Администрация муниципального образования
«Рославльский район» Смоленской области
муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Павловская основная школа»
ул. Чехова, д.7, дер. Павловка, Рославльский район, Смоленская область,
Россия, 216527 Тел. (48134) 5-91-72 e-mail: [email protected]
(Урок с применением ИКТ в 5 классе)
Учитель русского языка и литературы Суперфина Елена Борисовна
ПОЯСНИТЕЛЬНА ЗАПИСКА:
Ц ели и задачи:
развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества в свете требований ФГОС;
развитие мышления, (наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей ИКТ;
развитие определенного вида мышления (наглядно-образного, теоретического);
формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры обучаемого и обучающего (за счет использования системы подготовки текстов, электронных таблиц, тестов):
формирование патриотического воспитания учащихся.
Краткая аннотация:
Использование компьютера на уроках русского языка и литературы позволяет учителю общаться с учащимися на современном технологическом уровне, сделать урок более привлекательным, эмоциональным и эффективным, что соответствует требованиям ФГОС.
Уроки, проведенные в компьютерном классе, надолго запоминаются учащимся, облегчают проведение урока (в методическом плане), они интересны и современны.
Такие занятия развивают коммуникативные способности детей, формируют информационную культуру.
Автор: учитель русского языка и литературы
МБОУ «Павловская основная школа»
Рославльского района Смоленской области
Отзывы о результатах применения:
Урок русского языка «Никто не забыт, ничто не забыто» был проведен в 5 классе. Этот урок посвящен великой дате - Дню Победы. На уроке присутствовали учителя начальных классов, завуч школы, учителя русского языка и литературы.
По словам присутствующих, использование информационных технологий на уроке русского языка ориентировано на реализацию требований ФГОС и служит развитию у ребёнка повышенного интереса к предмету. На уроке русского языка в 5 классе по теме «Никто не забыт, ничто не забыто» с применением ИКТ были решены практические задачи:
формирование прочных орфографических и пунктуационных навыков;
обогащение словарного запаса;
формирование общеучебных умений и навыков;
углубление межпредметных связей (с литературой, историей), индивидуализация и дифференциация процесса обучения (за счет возможности поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности).
формирование патриотического воспитания учащихся
Урок с применением ИКТ в 5 классе.
Урок: « Никто не забыт, ничто не забыто», посвящённый
Дню Победы»
Тема: « Написание слов с безударными гласными в корне».
« Никто не забыт, ничто не забыто».
Цели: Закрепить знания о правописании безударных гласных в корне слова;
развивать умение распознавать безударный гласный в корне;
активизировать познавательную деятельность;
прививать интерес к истории своего народа.
Оборудование: Учебник, компьютер, мультимедийная система, дискета с презентацией; бумажная распечатка этапов урока; алгоритм правильного написания гласных в корне; орфографические словари; текст для самостоятельной работы; аудиозапись, магнитофон; иллюстрации с изображением памятников героям ВОВ.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа. Страничка «Вступительная»
(музыка)
Учитель. Янтарные рассветы и закаты,
И свежесть леса, и речная гладь…
Чтоб радовались этому ребята,
Отцы и деды, бывшие солдаты,
Мели за Отчизну постоять.
- Какая дата приближается?
Дети: 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.
Учитель: Эта страшная война длилась долгих четыре года и унесла жизни почти 27 миллионов человек. Сегодня на уроке русского языка мы вспомним об этом историческом событии в жизни нашего народа, а также закрепим знания о правописании безударных гласных в корне слова.
На мониторе по очереди появляются странички с этапами урока.
Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Что в них пропущено?
На доске:
Хр__брец вр__жда прибл___жаться
Дети: Безударные гласные.
Учитель: Как узнать, какую букву надо писать? Что для этого надо сделать?
Дети: Изменить форму слова или подобрать однокоренное проверочное слова так, чтобы необходимый нам гласный стоял под ударением.
Учитель: Проверьте безударные гласные, запишите слова, поставьте ударение и подчеркните орфограмму.
( дети выполняют задание)
- Какое слово здесь может быть лишним? Почему?
Дети: Слово приближаться, т.к. это глагол, а остальные слова – существительные.
