Ι. Актуализация знаний. | Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Предлагает прочитать девиз урока: Думать – интенсивно! Работать – оперативно! Если спорить – доказательно! Всем - обязательно! – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа». Какой месяц вы записали. Назовите ещё зимние месяца. ( какая общая орфограмма в этих словах) Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». - А сейчас послушайте стихотворение. Работа над эпиграфом к уроку: Я – часть речи интересная, Миру широко известная: Опишу любой предмет – В этом равных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить! -Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное) Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи. 1. Языковая разминка. – Коментированная запись предложения. К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн_м воздух_. – Что можно сказать о буквах гласных, которые вставили? (Это разные орфограммы.) – В каких частях слова встретились эти орфограммы? (В корне: ; в приставке: ; в суффиксе: ; в окончании: ) -Назовите слова, в которых пропущена орфограмма в окончаниях. -Чем они являются.(словосочетанием) Что такое словосочетание 2. Морфологический разбор слов. I вариант: (в) воздухе. II вариант: (в) морозном (воздухе). – Какие морфологические признаки у этих слов совпадают? Какие признаки различаются? 3. Синтаксический разбор предложения. – Выпишите словосочетания с вопросами. Итак, что мы сейчас делали? | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. |
III. Открытие новых знаний. | 1. Работа в учебнике. Работа с определением на с. 43-44. «Тебе уже знаком термин "словосочетание"…». – Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически.) – Назовите ключевые слова. (Главное, зависимое слово.) – Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов. Ученики читают и отвечают на вопросы после определения. 2. – Проверим ещё раз, правильно ли выписаны словосочетания из языковой разминки. – Какие ошибки допущены? (Неправильно указано главное слово, выписано не словосочетание, вопрос поставлен не от главного слова, подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.) – Какие (из выписанных вами в языковой разминке) словосочетания соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово. – На доске выписаны словосочетания. Проверьте, какие есть ошибки. Игра в мяч. - Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил. Цветок из стекла (стеклянный цветок) Сок из малины (малиновый сок) Окунь из моря (морской окунь) Дождь летом (летний дождь, дождливое лето) Дорога у деревни (деревенская дорога) Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз) Рано утром (раннее утро) | |
IV. Развитие умений. | Работа в учебнике. 1. Упр. 213 – развивается умение составлять словосочетания существительных с прилагательными в заданных формах. Выполняется на доске (работают 3 человека). Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч. Т.п., так как слово погода употребляется только в форме единственного числа. Вывод: Имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные. Закрепление изученного материала. 1.Парная работа. - Составьте словосочетания 1 пара: бабушка, гуляла, по саду, любовалась, гуляла, моя, вечером, гроздьями. (моя бабушка, гуляла по саду, любовалась гроздьями, гуляла вечером) 2 пара: сирени, белой, пышными, сирени, тёплым, вечером, гроздьями, гроздьями. (тёплым вечером, пышными гроздьями, белой сирени, гроздьями сирени) Тёплым вечером моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени. 2. Упр. 214 – развивается умение находить в тексте словосочетания прил.+ сущ., определять их морфологические признаки. Комментированная запись. Образец записи: Вывод: Можно признаки в словосочетании сущ. + прил. записать только один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе выполнить задание? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Какой был уровень задания? – Какие умения формировались при выполнении этого задания? – Какую отметку ты бы себе поставил? – Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. |