Класс: 4« А»
Учитель: Вопросова Л.Н.
Дата проведения: 05. 03.2015
Тема урока: обобщение знаний о глаголе.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Цели:
1) формирование умение уч-ся правильно обосновывать написание безударных окончаний глаголов. Развивать умение распознавать спряжение глаголов. Совершенствовать знания о временных формах глагола.
Задачи: обобщить и дополнить знания уч-ся о правописании безударных окончаний глагола.
Планируемые результаты:
Личностные: установление уч-ся связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Познавательные: различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации.
Регулятивные: уметь точно отвечать на вопросы.
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
I. Ввод в ситуацию:
- Какой праздник мы отмечаем в первые дни весны?
Ученик: В марте с первого числа начинается весна.
Мамин день- 8 Марта отмечает вся страна.
- Кого мы поздравляем в этот день?
- Что вы дарите мамам, бабушкам в этот день? (отличное поведение; хорошие отметки; подарки, сделанные своими руками, рисунки.)
- В конце урока мы тоже поздравим наших мам и подарим свой подарок. Но для этого нужно хорошо работать на уроке. Справляться со всеми заданиями.
- У нас сегодня урок закрепления.
- Какую тему мы закончили изучать? ( глагол)
- Значит, говорить о чем будем? (о глаголе)
Мы будем повторять все о глаголе. А разговор пойдет о маме.
Ученик: «Что мягче пуховой подушки?» ( Это руки мамы).
Ученик:
От чистого сердца, простыми словами
Давайте друзья потолкуем о маме.
- Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна забота и ласка мамы.
- За что мы так любим нашу маму? (Она хороший друг, у нее с нами все сообща, делимся с ней радостью и горем).
Ученик:
Разные дети живут на планете,
Но мам своих любят все дети на свете.
Бывает, что мы и не слушаем мам,
А мамы нас учат хорошим делам.
А мамы нас учат, как добрыми быть,
Как родину нашу беречь и любить!
Мамы все могут, мамы помогут,
Мамы умеют все понимать!
-А какое у мамы сердце? (доброе верное, чуткое)
- А руки какие? (золотые)
- Как понимаете? (трудолюбивые, умелые. Словом - золотой назыв. самое хорошее, нужное, драгоценное)
Ученик:
Мамины руки.
Спасибо, милые женщины, вам.
И вашим умелым и нежным рукам,
Они золотые, как солнце всегда.
Нам маминых рук не забыть никогда!
Пусть мамины славятся всюду дела.
Трудящимся женщинам честь и хвала.
II. Чистописание.
Урок начнем с чистописания.
1.Мм ма ам мл ам (согл, непарн. зв, парн. по тверд- мягк).
2.– Прочтите пр-ие.
- Что это за предложение? Как понимаете?
Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет. (Никто о тебе так не заботится как твоя мама. И как бы ни было трудно твоей маме, у нее много забот по дому, она никогда не перестает о тебе заботиться)
-Разберем это предложение по членам и частям речи самостоятельно.
- 3. Проверка - устно (разбирают).
- Чем интересно это предложение? (Оно с однородными членами)
- Назовите их.
- Что мы знаем об однородных членах? (несколько второстепенных членов, которые зависят от одного и того же слова и отвечают на один и тот же вопрос.)
- Когда ставим запятую? (без союзов и когда есть союзы: а, но.)
- Почему здесь не поставили? (союз и)
III. Словарь.
1.На доске записаны слова и словосочетания. Прочтите их.
…г…род; созревают м…рковка, огурцы, п…м…доры; кусты к…ртоф…ля и к…пусты, г…рох, выросли …вощи.
- Какие они? (словарные)
Вам с этими словами нужно составить рассказ на тему: « Мамин огород».
Мама весной в огороде посеяла семена овощей. Все лето ухаживала за своими посевами. В огороде созревают сладкая морковка, свежие огурцы и сочные помидоры. А рядом зеленеют кусты молодого картофеля и хрустящей капусты. И крупный горох уже поспел. Чудесные выросли овощи!
- Запишите составленный рассказ
I вариант.
- В тексте подчеркните безуд. гласные (миним. уровень сложности)
II вариант.
- Найдите глаголы, определите у них время и число (более высокий уровень сложности)
2.Проверка - выборочно ( сначала проверяем словарные слова, потом время глагола- с помощью веера).
IV. Основная часть.
1. Повторение о глаголе.
- Что знаем о глаголе?
- Какого времени бывают глаголы?
2. – Какие глаголы вы хотели бы употребить, если будете писать о маме? (работа в парах)
(любить, обожать, уважать, восхищаться, любоваться, увлекаться, интересоваться, нравиться,
ласкать, нежить, обнимать, приголубить, оберегать.)
- Что это за формы глагола (неопределенная форма)
3. На доске записаны некоторые глаголы, их нужно поставить в нужном времени.
(Любить, обожать, восхищаться, увлекаться, нежить, приголубить.)
- Что мы о них знаем? (отвечают на вопросы что делать, что сделать, суффиксы: ть, ти, не изменяются по временам и числам )
Нежить - это холить, баловать.
Приголубить - приласкать.
4.- Послушайте, какое сочинение написала ученица 3 кл.
Моя мама работаем мотористом на трех скважинах. Она следит за насосами, обеспечивает водой весь поселок. Я всегда стараюсь помочь маме: хожу в магазин, мою посуду, убираюсь дома. Когда она придет с работы, то возьмется за домашние дела. Управляется в сарае, напоит корову, накормит, подсыплет корму курам и гусям.
Мама старается все сделать, как можно лучше для нас. Из-за нас она не досыпает ночей. Она шьет и стирает. Когда я заболею, она забывает про все и сидит около меня ночами, не смыкая глаз.
Я очень люблю свою маму
- Понравилось вам сочинение?
- Чем?
- Я сейчас еще раз буду читать сочинение, но не все, а отдельные предложения, а вы находите глаголы, записываете их, определите время (самостоятельно.)
( Работает (н.в.), придет (б.в.), возьмется (б.в.), стараюсь помочь (н.ф.), хожу (н.в.), убираю (н.в.), люблю (н.в.), заболею (б.в.), забывает (н.в.), сидит (н.в.).
5. Проверка - устно, фронтально.
6. Вы должны были подобрать пословицы, поговорки о маме.
- Зачитайте их. Скажите, как понимаете. Назовите глаголы и расскажите о них все, что знаете.
V. Итог.
- А вот и наш подарок.
Ученик:
На подоконнике весна, возьму один цветок с окна.
Перенесу на мамин стол, чтоб там для мамы он расцвел.
Я маму жду, придет домой, а, на столе подарок мой.
Цветок на солнышко поставлю, к столу мы с мамой подойдем, Я
маму с праздником поздравлю.
(На доске появляется ваза с тюльпанами. Каждый ученик подготовил поздравительную открытку и поздравляет свою маму).
- Какую часть речи мы повторяли на уроке?
- Что знаем о глаголе?
Дополнительно.
1.Добавить глагол, записать предложение, определить время, число, лицо.
Сердце матери лучше солнца…(греет)