СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Неопределенная форма глагола».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-открытие новых знаний. Используюся компетентсностно-ориентированные задания.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Неопределенная форма глагола».»

Урок русского языка.

Визитная карточка урока.

Учитель начальных классов: Якимова Наталья Владимировна

Программа: Образовательная система «Школа 2100»

Класс: 4

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Девиз урока: "минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества".

Технологии: проблемно – диалогическое обучение, используются приемы развития критического мышления, компетентностно – ориентированные задания.

Формы организации учебного процесса: групповая, работа в парах, индивидуальная работа.

Виды деятельности учащихся: анализ; исследовательская; практическая работа

Тема урока: «Неопределенная форма глагола».

Цель: формирование представления о неопределенной форме глагола, ее отличительных признаках.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с особенностями неопределенной формы, ее основными признаками.

  2. Формировать умение узнавать глаголы неопределенной формы среди других глаголов, правильно употреблять их в речи.

  3. Развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений; познавательный интерес.

  4. Воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Материалы к уроку: карточки со словами «завтра», «сегодня», «погуляю», «поучусь»; индивидуальные карточки с заданиями, «листы помощники».


Ход занятия:

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Учащимся предлагается из слов составить предложение – девиз урока.

Завтра, сегодня, погуляю, поучусь.

Возможные варианты:

Завтра поучусь, сегодня погуляю.

Завтра погуляю, сегодня поучусь.

(В ходе рассуждений выбираем девиз урока)

Учитель: - Друзья! Сегодня мы с вами вновь и вновь будем учиться, познавать, исследовать наш могучий русский язык. А вот, что нам предстоит исследовать, узнаем прямо сейчас.


  1. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

  • Для того, чтобы ввести тему урока и вспомнить изученный материал по теме, предлагается «орфографическая разминка».

На доске слова: лёгкий, солнце, заснул, флаг, тропинка, аллея

Задания учащимся:

1) Записать в тетрадь, выделяя известные орфограммы.

2) Выписать буквы – орфограммы по порядку, которые обозначены в словах.

3) Прочитать слово, которое получилось.

Вывод: - О какой части речи пойдет сегодня наш разговор? (глагол)

Учитель: - Действительно, это глагол. Давайте вспомним. Что мы уже знаем о глаголе?

  • Составление коллективного кластера «Что мы знаем о глаголе».

ГЛАГОЛ


ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ЧИСЛАМ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ



ЧТО ДЕЛАЕТ?

ЧТО СДЕЛАЛ?

ЧТО СДЕЛАЕТ?



ЧТО СДЕЛАЛ?







НЕ ПИШЕТСЯ РАЗДЕЛЬНО




ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ВРЕМЕНАМ

ЧТО СДЕЛАЛ?

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА



ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ – СУФФИКС – Л -



В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО РОДАМ









Учитель: - Как вы думаете, все ли мы знаем об этой части речи? (предположения учащихся)

Учитель: - Вы высказали много разных предположений. Давайте попробуем открыть сегодня новые знания о части речи глагол.


  1. Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Создание проблемной ситуации. Исследование в малых группах.

На доске слова: затоптал, выбежал, нагребают, найти, загорает, делить, светлеет, бегут, зажечь.

Задание 1: обсудите в группе, что в этих словах общего, а что их различает?

Выводы: Это глаголы; все слова имеют безударную гласную. Они отличаются числом; наличием приставок; временем.

Задание 2: распределите эти глаголы по временам.

Глаголы настоящего времени

Глаголы прошедшего времени

Глаголы будущего времени




Заслушиваем спикеров.

Учитель: - Какие слова, вы не смогли вписать не в один столбик? (делить, найти, зажечь)

  • Определяем основной вопрос урока. Целеполагание

Учитель: - Какие у вас возникли вопросы?

  1. Если эти глаголы не подходят ни к одной из форм времени, то какой формы они могут быть?

  2. Какие отличительные особенности у этой формы глаголов?

Учитель: - Чему же мы должны сегодня научиться? Каковы цели нашего урока?

  1. Узнать о новой форме глагола, ее отличительных признаках.

  2. Научиться находить глаголы этой формы среди других.


  1. Построение проекта выхода из затруднения. Совместное открытие знаний.

Учитель: - Друзья, давайте подумаем, почему эти глаголы не вошли в нашу таблицу? Что их объединяют? Подумайте в группе над этими вопросами.

С целью подготовки сообщения о найденных особенностях данных глаголов, каждой группе предлагается «помощник ответа»:

  1. Эти слова являются _______________________.

  2. Отвечают на вопросы _______________________.

  3. Оканчиваются на __________________________.

