Урок русского языка в 4 классе
тема: Наречие
Цели: познакомить с частью речи «Наречие» и ее значением; развивать умение распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение.
1. Организационный момент.
- Каждый новый день нужно начинать с хорошего настроения. Я думаю, искренняя улыбка – отличное средство, чтобы поднять себе настроение. Желаю вам успехов и творческих удач!
2. Минутка чистописания.
-Начнём урок с минутки чистописания. Откройте тетради, запишите число.
- Вам будут предложены довольно простые вопросы, однако работать нужно в быстром темпе. Ваша задача: прослушав вопрос, как можно быстрее дать ответ, записав его в тетради. Итак приступаем.
1. В слове земля безударная гласная …
2. Звук, парный звуку [з]. Запишите букву, которой он обозначается.
3. В слове тонна удвоенная …
4. Пунктуационный знак, похожий на действие деление.
5. Буква, похожая на окружность.
6. У существительных ж.р. после шипящих на конце пишется…
-Среди данных графических знаков найдите лишний.
-Почему? (двоеточие , потому что это пунктуационный знак, а остальные буквы)
- Из данных букв составьте слово, запишите его. (осень)
Запишите в тетрадях предложение: Усталый турист
приехал в наш город издалека.
У. - Запишите в тетрадях предложение: Усталый турист
приехал в наш город издалека.
3. Словарная работа
У. - Запишите в тетрадях предложение: Усталый турист приехал в наш город издалека.
У. - Запишите в тетрадях предложение: Усталый турист
приехал в наш город издалека.
- Разберите это предложение по членам предложения и по
частям речи.
Д. Записывают предложение под диктовку и разбирают
предложение по членам предложения и по частям речи.
У. (Проходит и проверяет разборы, вызывая детей с разными
разборами к доске.)
- Сколько в классе мнений?
У. - Почему возникли разногласия?
У. - Какой возник вопрос?
У - Может, это слово является именем существительным,
прилагательным, глаголом
У. – Так какая же перед нами возникла проблема?
У.– Давайте вспомним, что такое часть речи.
У. - Значит, чтобы понять, какая это часть речи, нужно выделить грамматические признаки этого слова.
- Давайте попробуем изменить это слово по числам, лицам, падежам.
Д. - (пробуют) – Не изменяется.
У. - Оно спрягается?
Д. - Нет.
У. - Оно склоняется?
Д. – Нет.
У. - Какой вывод можно сделать?
У. – А что указывает на неизменяемость?
У. На какой вопрос отвечает это слово?
У. – Каким членом предложения является?
У. – Давайте обобщим. (На компьютере постепенно появляется запись)
1. Часть речи
2. Отвечает на вопросы: откуда?
3. Не изменяется, т.е не склоняется и не спрягается (не имеет окончания)
4. Это обстоятельство
У. – Какой вывод можно сделать?
Д. – Это какая-то новая, нам неизвестная часть речи.
У. – Тема нашего сегодняшнего урока «Наречие»
4.Физкультминутка.
5.Работа по учебнику.
С.73 .Упр.124
-Самостоятельно прочитайте стихотворение.
-Назовите первое выделенное слово. (Печальные)
-С каким словом оно связано в предложении? На какой вопрос отвечает? Это прилагательное, главное слово -(Поляны (какие?)печальные.).Что обозначает слово "печальные"-(признак предмета)
-Выпишите словосочетание . Укажите графически связь главного и зависимого слова.
-Назовите 2 выделенное слово. (Печально)
-С каким словом оно связано? Выпишите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально. Печально- это наречие. )
-Что обозначает это слово?-(обсуждение) (признак действия)Давайте посмотрим, что написано в учебнике.
-Наречие обозначает признак действия!
6. Закрепление нового материала.
Льёт печально
Льют печально
Лила печально
-Изменяется ли главное слово ? (да, изменяется по числам , временам)
-Что происходит со словом печально? (оно не изменяется)
-Какой вывод можно сделать? (Наречие- неизменяемая часть речи)
Наречие -неизменяемая часть речи, поэтому у наречия не может быть окончания.
У. – Найдите наречия и подчеркните их в тексте.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт.
Чистит лапки, воду пьёт.
Тихо, плавно снег летит
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
На дворе лопатой.
Серый день ползёт лениво.
И болтают нестерпимо
На стене часы стенные
Языком неутомимо.
У. -Поменяйтесь листочками и проверьте своего соседа
- Зачитаем верный вариант.
- На какие вопросы отвечают наречия
-Возьмите карточки. Замените противоположными по смыслу наречиями.
Быстро - медленно
Темно - светло
Легко - тяжело
Тихо - громко
Сверху - снизу
Много - мало
Вперёд - назад.
7. Обобщение.
Тест.
1)Наречие -это часть речи, которая обозначает:
а)предмет
б)действие предмета
в)признак действия
2)На какие вопросы отвечает наречие?
а)Кто?,Что?
б)Где?Когда?Откуда?Как?Куда?Зачем?Почему?
в)Чей? Чья ? Чьё? Чьи?
3)Среди данных слов выбери наречия
а)медленно
б)настроение
в)быстрый
г) тихо
-Какие цели мы ставили в начале урока?
-Мы достигли целей?
-Что мы изучали на уроке? (наречие)
-На какие вопросы они отвечают? (где, когда ,куда, откуда, почему, зачем, как)
-Как наречие изменяется? (не изменяется)
-каким членом является в предложении? (второстепенным)
8. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке
(Сложностей не возникло , небольшие затруднения , было сложно )
9. Домашнее задание На выбор . Слайд
1. с. 74 упр. 126
2. Используя наречия составить 6-7 предложения, чтобы получился рассказ.
4