Класс: 4
Тема: Неопределенная форма глагола.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы,
развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.
Метапредметные УУД:
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в диалоге, в общей беседе, выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Форма урока: урок-исследование. 4-й урок по теме «Глагол».
Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.
Материалы и оборудование: проектор, ПК, слайдовая презентация, карточки для исследовательской работы, наборы фразеологизмов для работы по группам.
Ход урока
1. Орг. момент
Лучший способ узнать что-то – открыть самому.
- Ребята, чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.
2. Определение темы и целей урока.
- Разгадайте кроссворд, ребята. (Видеозапись с Инфоурока) (1.10- 2.21)
1. Забавляться, развлекаться с помощью какого-нибудь интересного занятия. (играть)
2. Находиться в горизонтальном положении. (лежать)
3. Находиться в состоянии сна. (спать)
4. Громко кричать, перебивая друг друга. (галдеть)
5. Находиться в вертикальном положении, не двигаясь. (стоять)
6. Стараться схватить движущийся предмет или добычу. (ловить)
- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Глагол)
- Какими частями речи являются ответы на вопросы кроссворда? (Глаголы)
- Что вы можете сказать о данных глаголах? (Отвечают на вопрос что делать?, оканчиваются на –ть)
- Можно ли определить время, число, лицо этих глаголов?
- Какая проблема возникла перед нами?
- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола узнаем, чем они отличаются от других глаголов.)
- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?
- Сформулируйте тему нашего урока.
Ваши предположения……(Неопределенная форма глагола)
- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?
3. Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сейчас вы в группе должны прочитать сказку и выделить информацию о неопределенной форме глагола. Информацию подчеркните зелёной пастой.
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное правило.
- Какую информацию вы нашли?
- А что такое инфинитив? (Это неопределенная форма глагола или начальная форма)
- Какие важные грамматические признаки инфинитива вы обнаружили?
(Неопределенная форма, нет времени, нет числа, есть вид и суффиксы -ть, -ти, оканчивается на -чь. Два вопроса.) (Слайд 2)
4. Физминутка
– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – поднимаете руки вверх.
Гудеть, пишет, сбежать, читает, стеречь, рисует, везти, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет, беречь, нести.
5. Закрепление
1. - Выпишите глаголы в неопределенной форме и выделить суффиксы инфинитива.
Я пришёл из школы,
Я учу глаголы ….
Мне их выучить – пустяк!
У меня свой метод!
Применяется он так:
Новый метод этот:
«Кричать» - кричу,
«Вертеть» - верчу,
«Двигать» - двигаю,
«Прыгать» - прыгаю!
Я и прыгал! Я и двигал!
Я и топал! Я и пел!
Пел, пока у нас в прихожей
Вдруг звонок не зазвенел
Открываю: наш сосед ….
- Проверьте. (Выучить, кричать, вертеть, двигать, прыгать)
(Видеозапись с Инфоурока) (6.41)
2. - Молодцы. А теперь будете работать в группах. Замените фразеологические обороты глаголом в неопределенной форме.
Клевать носом –
Дать стрекача –
Чесать языки –
Унести ноги –
Водить за нос –
Надуть губы –
Выходить из себя –
Зарубить на носу –
Пропустить мимо ушей –
Делать из мухи слона –
Держать язык за зубами –
Дать слово –
Витать в облаках –
Вставлять палки в колёса –
- А теперь меняемся работами, проверяем и оцениваем работу группы.
Клевать носом – засыпать
Дать стрекача – убежать
Чесать языки – болтать
Унести ноги – убежать
Водить за нос – обманывать
Надуть губы – обидеться
Выходить из себя – сердиться
Зарубить на носу – запомнить
Пропустить мимо ушей – прослушать
Делать из мухи слона – преувеличивать
Держать язык за зубами – молчать
Дать слово – обещать
Витать в облаках – мечтать
Вставлять палки в колёса – мешать
- Трудно было? Но вы молодцы справились с заданием. (Слайды 3-4)
3. - Вы работали группами, а сейчас каждый сам попробует выполнить задание. Зачеркни лишний глагол в каждой группе и докажи свой выбор.
1. Играть, погулять, думал, жечь. (Думал – п. в., а остальные глаголы в неопределенной форме)
2. Читает, пишет, считает, идти. (Идти – это инфинитив, а остальные глаголы в п.в.)
3. Привезти, привести, отпущу, вынести. (Отпущу – б. в. глагола)
4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. (Расцвести – неопределенная форма глагола)
- Проверка. (Один отвечает и доказывает, остальные проверяют). Оцените себя.
4. - От данных имен существительных образуйте глаголы в неопределенной форме. Работаете в паре.
Смех - ___________, помощь - ____________, свет - ___________, свист - _________, плата - ___________, письмо - _____________, смотр - _________, стрельба - _______, просьба - _________, говор - _______________.
- Проверяем. Оцените свою работу в паре.
- А теперь давайте заполним карточку, которая станет для вас памяткой и к этой памятке вы можете обращаться, если у вас возникнуть затруднения.
Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив) |
1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: | _________________,___________________ |
2. Почему так называется? | ____________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы: | ________________________________________ |
4. – чь в глаголах неопределенной формы это …. | ________________________________________ |
6. Рефлексия. Итог урока.
- Какие открытия вы сделали на уроке?
- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)
Работа в группе. | |
Работа в паре. | |
Самостоятельная работа. | |
Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, что такое инфинитив? | |
Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме ? | |
Смогу ли я образовать инфинитив глагола? | |
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | |
Оценка за урок | |
- Обратите внимание на свои ответы.
У кого все «+»?
У кого есть «-» ?
(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)
7. Домашнее задание.
- Я вам предлагаю задания на выбор. Выбирайте себе по вкусу, учитывая свои возможности:
1. Творческое задание: подобрать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.
2. с. 77 упр. 107
- Спасибо за работу!
Сказка об Инфинитиве
В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь.
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца.
– Почему вы живёте здесь один?
– У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:
Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец –
Инфинитив – звучит занятно, –
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…
Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила:
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное правило.
Я пришёл из школы, Я учу глаголы …. Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так: Новый метод этот: «Кричать» - кричу, «Вертеть» - верчу, «Двигать» - двигаю, «Прыгать» - прыгаю! Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел Открываю: наш сосед …. | Я пришёл из школы, Я учу глаголы …. Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так: Новый метод этот: «Кричать» - кричу, «Вертеть» - верчу, «Двигать» - двигаю, «Прыгать» - прыгаю! Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел Открываю: наш сосед …. |
Я пришёл из школы, Я учу глаголы …. Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так: Новый метод этот: «Кричать» - кричу, «Вертеть» - верчу, «Двигать» - двигаю, «Прыгать» - прыгаю! Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел Открываю: наш сосед …. | Я пришёл из школы, Я учу глаголы …. Мне их выучить – пустяк! У меня свой метод! Применяется он так: Новый метод этот: «Кричать» - кричу, «Вертеть» - верчу, «Двигать» - двигаю, «Прыгать» - прыгаю! Я и прыгал! Я и двигал! Я и топал! Я и пел! Пел, пока у нас в прихожей Вдруг звонок не зазвенел Открываю: наш сосед …. |
Клевать носом – _________________________ Дать стрекача – _________________________ Чесать языки – __________________________ Унести ноги – ___________________________ Водить за нос – __________________________ Надуть губы – ___________________________ Выходить из себя – _______________________ Зарубить на носу – _______________________ Пропустить мимо ушей – _________________ Делать из мухи слона – ___________________ Держать язык за зубами – _________________ Дать слово – _____________________________ Витать в облаках – _______________________ Вставлять палки в колёса – ________________ |
Клевать носом – _________________________ Дать стрекача – _________________________ Чесать языки – __________________________ Унести ноги – ___________________________ Водить за нос – __________________________ Надуть губы – ___________________________ Выходить из себя – _______________________ Зарубить на носу – _______________________ Пропустить мимо ушей – _________________ Делать из мухи слона – ___________________ Держать язык за зубами – _________________ Дать слово – _____________________________ Витать в облаках – _______________________ Вставлять палки в колёса – ________________ |
1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. | 1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. |
1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. | 1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. |
1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. | 1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. |
1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. | 1. Играть, погулять, думал, жечь. 2. Читает, пишет, считает, идти. 3. Привезти, привести, отпущу, вынести. 4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. |
Смех - ________________, помощь - ______________, свет - _________________, свист - ________________, плата - ________________, письмо - _______________, смотр - ________________, стрельба - _____________, просьба - ______________, говор - ________________. | Смех - ________________, помощь - ______________, свет - _________________, свист - ________________, плата - ________________, письмо - _______________, смотр - ________________, стрельба - _____________, просьба - ______________, говор - ________________. | Смех - ________________, помощь - ______________, свет - _________________, свист - ________________, плата - ________________, письмо - _______________, смотр - ________________, стрельба - _____________, просьба - ______________, говор - ________________. |
Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив) |
1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: | _________________,___________________ |
2. Почему так называется? | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы: | ______________________________________ |
4. – чь в глаголах неопределенной формы это …. | ______________________________________ |
Неопределённая форма глагола (начальная форма глагола, инфинитив) |
1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы: | _________________,___________________ |
2. Почему так называется? | ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
3. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы: | ______________________________________ |
4. – чь в глаголах неопределенной формы это …. | ______________________________________ |
Оценочный лист
Работа в группе. | |
Работа в паре. | |
Самостоятельная работа. | |
Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, что такое инфинитив? | |
Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме? | |
Смогу ли я образовать инфинитив глагола? | |
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | |
Оценка за урок | |
Оценочный лист
Работа в группе. | |
Работа в паре. | |
Самостоятельная работа. | |
Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, что такое инфинитив? | |
Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме? | |
Смогу ли я образовать инфинитив глагола? | |
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | |
Оценка за урок | |
Оценочный лист
Работа в группе. | |
Работа в паре. | |
Самостоятельная работа. | |
Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, что такое инфинитив? | |
Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме? | |
Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме? | |
Смогу ли я образовать инфинитив глагола? | |
Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме? | |
Оценка за урок | |