  4. Определим время и число глаголов. Время и число ____________________________.

Выступление спикеров групп.

Учитель фиксирует представленные факты на доске:

- это глаголы.

- отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать?

- оканчиваются на – ти,– ть, - чь

- у этих глаголов невозможно определить время и число.

Учитель: - Как же мы назовем форму глаголов, у которых не определяется время и число? Предположения учащихся.

Учитель: - Вы привели много фактов и доказательств. Все ли факты мы обнаружили? Все ли они верные? Правда ли, что именно такими особенностями обладают данные глаголы?

Работа с учебником с. 108.

Предложить детям проверить правильность открытия, обратившись к учебнику.

  • Чтение с пометами. Учащиеся читают правило в учебнике.

Формулируется выводглаголы, у которых невозможно определить время и число, являются глаголами неопределенной формы. Отвечают на вопросы: что делать? что сделать? Имеют суффиксы – ть, - чь, - ти.



6.Первичное закрепление во внешней речи.

  1. Выборочный диктант.

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель диктует разные слова. Задание: записать в тетрадь только глаголы в неопределенной форме. Выделить суффиксы.

Бродить, бродит, носит, носить, речь, менять, просят, просить, брить, цвести, скатерть, рисует, зайти, испечь, написать.

Проверка.

  1. Работа с учебником. Упражнения № 368.

Проверка. Итог.


7.Самостоятельная работа.

Учащиеся работают в карточках.

Учитель: - Друзья! Согласитесь нам в нашей жизни не обойтись без глаголов. Известно, что  по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Вот и глаголы неопределенной формы мы часто употребляем в нашей речи. Например, в стихотворениях.

  1. Задание: Прочитайте стихотворение Т. Рик «Сладкая мечта».

Не мешайте мне мечтать!

Мне б мешок конфет достать,

Развернуть, жевать, сосать,

Чавкать, чмокать, уплетать,

Долго-долго не глотать,

С наслажденьем смаковать.

  • Работа со словарем Ожегова. Значение слова «смаковать»: Делать, рассказывать, переживать, кушать что – то  испытывая особенное удовольствие.

  • Подчеркните глаголы неопределенной формы, устно поставьте вопросы к ним, выделите суффиксы.

Проверка.


  1. Работа в паре. Фразеологизмы.

Учащиеся работают в карточках.

Учитель: - Наша речь становится интересней, когда мы украшаем её образными выражениями – фразеологизмами. Их используют в речи, чтобы придать эмоциональную окраску, усилить смыл. Образные выражения содержат также глаголы неопределенной формы.

Задание: В первом столбце таблицы приведены фразеологизмы (выражения, которые употребляются в переносном смысле). Во втором столбце - глаголы неопределенной формы (объяснения этих выражений). Переставьте местами строки второго столбца, чтобы все объяснения были правильными.

1) Морочить голову

А) мешать

  1. 2) Зарубить на носу

Б) молчать

  1. 3) Держать язык за зубами

В) дремать

  1. 4) Вставлять палки в колеса

Г) запомнить

  1. 5) Клевать носом

Д) грустить

  1. 6) Вешать голову

Е) обманывать

1

2

3

4

5

6







Заполните вторую строку таблицы подходящими буквами. Приведите в ответе последовательность букв второй строки.

Проверка.

Итог.

Учитель: - Ребята, выберите выражение, которое подходит к уроку.

-А что нежелательно делать на уроке? Почему?


Учитель: - Ну, и, конечно же, русские пословицы богаты такими глаголами.

3)«Бабушкины пословицы».

Учащиеся работают в тетрадях.

«Твоя бабушка в своей речи часто употребляет пословицы. Проверь себя, всегда ли ты её понимаешь правильно».

  • Выбери (обведи букву) правильное продолжение для пословицы.

Лучше хорошо поступать, …

  1. чем ничего не делать;

  2. много хлеба можно собрать;

  3. чем хорошо говорить.

Ответ: Лучше хорошо поступать, чем хорошо говорить.

Учитель: - Объясните смысл получившейся пословицы. Запишите эту пословицу в тетрадь. Подчеркните глаголы в неопределенной форме. Докажите, что это глаголы неопределенной формы. Выделите суффиксы.

Проверка. Итог.


8.Итог урока. Рефлексия.

Учитель: - Сегодняшнее исследование закончилось. Что нового мы узнали о глаголе?

Рефлексия. «Закончи предложение»

Знаю…

Умею…

Могу…

  • Работа с кластером. Давайте вернемся к нашему кластеру и дополним его.


  • Домашнее задание.

Разработать памятку «Как выучить правило по русскому языку», используя глаголы неопределенной формы.


3