую букву мы должны написать.



-Проблему мы решили. Но…Что же получается? Под написание этой буквы вы не смогли подобрать орфограмму, а стали смотреть написание в словаре. Что нужно сделать с этим словом?



-Как называются слова, написание которых вы должны запомнить?


СЛАЙД 5 (ромашка)


-Друзья, посмотрите внимательно на экран, запомните написание словарного слова РОМАШКА.


Ребята, какие ваши особенности и качества помогло справиться с этим заданием? Запишите на первом лепестке вашей ромашки.





-Ромашка














  1. Вторая гласная А – ударная

  2. Согласная Ш- проверочное слово РОМАШЕЧКА

  3. Третья гласная А –окончание существительных женского рода

  4. Первая гласная О – нет орфограммы







-В орфографичес

ком словаре.







-В учебнике русского языка есть орфографический словарь.







….












-Это слово необходимо запомнить.


-Это словарные слова.

……..(дети записывают самостоятельно)

Познавательные

Логические

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки;

-выполнение задания тренирующие отдельные способности, мыслительные операции и учебные навыки.

Личностные

Смыслообразова

ние

-установление учащимися значения результатов своей деятельности.


3. Физкультминутка

(упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности обучающихся).

Звучат звуки природы

  1. Примите удобную для вас позу.

  2. Закройте глаза.

  3. Послушайте звуки «Стрелецкой степи» (на улице за окном… В комнате….) Вдохните и почувствуйте запахи трав, цветов. ( Своё дыхание…). Послушайте биение вашего сердца…Оно наполняется теплом и благодатью.

  4. Вы успешны, доброжелательны, вас окружают друзья, которые всегда помогут в трудную минуту.

  5. У вас всё получится.

  6. Откройте глаза. Продолжаем урок.




4. Практический этап

(постановка учебной задачи)

а) Работа с текстом


-Друзья, на листе с белой ромашкой записан текст. (каждому ученику даётся текст без прилагательных, пропущенные слова обозначаем многоточием)

-Ознакомьтесь с ним.


-Что вы можете сказать об этом тексте?


-Вы поняли, о чём идёт речь?



- Какая часть речи более точно и красочно поможет нам описать ромашку?



-Сформулируйте тему нашего урока.


- У нас опять возникла проблема. Давайте попробуем её решить. Что нужно сделать, что бы текст преобразился?


-Какую работу над этим текстом вы могли бы предложить классу?


-Работаем в парах. Посовещайтесь и запишите вместо многоточия имена прилагательные, используя слова для справок.

-На данную работу я вам даю 1 минуту.


-Взаимопроверка.

-Читаем по предложению.


-А теперь мы давайте узнаем, как описал ромашку Анатолий Сергеевич Онегов. Внимание на экран.

Проверяем по тексту на экране.



-Друзья, что помогло вам выполнить это задание, запишите на втором лепестке вашей ромашки.


-Так без какой части речи текст был бы неполный, непонятный, скучный?


-Так какую же роль выполняли прилагательные в данном тексте?











………..


………..


-о ромашке




-прилагательное



Роль прилагательных в тексте.





-необходимо в текст добавить прилагательные.



-Подобрать прилагательные.






…………….



…………….








…………….







-Без прилагательных



Уточняют

( на доске)

-украшают

-уточняют

конкретизируют

-дают авторскую оценку


Регулятивные

Целепологание

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, сто уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Познавательные

Общеучебные

Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели.

Логические

Формулирование проблемы.




-Так, о каком растении шла речь в тексте?




-Может быть, кто-то может рассказать о ромашке что-то интересное?





-Друзья, я хочу вам напомнить, что ромашка –травянистое растение, наиболее известный вид — Ромашка аптечная , это растение широко используется в лечебных и косметических целях. Ромашка встречается в заповеднике Стрелецкая степь.

- Кроме ромашки в заповеднике мы можем встретить ещё растения. А вот тут друзья, мне понадобится ваша помощь.



СЛАЙД 6 (медуница, пустырник, подсолнух)




-Друзья, на листе с жёлтой ромашкой, дан текст. Прочтите его и определите, о каком растении идёт речь, как оно называется.


-Работать будете в группах по 4 человека, первая парта -повернитесь ко второй, третья к четвёртой. Выберите ученика, который будет представлять команду.


- Использую словосочетания из текста, прилагательное + существительное, докажите, что это ….


-Есть ещё группы, которые работали с этим текстом. Вы согласны с мнением ваших товарищей.


(После ответа каждой группы открывается название растения.)


-Что объединяет эти растения?


-какую же роль выполняли прилагательные в данном тексте?


-Запишите на третьем лепестке ромашки, что помогло вам выполнить это задание..



-о ромашке





…………..






















…………….



……………







…………

……………













-травянистые, лекарственные, заповедник


-уточняют

-конкретизируют

Познавательные

Логические

-решение проблемы, построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

-анализ, сравнение, формулирование вывода;

Коммуникативные

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации;

-организация учащихся по исследованию проблемной ситуации.



  1. Физкультминутка.

Упражнения для профилактики нарушения зрения.

  1. Сколько растений вы уже встретили на уроке? (4)

столько раз нужно сильно зажмурить глаза и широко открыть.

  1. 4 раза стреляем глазами: вправо – влево, вверх – вниз.

  2. Глазами нарисуйте ромашку

4. Прикройте глаза, посчитайте до 4.


-Откройте глаза. Продолжаем урок.



б) Работа с текстом.

Состав слов.

-Друзья, откройте страницу 69 ваших учебников и прочтите заголовок текста «Странички для любознательных».


