СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе. Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании»

Конспект урока русского языка

Учитель: Разинкова Екатерина Станиславовна

УМК: Школа 2100

Предметная область: Русский язык 4 кл

Тип урока: урок открытия новых знаний

Тема: Словосочетание сущ. + прил. Главное и зависимое слово в словосочетании

Цели:– развивается умение выделять в тексте и конструировать словосочетания сущ. + прил.,

определять морфологические признаки прилагательного.



Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)


Ι. Актуализация знаний.


Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним, посмотрите, какие они доброжелательные, поприветствуйте. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Предлагает прочитать девиз урока:

Думать – интенсивно!

Работать – оперативно!

Если спорить – доказательно!

Всем - обязательно!

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Напишите «Классная работа».

Какой месяц вы записали. Назовите ещё зимние месяца.

( какая общая орфограмма в этих словах)


Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- А сейчас послушайте стихотворение. Работа над эпиграфом к уроку:    

Я – часть речи интересная,

Миру широко известная:

Опишу любой предмет –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

-Какая часть речи может так себя охарактеризовать? (конечно, имя прилагательное)

Сообщение целей: - Сегодня на уроке нам надо показать свои знания об имени прилагательном и умениях применять прилагательные в своей речи.

1. Языковая разминка.

– Коментированная запись предложения.

К_лючие сн_ж_нки з_круж_лись в м_розн_м воздух_.

– Что можно сказать о буквах гласных, которые вставили? (Это разные орфограммы.)

– В каких частях слова встретились эти орфограммы?

(В корне: ;

в приставке: ;

в суффиксе: ;

в окончании: )

-Назовите слова, в которых пропущена орфограмма в окончаниях.

-Чем они являются.(словосочетанием)

Что такое словосочетание

2. Морфологический разбор слов.

I вариант: (в) воздухе.

II вариант: (в) морозном (воздухе).

– Какие морфологические признаки у этих слов совпадают? Какие

признаки различаются?

3. Синтаксический разбор предложения.

– Выпишите словосочетания с вопросами.

Итак, что мы сейчас делали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.


II. Формулирование проблемы.

– Попробуйте сформулировать тему урока. На какие вопросы нам нужно ответить? (Как правильно найти словосочетание? Как установить связь между словами в словосочетании?)


III. Открытие новых знаний.

1. Работа в учебнике.

Работа с определением на с. 43-44.

«Тебе уже знаком термин "словосочетание"…».

– Что такое словосочетание? (Сочетание двух (а иногда и более) слов, связанных по смыслу и грамматически.)

– Назовите ключевые слова. (Главное, зависимое слово.)

– Прочитайте определение. Составьте на доске схему из опорных слов.

Ученики читают и отвечают на вопросы после определения.

2. – Проверим ещё раз, правильно ли выписаны словосочетания из языковой разминки.

– Какие ошибки допущены? (Неправильно указано главное слово, выписано не словосочетание, вопрос поставлен не от главного слова, подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием.)

– Какие (из выписанных вами в языковой разминке) словосочетания соответствуют схеме: сущ. + прил.? Обозначьте главное слово.

– На доске выписаны словосочетания. Проверьте, какие есть ошибки.

Игра в мяч.

- Поймай мяч и перестрой сочетание слов в соответствии со схемой сущ. + прил.

Цветок из стекла (стеклянный цветок)

Сок из малины (малиновый сок)

Окунь из моря (морской окунь)

Дождь летом (летний дождь, дождливое лето)

Дорога у деревни (деревенская дорога)

Мороз ночью (морозная ночь, ночной мороз)

Рано утром (раннее утро)


IV. Развитие умений.

Работа в учебнике.

1. Упр. 213 – развивается умение составлять словосочетания существительных с прилагательными в заданных формах.

Выполняется на доске (работают 3 человека).

Нельзя словосочетание прекрасная погода поставить во мн.ч. Т.п., так как слово погода употребляется только в форме единственного числа.

Вывод: Имена прилагательные ставятся в том же роде, числе, падеже, что и существительные.

Закрепление изученного материала.

1.Парная работа.

- Составьте словосочетания

1 пара: бабушка, гуляла, по саду, любовалась, гуляла, моя, вечером, гроздьями.

(моя бабушка, гуляла по саду, любовалась гроздьями, гуляла вечером)

2 пара: сирени, белой, пышными, сирени, тёплым, вечером, гроздьями, гроздьями.

(тёплым вечером, пышными гроздьями, белой сирени, гроздьями сирени)

Тёплым вечером моя бабушка гуляла по саду, любовалась пышными гроздьями белой сирени.

2. Упр. 214 – развивается умение находить в тексте словосочетания прил.+ сущ., определять их морфологические признаки.

Комментированная запись.


Образец записи:

Вывод: Можно признаки в словосочетании сущ. + прил. записать только один раз, так как имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, в котором употреблено имя существительное.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали?

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.



V. Итог урока.


– Я прочитаю стихотворение о словосочетании.

Внимание! Внимание!

Вот словосочетание.

В нём ходят парою слова,

Но не равны у них права.

В нём слово главное всегда

С зависимым шагает.

А кто тут главный – без труда

Вопрос определяет.

Вопрос от главного идёт

К зависимому слову,

И никогда – наоборот.

Запомни как основу.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?








VI. Дом. задание.

Упр. 7, с. 56–57.