СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе на тему "Второе лицо глаголов единственного числа настоящего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Второе лицо глаголов единственного   

                        числа   настоящего  времени.

 

Цель урока: формирование умения спрягать глаголы, распознавать  лицо 

                     глагола в тексте по местоимению,  вопросу и окончанию.  

                    Формирование умения писать Ь в окончаниях второго лица 

                    единственного числа.

                         Продолжить  работу над усвоением грамматических  знаний и 

                   формирование  орфографических  навыков  грамотного письма на

                   уроках  русского языка.

Тема урока:  Второе лицо глаголов единственного   

                        числа   настоящего  времени.

 

Цель урока: формирование умения спрягать глаголы, распознавать  лицо 

                     глагола в тексте по местоимению,  вопросу и окончанию.  

                    Формирование умения писать Ь в окончаниях второго лица 

                    единственного числа.

                         Продолжить  работу над усвоением грамматических  знаний и 

                   формирование  орфографических  навыков  грамотного письма на

                   уроках  русского языка.

Тема урока:  Второе лицо глаголов единственного   

                        числа   настоящего  времени.

 

Цель урока: формирование умения спрягать глаголы, распознавать  лицо 

                     глагола в тексте по местоимению,  вопросу и окончанию.  

                    Формирование умения писать Ь в окончаниях второго лица 

                    единственного числа.

                         Продолжить  работу над усвоением грамматических  знаний и 

                   формирование  орфографических  навыков  грамотного письма на

                   уроках  русского языка.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе на тему "Второе лицо глаголов единственного числа настоящего времени"»

Тема урока: Второе лицо глаголов единственного

числа настоящего времени.


Цель урока: формирование умения спрягать глаголы, распознавать лицо

глагола в тексте по местоимению, вопросу и окончанию.

Формирование умения писать Ь в окончаниях второго лица

единственного числа.

Продолжить работу над усвоением грамматических знаний и

формирование орфографических навыков грамотного письма на

уроках русского языка.


Оборудование: таблица «словарные слова»; таблица глаголов; книга

«Дерево дружбы», гербарий (виды растений г. Сочи),

плакат «Сочи – город – курорт».


Ход урока.


  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.


1). Во время проверки домашнего задания ученица на доске выполняет задание. От глаголов в неопределенной форме образовать глаголы трех времен.

Глядеть – глядел, глядит, будет глядеть, поглядит.

Ходить – ходил, ходит, будет ходить, походит.


2). Беседа.

- Какое упражнение задано на дом? (355)

- Какое задание к упражнению? (выписать из упражнения глаголы, определить их лицо и число).

- Назовите глаголы 2 – ого лица, единственного числа (вьешь, поешь).

-Назовите глаголы 3 – его лица, единственного числа (встает, блестит, цветут, шумят, лежат).

- В каком времени стоят эти глаголы? (в настоящем времени).

3). Проверка самостоятельной работы.

- Молодцы! С заданием справились очень хорошо.


3. Вступительное слово учителя.

- Сегодня наш урок русского языка будет связан с уроком природоведения. Мы вспомним наше путешествие на Черноморское побережье Кавказа, г. Сочи (картина).

Этот участок России представляет собой редкое сочетание природных условий мягкого субтропического климата, пышной растительности, теплого лазурного моря и лечебных серо – водородных источников. Это ставит Сочи в число лучших городов по экологии в мире.


  1. Чистописание.


- Давайте еще раз назовем город, в котором мы отдыхали. (Сочи).

- Какой звук слышим первым? (С ).

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

А теперь открыли тетради, сели правильно.

1). Письмо по образцу 1 – ой строчки.

Сс СС сс

2). Письмо 2 – ой строчки по образцу.

Сочи тисс

Обратите внимание на написание слова Сочи, на соединение ОЧ гласной с согласной.

- Что означает слово ТИСС? (показываю образец веточки).

- Это красное дерево. Ствол не гниет. Эту породу деревьев продавали в Турцию килограммами за золото.


5. Словарная работа (гербарий).

- Мы с вами побывали во многих уголках Сочи. Вы увидели всю красоту этого края. Набрались здоровья, дышали чистым воздухом, узнали много новых слов, значение которых до этого не знали.

- Я говорю вам слово, вы называете его орфографически правильно с объяснением всех орфограмм.

А). Побережье (что оно обозначает?).

Б). А теперь посмотрите на веточку и определите. Как называется это растение? Объясните орфограммы.

Кипарис.

- А теперь на доске таблица, на ней записаны слова.

Работа с карточками.

В). Магнолия (прочитали это слово, показали, какую безударную гласную вы напишите. Образец показываю).

Г). Лавровишня (показываю). Посмотрите на это слово, оно сложное, состоит из двух корней. Прочитайте его, назовите два корня, покажите соединительную гласную.

- А сейчас я прочитаю описание деревьев, а вы узнайте название их и объясните написание.

Д). Древесина желтого цвета, необыкновенно крепкая и тяжелая (тонет в воде), имеет применение в промышленности.

Самшит (показываю).

Е). Древовидный злак, высотой до 6 метров, образует густые заросли. Применяется для изготовления тростей, лыжных палок. Из листьев делают бумагу.

Бамбук (показываю).

- На какие вопросы отвечают записанные слова? (Что?).

- К какой части речи они относятся? (К имени существительному).

Убрали карточки на счет 1 – 3.


6. Комментированное письмо.

1). У нас было много экскурсий. Сейчас запишем предложение, связанное с нашими путешествиями в горы; объясним все орфограммы.


По горной тропинке дети медленно поднимались к Агурскому водопаду.


2). Разбор предложения по членам и частям речи.