-Как вы понимаете выражение: «Говорящие» растения.


-Сделайте предположение, о каких растениях пойдёт речь?


-Познакомьтесь с текстом статьи.

Если мысль автора в статье вам понятна и знакома – вы ставите на полях карандашом «+»

- Если не знакома – «-»

- Если вы не согласны с мыслью автора – «?»

-Итак, жужжащее чтение..


-Из того, что вы прочли, с чем вы не согласны?


-С какими растениями вы не знакомы?








-Почему автор употребляет прилагательное говорящие?



-Возьмите для дальнейшей работы лист с красным цветком. Прочтите и выполните задание. На выполнение задания даётся 2 минуты. Работаем в парах.



-Предположите, почему растения так называются.








-Подберите прилагательные, которые наиболее подчёркивают особенность каждого растения (подходят этим существительным).







-Какую роль в этом случае будут выполнять прилагательные?




-Молодцы, вы замечательно справились с заданием.


-Запишите на четвёртом лепестке ромашки особенность , качество, помогающее вам.







…………




……………









…………….




-не знакомы с растениями:

камнеломка

подснежник

стрелолист

колокольчик

белокрыльник


……..







……….




-камнеломка

подснежник

стрелолист

колокольчик

белокрыльник






Подснежник – нежный

Камнеломка – сильная

Колокольчик –

Белокрыльник –

Стрелолист –




-дают авторскую оценку

Работа с текстом – инсерт.

Познавательные

Общеучебные

-умение строить речевые высказывания.



-Друзья, запишите в тетрадь названия этих растений.

(на доске открывается запись:

камнеломка

подснежник

стрелолист

колокольчик

белокрыльник )


-Какие части слова помогают вам разгадать тайну имени этих растений? Выделите эту часть слова: Маша и Юра работают у доски, дети работают в тетрадях.





- Объяснение Маши и Юры разъяснило вам происхождение названий данных растений.



-Я тоже считаю, что они справились с заданием . Вы получаете отметку «5». после урока подайте ваши дневники ,,,,,,

-А сейчас разберём слова по составу. У доски работают Света и Максим, ребята работают в тетрадях.



(Словари заготовить, подчеркнуть слова и положить на парту ученику)

-Алёша , если возникнет сложная ситуация, ты будешь у нас экспертом.



-Вы согласны с работой товарищей.

Я тоже считаю, что они справились с заданием . Вы получаете отметку «5»Вы владеете навыком разбора по составу. после урока подайте ваши дневники ,,,,,,

-Что помогло вам выполнить это задание?

-Запишите его на пятом лепестке ромашки.
















камнеломка

стрелолист

белокрыльник

подснежник

колокольчик









- камнеломка

подснежник

стрелолист

колокольчик

белокрыльник






Слайд 8 (кошачьи лапки)


-Какое растение проиллюстрировано на слайде?


Слайд 8 (кошачьи лапки - растение)

-Используя текст упражнения 120 учебника, докажите, что это изображено растение «кошачьи лапки».

-Что привлекло вас во внешности цветка?

- Что интересного в описании цветка вы встретили?

-Какое это описание: научное или художественное.


-Какие сравнительные обороты использованы в описании?


-Какие прилагательные дают характеристику цветка?


-Какую роль выполняют прилагательные?


-Посмотрите на построенную в процессе урока схему.

Какой вывод о роли прилагательных вы могли бы сформулировать?


- Дома вы спишите текст упражнения, вставляя пропущенные буквы.


-Что помогло вам справиться с заданием? Запишите на шестом лепестке ромашки.







-Кошачьи лапки





-----------


8. Рефлексия

-А сейчас, внимание на экран. Ответьте на следующие вопросы:

-Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?


-Что, на ваш взгляд, удалось?

-Что учесть на будущее?





…….

…….

…….

Коммуникативные

-умение полно и точно выражать свои мысли

Познавательные

рефлексия

Личностные

Смыслообразование

-ученики осуществляют самооценку, собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат.

-На лепестках ромашки вы написали о том, что помогло вам на сегодняшнем уроке.

-Кто хочет поделиться своими мыслями.

-Посмотрите, как много особенностей и качеств личности есть у каждого человека. Благодаря им, вы сможете развить свой талант, будете успешными, добьётесь многого в жизни.

Желаю вам удачи! Благодарю вас за прекрасную работу на уроке.




………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор материала (ФИО)

Ерёмина Светлана Николаевна

Должность

Учитель начальных классов (первая категория)

Образовательное учреждение

МБОУ «СОШ № 36» г.Курска

Название материала

Урок по теме «Роль прилагательных в тексте»

Класс

3 класс

Учебный предмет

Русский язык

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа России»

Канакина В.П., Горецкий В.Г. Учебник Русского языка, 3 класс – Ч.1,2-М.: Просвещение, 2013 год.

Тип урока

Закрепление новых знаний и выработка умений.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах

Цели урока

Систематизация знаний об имени прилагательном; приобретение навыков практического применения прилагательных в тексте; развитие речи учащихся; расширение краеведческих знаний.

Формирование УУД

Личностные:

Самоопределение:

-построение учебных планов во временной перспективе;

-включение в деловой ритм;

-подготовка класса к работе.

Смыслообразование:

-установление учащимися значения результатов своей деятельности.

Регулятивные:

Целепологание:

-постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

-умение полно и точно выражать свои мысли;

-инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Познавательные:

Логические:

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-формулирование проблемы, её решение;

-построение логической цепочки рассуждений, доказательства.

Общеучебные:

-самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

-умение строить речевые высказывания.