СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределенная форма глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы, 

развитие умения правильно ставить  вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы  в речи; знакомство  с суффиксами неопределённой формы глагола.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределенная форма глагола.»

Класс: 4

Тема: Неопределенная форма глагола.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД: формирование представления о глаголах неопределенной формы,

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.


Метапредметные УУД:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками; участвовать в совместной деятельности, в  диалоге, в общей беседе,  выполняя правила речевого поведения; составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования; оказывать взаимопомощь; осуществлять взаимоконтроль; проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Форма урока: урок-исследование. 4-й урок по теме «Глагол».

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Материалы и оборудование: проектор, ПК, слайдовая презентация, карточки для исследовательской работы, наборы фразеологизмов для работы по группам.




















Ход урока

1. Орг. момент

Лучший способ узнать что-то – открыть самому.

- Ребята, чтобы урок прошёл успешно, нужно быть внимательным, уметь мыслить, говорить, слушать. Покажите свои знания, умения и постарайтесь освоить новое.

2. Определение темы и целей урока.

- Разгадайте кроссворд, ребята. (Видеозапись с Инфоурока) (1.10- 2.21)

1. Забавляться, развлекаться с помощью какого-нибудь интересного занятия. (играть)

2. Находиться в горизонтальном положении. (лежать)

3. Находиться в состоянии сна. (спать)

4. Громко кричать, перебивая друг друга. (галдеть)

5. Находиться в вертикальном положении, не двигаясь. (стоять)

6. Стараться схватить движущийся предмет или добычу. (ловить)


- Какое слово получилось в выделенных клетках? (Глагол)

- Какими частями речи являются ответы на вопросы кроссворда? (Глаголы)

- Что вы можете сказать о данных глаголах? (Отвечают на вопрос что делать?, оканчиваются на –ть)

- Можно ли определить время, число, лицо этих глаголов?

- Какая проблема возникла перед нами?

- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола узнаем, чем они отличаются от других глаголов.)

- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ваши предположения……(Неопределенная форма глагола)

- А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?


3. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, сейчас вы в группе должны прочитать сказку и выделить информацию о неопределенной форме глагола. Информацию подчеркните зелёной пастой.


Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
    Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. 
– Почему вы живёте здесь один?
– У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: 
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное правило.


- Какую информацию вы нашли?

- А что такое инфинитив? (Это неопределенная форма глагола или начальная форма)

- Какие важные грамматические признаки инфинитива вы обнаружили?

(Неопределенная форма, нет времени, нет числа, есть вид и суффиксы -ть, -ти, оканчивается на -чь. Два вопроса.) (Слайд 2)


4. Физминутка


– Я называю глаголы, если это глагол неопределённой формы – вы приседаете, если это любой другой глагол – поднимаете руки вверх.

Гудеть, пишет, сбежать, читает, стеречь, рисует, везти, шьёт, научить, поёт, блестит, блистать, желаю, иметь, пляшет, беречь, нести.




5. Закрепление


1. - Выпишите глаголы в неопределенной форме и выделить суффиксы инфинитива.


Я пришёл из школы,

Я учу глаголы ….

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так:

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю!

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел

Открываю: наш сосед ….


- Проверьте. (Выучить, кричать, вертеть, двигать, прыгать)

(Видеозапись с Инфоурока) (6.41)


2. - Молодцы. А теперь будете работать в группах. Замените фразеологические обороты глаголом в неопределенной форме.


Клевать носом –

Дать стрекача –

Чесать языки –

Унести ноги –

Водить за нос –

Надуть губы –

Выходить из себя –

Зарубить на носу –

Пропустить мимо ушей –

Делать из мухи слона –

Держать язык за зубами –

Дать слово –

Витать в облаках –

Вставлять палки в колёса –


- А теперь меняемся работами, проверяем и оцениваем работу группы.


Клевать носом – засыпать

Дать стрекача – убежать

Чесать языки – болтать

Унести ноги – убежать

Водить за нос – обманывать

Надуть губы – обидеться

Выходить из себя – сердиться

Зарубить на носу – запомнить

Пропустить мимо ушей – прослушать

Делать из мухи слона – преувеличивать

Держать язык за зубами – молчать

Дать слово – обещать

Витать в облаках – мечтать

Вставлять палки в колёса – мешать


- Трудно было? Но вы молодцы справились с заданием. (Слайды 3-4)


3. - Вы работали группами, а сейчас каждый сам попробует выполнить задание. Зачеркни лишний глагол в каждой группе и докажи свой выбор.