Учитель: Подберите синоним к слову храбрость.
Дети: Смелость, отвага, бесстрашие.
Учитель: Прочитайте поговорку, записанную на доске.
На доске:
Храброму смерть не страшна.
- Когда так говорят? (Дети отвечают)
- Благодаря своей храбрости, смелости и героизму наш народ одержал победу над лютым врагом.
- Есть ли в этой пословице проверка для слова из первой строчки?
Дети: Слово храброму является проверочным для слова храбрец.
Учитель: Запишите поговорку, поставьте ударение в проверочном слове и подчеркните ударный гласный.
3. Словарная работа. Страничка «Словарная»
Учитель: Замените записанные предложения одним словом. Запишите эти слова, обозначьте в них орфограмму.
Человек, который выиграл сражение. (Победитель)
Антоним слова мир. (Война)
Награды за боевые заслуги во время войны. (Ордена и медали)
Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости. (Герой)
Синоним слова воин (Солдат).
Старый, опытный воин; участник прошедшей войны. (Ветеран)
- Какие слова вы записали? Что их объединяет? ( Ответы)
- На какие две группы можно разделить эти слова.
Дети: С безударным гласным, проверяемым ударением и не проверяемым ударением.
Учитель: Какие слова вызвали затруднение в написании? Как убедиться в том, что слово записано верно?
Дети: Подобрать проверочное слово или воспользоваться орфографическим словарём.
Учитель: Проверьте, верно ли вы выполнили задание. Найдите в орфографическом словаре слова, в написании которых вы сомневаетесь.
( Выполняется задание)
- Посмотрите на экран компьютера, проверьте правильность вашей работы.
На экране компьютера:
Победитель, война, герой, ордена, солдат, ветеран
- В годы Великой Отечественной войны героически сражались наши земляки.
(Исторические сведения о годах войны на Смоленской земле)
( Рассказывает обучающийся, подготовивший материал заранее с учителем истории)
Задание: Записать слова с данной орфограммой из предложенного задания ( на мониторе текст с заданием)
Во всех записанных нами словах есть орфограмма «безударный гласный в корне». Очень важно для написания безударного гласного правильно подобрать проверочное слово. Какой алгоритм поможет нам правильно написать букву в корне слова?
Алгоритм.
Читаю. Ставлю ударение. Определяю корень. Подбираю проверочные слова. Пишу букву.
- Перевернём страничку. Следующая страничка называется «Тренировочная».
4. Закрепление пройденного материала. Страничка «Закрепительная».
Учитель: Пользуясь алгоритмом, выполним задание: вставить пропущенные буквы.
Два ученика работают за компьютером, комментируя действия, остальные выполняют задание в тетрадях.
Даны слова: з__мля, в__сна, цв__ты, т__шина, п__ля, л__са, зн__мёна и др.
- Весной 1945 года окончилась страшная война. Советский народ опустил меч войны. В Трептов-парке в Берлине возвышается статуя советского солдата с опущенным мечом и спасённой немецкой девочкой на руках. Это символ мира.
На Мамаевом кургане в Волгограде – Родина-Мать с высоко поднятым мечом. Это символ возмездия тем, кто посмел посягнуть на наше мирное небо.
(Показ иллюстраций)
- Следующая страничка называется «Отдохнём».
5. Физкультминутка. (Под фонограмму «Солнце скрылось за горою»)
6. Самостоятельная работа.
Учитель: У вас на столах лежат карточки с текстом. Напишите свою фамилию. Прочтите стихотворение. К чему призывает автор? Выполните задание. За эту работу вы получите оценку.
Карточка.
Вставить пропущенные буквы, поставить ударение, подчеркнуть орфограмму.
Поклонимся великим тем г__дам,
Тем славным ком__ндирам и б__йцам,
И маршалам стр__ны и р__довым,
Поклонимся и мёртвым и ж__вым –
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
(М. Львов)
- Перейдём на следующую страничку. Прочитайте её название. «Итоговая»
Дети: «Итог урока».
7. Итог урока.
Учитель: Что мы повторили на уроке?
Как проверить безударный гласный в корне слова?
Какие слова называются проверочными?
( ответы обучающихся)