СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе. Определение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе. Определение»

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока. Определение

Цели: Познавательные:

отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе. Личностные: 

развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений,

воспитывать у учащихся чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к предмету русского языка, любви к природе.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер и проекционное оборудование, раздаточный материал.

Ход урока

1.Слово учителя. Ребята, вы знаете какой у весны голос? Сядьте поудобнее и послушайте. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Она передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну.

А теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанном и увиденном. Слова, которыми вы будете характеризовать весну, должны отвечать на вопрос какая?какая?

(Тихая, громкая, спокойная, нежная, трогательнаярадостная, приятная, мелодичная и др.)

- Ребята, какие краски у весны? (нежные, яркие, сиреневые, золотистые, зеленые и др.)

– Какие весенние цветы, вы знаете?

Сегодня мы поговорим о цветах-первоцветах.

Мы все ими любуемся, радуемся их появлению. Волшебно-необыкновенно воздействие цветов на человека. Цветы – символ радости, любви, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и просто хорошего настроения

Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой. Когда в лесах еще лежит последний зимний снег, на оттаявшей земле местами появляются необычные цветы, похожие на маленькие тюльпаны, фиолетово-лилового цвета с желтой серединкой, пушистым стебельком и пушистыми листьями. Иногда цветы окрашены в светло-сиреневые, желтоватые или розово-белые тона. За столь раннее, почти зимнее появление на свет этот цветок еще называют подснежником.
Слайд 1

Мы отправляемся в путешествие за чудесами,а помогать нам будет сегодня… отгадав загадку, вы определите нашего помощника.

Слайд 2

Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!

Любовь Полякова

Что же это за цветок, почему его так называют?( возможны ответы учеников)

Легенда  о сон-траве

Старуха-Зима, как известно, идет на разные хитрости, чтобы не дать красавице-Весне вступить в свои права. Действует обычно с верными помощниками – Стужей и Ветром. Вот как- то давно решила Зима вступить в очередной бой с Весной, напустила лютую Стужу на землю. Все цветы испугались и поникли, и только сон-трава гордо выпрямила стебелек и раскрыла свой фиолетовый пушистый цветок. Солнце заметило «сигнал» и согрело землю теплом, открыв тем самым дорогу Весне.

Мы отправляемся в поход за сон –травой.

Слайды. Помните: эти цветы занесены в Красную книгу и рвать их запрещено!

2.Проблемная ситуация.

Чтобы отправиться в путешествие, надо преодолеть препятствие. Перед нами предложения.

Весной ярче светитсолнце.

- Найди грамматическуюоснову предложения.

- А теперь подчеркните в данном предложении определение.

-Почему не получилось?

- Их нет.

- А вот еще одно предложение. Слайд 4, 5, 6

Прострел - самый прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.

Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете.


Повторение изученного:

- Какие орфограммы встретились в этом предложении? Слайд 4

- Выпишите словосочетания сущ . + прил Слайд 5

- Найдите грамматическую основу предложения. Слайд 6

- Объясните постановку тире в предложении.

- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?

3. Объявление темы урока

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Слайд 7Тема урока. Определение

- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам определения?

-Да, необходимы, так как определения помогают более точно о чём-то рассказать, без определений предложение, теряется точность, эмоциональность, яркость речи, речь была бы бедной и некрасивой.

- Молодцы, эта тема очень важна. 

Слайд 8

Цели:познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически; формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.

 

4. Применение полученных ранее знаний на практике.

Диалог. Что мы знаем об определении?

- Назовите главные члены предложения.

Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

Значит, определение – это второстепенный член предложения

- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?

- Как вы понимаете значение слова “определять”?

- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?

Рассмотрите инструкцию…( на столе у каждого ученика).

ИнструкцияВыделите  в предложении определение. Установите, что они обозначают, какие члены они поясняют, чем выражены поясняемые определениями члены предложения, на какие вопросы отвечают определения.                             

. Сверьтесь с учебником на странице 120.

- А я вам прочитаю стихотворение- напоминалочку об определении:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.

Слайд 9

-Найдите определения, отвечающие на вопросы какой? Чем они выражены. Подчеркните определения волнистой линией.

Запишите.

Сине-фиолетовые крупные цветки сон - травы радуются весеннему солнышку

Слайд 10

- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?

ответ учащихся Определения выражены прилагательными и обозначают признак предмета.

Слайд11

- Какими частями речи выражены выделенные слова?

Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой.

Слайд 12

Подведение1 итога.

- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.

Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.

- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.