- Назовите основу предложения.

- Какой частью речи выражено подлежащее?

- Сказуемое?

- Какой частью речи выражено определение? Дополнение? Обстоятельство?


3). Морфологический разбор существительного.

(По) тропинке – сущ., нач. ф. ТРОПИНКА, нариц., неодуш., женского рода, ед. числа, Дат. п., 1 – ое скл.


7. Физкультминутка.


8. Беседа.


- Какую часть речи мы начали изучать?

- Что называется глаголом?

- Какие времена глагола вы знаете?

- Как изменяется глагол в настоящем времени? (По лицам, числам или спрягается).

- Какие лица и числа глагола вы знаете? (Глагол имеет 3 лица: первое, второе, третье и два числа: единственное и множественное).

- Какая часть речи помогает нам определить лицо и число глагола? (Местоимение).

- Назовите местоимения.

- Что такое спряжение глагола? (Изменение глагола по лицам и числам).

Давайте вспомним парк Ривьеры, аллею космонавтов, где первое дерево посадил первый в мире космонавт Ю.А. Гагарин.

- Сколько лет исполнилось 12 апреля, как человек впервые поднялся в космос?


  1. Спряжение глаголов.


- Сейчас мы проспрягаем глаголы в единственном числе: расту, смотрю, выделим окончания.

1 лицо – я расту, смотрю

2 лицо – ты растешь, смотришь

3 лицо – он растет, смотрит

Вы проспрягали глаголы.

- Какие окончания у глаголов во 2 – ом лице. Единственного числа. Настоящего времени? (- ешь-, -ишь-).

- А как пишутся эти окончания? (с Ь).


10. Сообщение темы урока.


Сегодня мы с вами научимся писать личные окончания глаголов 2 – ого лица, единственного числа, настоящего времени.

Продолжим нашу работу.

1). Читаем вывод на странице 157.

- Так почему мы пишем на конце Ь? (У глаголов 2 лица Ь выполняет грамматическу роль. Он показывает, что это глагол 2 лица, единственного числа, настоящего времени).

- Назовите несколько имен существительных, в которых после твердых согласных пишется Ь ? (Мышь, рожь и другие).

- Какую роль выполняет Ь в этих словах? (Он указывает, что это существительное женского рода, 3 – его склонения).

А сейчас посмотрите на Дерево Дружбы. Руководители из 164 стран, которые приезжали г. Сочи, сделали прививки на этом дереве. На нем растут апельсины, мандарины, лимоны.


11. Образование глаголов, разбор по составу.

Я называю вам глаголы в неопределенной форме, вы образуйте от них глаголы во 2 – Ом лице, единственного числа настоящего времени и разберите их по составу. (В речи местоимение ТЫ часто опускается, так как само окончание указывает на 2 – ое лицо). К глаголам ставьте устно вопросы. Записываем.


Сажать – сажаешь,

Ухаживать – ухаживаешь,

Прививать – прививаешь,

Снимать – снимаешь. (Взаимопроверка).


- А сейчас проверим, как вы образовали от глаголов в неопределенной форме глаголы 2 лица, единственного числа, настоящего времени.

Прочитайте два слова, разберите по составу. Следующие два слова – взаимопроверка.


12. Упражнение в написании окончаний глаголов 2 – ого лица.


Когда мы с вами путешествовали по г. Сочи, то видели много памятников. Они произвели на нас большое впечатление. Один из памятников – знаменитому русскому писателю А.С. Пушкину.

- Сколько лет со дня рождения мы будем отмечать в 1999 году? (200 – летие).

- А сейчас я вам прочитаю небольшой отрывок из сказки. Подумайте и скажите, как называется она?

Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна,

Плещешь ты куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Поднимаешь корабли.

(А.С. Пушкин).

(Сказка о царе Салтане).

А теперь задание: выписать из отрывка глаголы 2 – ого лица, единственного числа, настоящего времени, выделить окончания.

(Отрывок читаю еще раз, а дети выписывают глаголы).

Проверка.

- Назовите глаголы 2 – ого лица, единственного числа, настоящего времени.

- Какое окончание?

- Какую роль в выполняет Ь в написанных глаголах?

13. Самостоятельная работа по вариантам.


Подобрать к данным глаголам противоположные по значению глаголы. Написать их во 2 – ом лице единственного числа. (Слова на таблице).

1 вариант.


Молчу – говорю – говоришь

Ругаю - -

Встречаю - -


2 вариант


Разрушаю – строю – строишь

Молчу - -

Падаю - -


Проверка.

- Молодцы! Хорошо справились с работой!


14. Творческая работа.


- А сейчас давайте вспомним Кавказские горы. Наше путешествие в Агурское ущелье. Вот о нем мы и напишем небольшое сочинение.

На доске написаны опорные слова:

Агурское ущелье, идешь в гору по тропинке, видишь склоны, недоступные Орлиные скалы, река Агура, смотришь и не можешь налюбоваться, не перестаешь удивляться, невольно думаешь.

В своем сочинении употребить глаголы во 2 – ом лице, единственного числа, настоящего времени.

1). Самостоятельная работа.

2). Проверка.

(Вот одно из сочинений ребят).


«Путешествие в горы».


Мне очень запомнилась поездка в горы – в Агурское ущелье. Когда идешь по тропинке в гору, то захватывает дух. С одной стороны видишь склоны, поросшие лесом, с другой – орлиные скалы, недоступные человеку. Внизу течет река Агура. Смотришь и не можешь налюбоваться этой красотой. А впереди водопад и ущелье. Подойдя к водопаду не перестаешь удивляться этому чуду природы. И невольно думаешь, как все – таки здорово, что мы побывали здесь!