1. Играть, погулять, думал, жечь. (Думал – п. в., а остальные глаголы в неопределенной форме)

2. Читает, пишет, считает, идти. (Идти – это инфинитив, а остальные глаголы в п.в.)

3. Привезти, привести, отпущу, вынести. (Отпущу – б. в. глагола)

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил. (Расцвести – неопределенная форма глагола)

- Проверка. (Один отвечает и доказывает, остальные проверяют). Оцените себя.


4. - От данных имен существительных образуйте глаголы в неопределенной форме. Работаете в паре.

Смех - ___________, помощь - ____________, свет - ___________, свист - _________, плата - ___________, письмо - _____________, смотр - _________, стрельба - _______, просьба - _________, говор - _______________.

- Проверяем. Оцените свою работу в паре.

- А теперь давайте заполним карточку, которая станет для вас памяткой и к этой памятке вы можете обращаться, если у вас возникнуть затруднения.


Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:


_________________,___________________

2. Почему так называется?


____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:


________________________________________

4. – чь в глаголах неопределенной формы это ….

________________________________________

6. Рефлексия. Итог урока.

- Какие открытия вы сделали на уроке?

- Ребята, перед вами оценочные листы, оцените себя, ответив на вопросы: (ставят «+» или «-»)

Работа в группе.


Работа в паре.


Самостоятельная работа.


Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме?


Знаю ли я, что такое инфинитив?


Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?


Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме ?


Смогу ли я образовать инфинитив глагола?


Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?


Оценка за урок



- Обратите внимание на свои ответы.

У кого все «+»?

У кого есть «-» ?

(Поднимают руки и объясняют, где поставили минус и почему ?)


7. Домашнее задание.

- Я вам предлагаю задания на выбор. Выбирайте себе по вкусу, учитывая свои возможности:

1. Творческое задание: подобрать 10 пословиц с глаголами неопределенной формы.

2. с. 77 упр. 107

- Спасибо за работу!





















Сказка об Инфинитиве

В одной книге девочка Оля попадает в гости к этому Инфинитиву. На двери зала, где он живёт, висит табличка: великий отшельник Инфинитив.
Оля постучала и чуть-чуть приоткрыла дверь. 
– Часы! – услышала она голос.
– Что?
– Часы! Я сказал: снимите часы! В моё жилище запрещено входить в часах. Я не хочу иметь ничего общего со временем.
    Оля сняла часы и положила их под камень у входа. Сгорая от любопытства, она распахнула дверь и вошла. Перед ней стояла странная фигура, закутанная в чёрный плащ, в чёрной маске, в черной шляпе, совершенно неопределённой формы. Фигура была похожа не то на разбойника с большой дороги, не то на скрывающегося от своих врагов принца. 
– Почему вы живёте здесь один?
– У меня есть один секрет: я не умею считать. Да-да, я занимаю такое важное положение на острове, но не могу отличить, где один, где много. Есть и другие причины, и очень серьёзные!
– Расскажите, пожалуйста, это так интересно!
– Но это тайна! Государственная тайна! Но тебе я могу намекнуть, вернее, напеть. Это непростая песенка, это песенка – загадка:

Начальной формой быть приятно,
Начало лучше, чем конец – 
Инфинитив – звучит занятно, – 
Я вам назвался, наконец.
Ко мне летят лишь два вопроса,
В них смысл жизни для меня.
А если про другое спросят,
Молчу, – меня не обвинят.
Вид у меня бывает разный…
А про лицо я дам ответ:
Его не видели ни разу,
Его по-видимому нет.
Всегда по горло делом занят.
Нет времени – так где же взять?
Тому, кто этого не знает,
Инфинитива не понять…

Оля уже не первый раз была в Волшебной стране, и поэтому ей нетрудно было отыскать очень важный грамматический смысл, спрятанный за строчками этой песенки. Она поблагодарила Инфинитив за песенку, а потом спросила: 
– Только я так и не поняла, вам негде взять время, или вы не хотите иметь с ним ничего общего?
– И то, и другое. Во всяком случае, я от него не завишу, мне не нужны ни часы, ни календари. Зато я всегда имею вид.
– Ну, а что за история с вашим суффиксом ТЬ?
– Мягкий знак в моём суффиксе очень капризен и непрочен – ведь он такой мягкий. Иногда я заменяю его буквой И тогда получается суффикс ТИ. Звучит тоже совсем неплохо: нести, везти, плести… Правда, сознаюсь тебе, глаголов так много, некоторым из них не хватило этих моих суффиксов. Но они не обиделись. А собрались в дружную компанию. Печь, течь, стеречь… Про них даже сочинили отдельное правило.


























