СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Части речи – имена»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе по теме: «Части речи – имена»»

Петрунина Любовь Викторовна

Учитель начальных классов

МБОУ «Кардымовская СШ»

Кардымовского района Смоленской области



Проект урока русского языка в 4 классе по теме:

«Части речи – имена»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели урока:

1. Обобщить и систематизировать знания, полученные в результате изучения тем «Имя существительное » и «Имя прилагательное».

2. Развивать умение сопоставлять прилагательное с существительным, выявляя сходство и различия данных частей речи.

3. Развивать умение правильно и точно использовать в речи и правильно писать имена существительные и прилагательные

4. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь учащихся. Обогащать словарный запас учащихся.

5. Воспитывать умение работать в паре.

6. Воспитывать внимательность и аккуратность.

Оборудование урока: учебник Русский язык: 4 класс. В 2 ч. Ч 2 / М.С Соловейчик, Н.С.Кузьменко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2017.

Проектор. Компьютер. Презентация.

Рабочие листы у учащихся. Разрезанные карточки на парте для работы в парах.





Фамилия. Имя_________________________________________


_________________________________________________________

________________________________________________________


Оцени свои знания и умения

1

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



2

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



3

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



4

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________



5

1.

2.

3.

4.










Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Прозвенел уже звонок, начинается урок.

На меня все посмотрели

И за парту тихо сели.

  1. Постановка цели и задач урока.

У каждого из вас лежат листы. Мы сегодня будем работать в них. Подпишите, пожалуйста, их на специально отведённой строке. (Дети пишут фамилию, имя)

Подпишите число, классная работа.

Я сейчас вам продиктую слова, а вы их постарайтесь записать верно.

Учитель диктует слова, дети записывают в свои листы.

Апельсин, автобус, аккуратный, девочка, деревня, интересный, медведь, огромный, пальто, прекрасный, заяц, приветливый.

Проверьте правильность написания слов. (На доске, на слайде записаны слова).

В последней колонке оцените свою работу: если справились без ошибок – поставьте 2 плюса, если 1-2 ошибки – 1 плюс, если больше двух ошибок – поставьте минус.

Можно ли эти слова разделить на две группы? На какие? По каким признакам? (На имена существительные и имена прилагательные).

Назовите слова 1 группы – имена существительные, назовите слова 2 группы – имена прилагательные.

Тема нашего урока: «Части речи – имена». С именами существительными и именами прилагательными мы уже с вами знакомы. А какая же цель нашего урока сегодня?

(Повторить и обобщить знания об именах существительных и об именах прилагательных, вспомнить, чем они похожи и чем отличаются, определять и называть признаки этих частей речи)

  1. Актуализация знаний.

Сейчас вы будете работать в паре. У вас на партах лежат слова, фразы, которые можно отнести к имени существительному или к имени прилагательному. Разделите эти слова на 2 группы и прочитайте, что у вас получилось.


Кто? Что?

Имя существительное

Есть род


Какой? Какая? Какое? Какие?

Имя прилагательное


Обозначает предмет


Обозначает признак предмета


Изменяется по числам, по родам (только в единственном числе), по падежам


Изменяется, по числам и по падежам


Самостоятельная часть речи


Самостоятельная часть речи

Учащиеся, работая в паре, составляют фразы


  1. Обобщение и систематизация знаний.

2-4 ученика отвечают, что получилось, добавляя необходимые слова.


Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?, обозначает предмет. Изменяется по числам и падежам. Есть род.


Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначает признак предмета, изменяется по числам, родам и падежам.


В последней колонке оцените свою работу: если справились без ошибок – поставьте 2 плюса, если 1-2 ошибки – 1 плюс, если больше двух ошибок – поставьте минус.


Что ещё можно добавить про эти части речи? Почему их назвали именами? Как связаны имена существительные и имена прилагательные? Для чего в речи используют имена прилагательные?

(Именами назвали потому, что изменяются по падежам,

Имя прилагательное связано с именем существительным.

Имя существительное командует именем прилагательным. Приказывает ему: «Встань в тот же род, число и падеж, что и я»)

Чтобы выразить свою мысль точно, ясно, ярко, выразительно. Чтобы речь была полной, богатой.)


  1. Применение знаний и умений. Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 4, упражнение 322.

Прочитайте отрывок из стихотворения Н.Кончаловской.

Ж ил да был мур.вей,
Смел.й и могуч.й.
Был он всех зд.р.вей
В мур.в?ин.й куч..
Куч. – мур.в?ин.й дом,
Вроде, как высотный:
Эт.жей с.мна.цать в нём.
К.р.дор – сотни.


Устно решите орфографические задачи. А буквы запишите в свой лист, через запятую в том порядке, в котором они идут по тексту.

(а, ы, и, о, о, а, ь, о, е, а, а, ь, ы, а, е, д, о, и, ов)

Проверяем правильность решения орфографической задачи. Ученик доказывает выбор буквы в слове. Если у вас такой же выбор, обведите букву в кружок карандашом. Если буква выбрана неверно, зачеркните и напишите верную. Вам нужно очень внимательно слушать отвечающего, чтобы решить, верно или неверно отвечает ученик.

(опрос идет по цепочке). На слайде у учителя правильный порядок букв.

В последней колонке оцените свою работу: если справились без ошибок – поставьте 2 плюса, если 1-2 ошибки – 1 плюс, если больше двух ошибок – поставьте минус.


Выпишите из текста словосочетания с именами прилагательными. В столбик. Слова какой части речи будут ими командовать? С каким словом употребишь предлог?


Ученики выписывают словосочетания.

Муравей смелый и могучий

в муравьиной куче

муравьиный дом

высотный дом

Один из учеников читает записанные словосочетания. ( У учителя на доске запись на слайде). Дети оценивают свою работу (++, +, – )


Определите все признаки имён прилагательных. Какие? (род, число, падеж). Как будете определять? (по роду, числу и падежу имени существительного).

Запишите ниже в рабочий лист. (Учитель слайд не скрывает)

У учащихся следующая запись:

1.ед.ч, м.р., им.п

2. ед.ч, ж.р., п.п

3. ед.ч, м.р., им.п

4. ед.ч, м.р., им.п

Эта же запись появляется на следующем слайде.

Проверьте и оцените свою работу: если справились без ошибок – поставьте 2 плюса, если 1-2 ошибки – 1 плюс, если больше двух ошибок – поставьте минус.


  1. Итог урока. Рефлексия.

С какие частями речи мы с вами работали на уроке?

Что повторяли? (Повторяли и обобщали знания об именах существительных и об именах прилагательных, вспомнили, чем они похожи и чем отличаются, выделяли их из текста, определяли и называли признаки этих частей речи)


Оцените свою работу на уроке на лестнице знаний и умений.





  1. Домашнее задание стр.5 упр.324.