Слайд 13 Дайте определение текста

Текст – это развёрнутое высказывание, состоящеенескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Слайд 14

- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопрос.

Едва сходит снег, как голубые лепестки сон- травы на пушистых стеблях, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком. 

Слайд 15Проверим

Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях

сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.

Подведение2 итога

- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?

Слайд 16

- Какую роль выполняют определения в речи? Делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

- Прочитайте текст.

Слайд17

Творческая работа. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу определения.

Сон - трава

Растаял снег, медленно просыпается от долгого …..сна лес, и вот на земле появляются ….. ….. …….бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего …….цвета, со ……названием сон-трава.

Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный

На слайде    вставлены определения, выделены другим цветом.

Установите, каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях.

Слайд 18

Прочитайте восстановленный текст

Сон – трава Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава.

Можно ли эти предложения назвать текстом?

- Красивый текст? Почему?( Определения делают нашу речь красивой. Без определений предложение теряет эмоциональность, яркость речи).

Слайд 19

Давайте потренируемся украшать свою речь

– рассмотрите фотографию.

- Ваша задача - подобрать к существительному весна определения.

- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?

Весна яркая, зеленая, теплая, радостная, долгожданная, солнечная, разноцветная, нежная


Слайд 20 Чем поражает нас весна? Составьте предложения ссоставленными определениями. Используйте словарные слова. Словарь.

  • Аромат

  • Поражать

  • Блеснул

Устали? Давайте отдохнем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Прострела нежные цветки
Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Перед дождиком цветки
Закрывают лепестки,

Головку наклоняют,
Как будто засыпают.

Слайд 21

6.Исследовательская работа. Работа с текстом

  1. Цель: закрепить умение учащихся по конкретным признакам определять стили речи.

Предлагаю такое задание. Работаем в парах. Тексты на столах и на слайде.

       

- Сформулируйте задание:  Надо сравнить тексты.

Параметры сравнения:

Прочитайте оба текста. Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните, что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы: В каком тексте определения придают точность, последовательность, доказательность, конкретность, логичность, научность? В каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства? Сделайте вывод и расскажите своему соседу.


Слайд221.Прострел крымский (сон- трава) -многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле.  Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.

Описание может быть научным и художественным.

Слайд 23

Характеристика определений:

Это научное описание (научный стиль), потому что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность. Этим стилем написана научная статья.



Слайд24 2. О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах, гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.


Слайд 25 появляется характеристика…

Художественное описание – описание, раскрывающее признаки предмета в яркой, выразительной форме, Цель художественного текста – изобразить картину, передать читателю свои чувства, используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты). Автор выделяет свойства, качества, признаки, передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции.


- Как называются слова, которые помогают ярче увидеть описываемые предметы?

- Их называют художественное определение? (Эпитеты)

Слайд 26

Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Оно может выражаться прилагательным. 

- Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений? 

6. Закрепление изученного:

Слайд 27

- Перед вами 2 текста.Сравните описания. Какой из текстов более

яркий, выразительный? Найдите эпитеты.Слайд 28

Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются пушистые бутончики сон – травы.

Слайд 29

Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными, сна (какого?) зимнего, бутончики ( какие?) пушистые.

Они помогают точно выразить признак предмета.

Слайд 30

Фея зашепчет на ушко:«Мохнатый цветочек бери,

А дома его под подушку

Запрячь до румяной зари.

Цветок ароматный и нежный,

Прекрасный ребенок весны.

Ты с ним засыпай безмятежно,  -

Он дарит волшебные сны».

Слайд 31

Выводы.

Эпитеты выделяют в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами.

Слайд 32

Эпитеты помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы, чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.

Презентация Макаровой Алены

7.  Итог урока:

Слайд 33

- Подведем итог урока по опорному материалу.

Сегодня на уроке мы познакомились с …

Узнали, что…

Повторили…

…,… - виды деятельности, которые мы использовали на уроке.

-Поставьте в конце работы соответствующий смайлик.

Слайд 34

8. Домашнее задание:

§65, упражнение 510

 9.  Рефлексия

А я хочу узнать, комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?

Как вы оцениваете результаты своей работы на уроке?


Учитель. У ребят есть карточки с изображениями рожиц с различной мимикой. Каждая поясняет ваше состояние в конце урока:  всё понял , могу сам объяснить; всё понял, но объяснить не могу; – кое-что понял, есть вопросы по теме (эти дети подойдут после урока к учителю);  В тетрадях в конце работы они ставят соответствующий смайлик.