Я пришёл из школы,

Я учу глаголы ….

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так:

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю!

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел

Открываю: наш сосед ….


Я пришёл из школы,

Я учу глаголы ….

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так:

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю!

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел

Открываю: наш сосед ….


Я пришёл из школы,

Я учу глаголы ….

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так:

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю!

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел

Открываю: наш сосед ….


Я пришёл из школы,

Я учу глаголы ….

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод!

Применяется он так:

Новый метод этот:

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Двигать» - двигаю,

«Прыгать» - прыгаю!

Я и прыгал! Я и двигал!

Я и топал! Я и пел!

Пел, пока у нас в прихожей

Вдруг звонок не зазвенел

Открываю: наш сосед ….









Клевать носом – _________________________

Дать стрекача – _________________________

Чесать языки – __________________________

Унести ноги – ___________________________

Водить за нос – __________________________

Надуть губы – ___________________________

Выходить из себя – _______________________

Зарубить на носу – _______________________

Пропустить мимо ушей – _________________

Делать из мухи слона – ___________________

Держать язык за зубами – _________________

Дать слово – _____________________________

Витать в облаках – _______________________

Вставлять палки в колёса – ________________

Клевать носом – _________________________

Дать стрекача – _________________________

Чесать языки – __________________________

Унести ноги – ___________________________

Водить за нос – __________________________

Надуть губы – ___________________________

Выходить из себя – _______________________

Зарубить на носу – _______________________

Пропустить мимо ушей – _________________

Делать из мухи слона – ___________________

Держать язык за зубами – _________________

Дать слово – _____________________________

Витать в облаках – _______________________

Вставлять палки в колёса – ________________


1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.

1. Играть, погулять, думал, жечь.

2. Читает, пишет, считает, идти.

3. Привезти, привести, отпущу, вынести.

4. Рассказал, поссорил, расцвести, рассадил.



Смех - ________________,

помощь - ______________,

свет - _________________,

свист - ________________,

плата - ________________,

письмо - _______________,

смотр - ________________,

стрельба - _____________,

просьба - ______________,

говор - ________________.

Смех - ________________,

помощь - ______________,

свет - _________________,

свист - ________________,

плата - ________________,

письмо - _______________,

смотр - ________________,

стрельба - _____________,

просьба - ______________,

говор - ________________.

Смех - ________________,

помощь - ______________,

свет - _________________,

свист - ________________,

плата - ________________,

письмо - _______________,

смотр - ________________,

стрельба - _____________,

просьба - ______________,

говор - ________________.















Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:


_________________,___________________

2. Почему так называется?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:


______________________________________

4. – чь в глаголах неопределенной формы это ….


______________________________________


Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

1. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:


_________________,___________________

2. Почему так называется?


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:


______________________________________

4. – чь в глаголах неопределенной формы это ….


______________________________________

Оценочный лист

Работа в группе.


Работа в паре.


Самостоятельная работа.


Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме?


Знаю ли я, что такое инфинитив?


Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?


Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме?


Смогу ли я образовать инфинитив глагола?


Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?


Оценка за урок



Оценочный лист

Работа в группе.


Работа в паре.


Самостоятельная работа.


Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме?


Знаю ли я, что такое инфинитив?


Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?


Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме?


Смогу ли я образовать инфинитив глагола?


Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?


Оценка за урок



Оценочный лист

Работа в группе.


Работа в паре.


Самостоятельная работа.


Знаю ли я, что такое глагол в неопределенной форме?


Знаю ли я, что такое инфинитив?


Знаю ли я, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?


Знаю ли я, какие суффиксы имею глаголы в неопределенной форме?


Смогу ли я образовать инфинитив глагола?


Смогу ли я найти глагол в неопределённой форме?


Оценка за урок