Урок русского языка в 5 классе
Тема урока. Определение
Цели: Познавательные:
отработать понятие определения как второстепенного члена предложения и способы его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически;формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе. Личностные:
развивать и воспитывать умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т.е. совершенствование коммуникативных умений,
воспитывать у учащихся чувство прекрасного, способствовать развитию интереса к предмету русского языка, любви к природе.
Тип урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная, парная, коллективная, приемы исследовательской работы: наблюдение с использованием технических средств обучения и формулированием соответствующих выводов.
Необходимое техническое оборудование: компьютер и проекционное оборудование, раздаточный материал.
Ход урока
1.Слово учителя. Ребята, вы знаете какой у весны голос? Сядьте поудобнее и послушайте. Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны, весеннюю песню. Она передает настроение, ощущение того, что происходит в природе. Попробуйте представить себе, что вместе с весной вы попали в лес, на поляну.
А теперь поделитесь своими впечатлениями от прослушанном и увиденном. Слова, которыми вы будете характеризовать весну, должны отвечать на вопрос какая?какая?
(Тихая, громкая, спокойная, нежная, трогательнаярадостная, приятная, мелодичная и др.)
- Ребята, какие краски у весны? (нежные, яркие, сиреневые, золотистые, зеленые и др.)
– Какие весенние цветы, вы знаете?
Сегодня мы поговорим о цветах-первоцветах.
Мы все ими любуемся, радуемся их появлению. Волшебно-необыкновенно воздействие цветов на человека. Цветы – символ радости, любви, вечный источник вдохновения, высокого настроя мыслей и просто хорошего настроения
Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой. Когда в лесах еще лежит последний зимний снег, на оттаявшей земле местами появляются необычные цветы, похожие на маленькие тюльпаны, фиолетово-лилового цвета с желтой серединкой, пушистым стебельком и пушистыми листьями. Иногда цветы окрашены в светло-сиреневые, желтоватые или розово-белые тона. За столь раннее, почти зимнее появление на свет этот цветок еще называют подснежником.
Слайд 1
Мы отправляемся в путешествие за чудесами,а помогать нам будет сегодня… отгадав загадку, вы определите нашего помощника.
Слайд 2
Вот сиреневый цветок,
Неширок и невысок,
Но - внимательней смотри -
С жёлтым солнышком внутри!
Любовь Полякова
Что же это за цветок, почему его так называют?( возможны ответы учеников)
Легенда о сон-траве
Старуха-Зима, как известно, идет на разные хитрости, чтобы не дать красавице-Весне вступить в свои права. Действует обычно с верными помощниками – Стужей и Ветром. Вот как- то давно решила Зима вступить в очередной бой с Весной, напустила лютую Стужу на землю. Все цветы испугались и поникли, и только сон-трава гордо выпрямила стебелек и раскрыла свой фиолетовый пушистый цветок. Солнце заметило «сигнал» и согрело землю теплом, открыв тем самым дорогу Весне.
Мы отправляемся в поход за сон –травой.
Слайды. Помните: эти цветы занесены в Красную книгу и рвать их запрещено!
2.Проблемная ситуация.
Чтобы отправиться в путешествие, надо преодолеть препятствие. Перед нами предложения.
Весной ярче светитсолнце.
- Найди грамматическуюоснову предложения.
- А теперь подчеркните в данном предложении определение.
-Почему не получилось?
- Их нет.
- А вот еще одно предложение. Слайд 4, 5, 6
Прострел - самый прекрас.?.ный и сказоч.?.ный цветок на планете.
Прострел - самый прекрасный и сказочный цветок на планете.
Повторение изученного:
- Какие орфограммы встретились в этом предложении? Слайд 4
- Выпишите словосочетания сущ . + прил Слайд 5
- Найдите грамматическую основу предложения. Слайд 6
- Объясните постановку тире в предложении.
- Какое предложение вам больше понравилось? Почему?
3. Объявление темы урока
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Слайд 7Тема урока. Определение
- Ребята, как вы думаете, нужны ли нам определения?
-Да, необходимы, так как определения помогают более точно о чём-то рассказать, без определений предложение, теряется точность, эмоциональность, яркость речи, речь была бы бедной и некрасивой.
- Молодцы, эта тема очень важна.
Слайд 8
Цели:познакомить с определением как второстепенным членом предложения и способами его выражения;развивать умение находить определения в тексте и предложении, правильно задавать к ним вопросы, обозначать их графически; формировать навыки нахождения эпитетов в тексте; использовать определения в своей речи, что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку, любви к природе.
4. Применение полученных ранее знаний на практике.
Диалог. Что мы знаем об определении?
- Назовите главные члены предложения.
Какие второстепенные члены предложения вы знаете?
Значит, определение – это второстепенный член предложения
- Подумайте, от какого слова произошло слово “определение”?
- Как вы понимаете значение слова “определять”?
- Можно ли сказать, определять, значит характеризовать предмет по цвету, форме, массе и т. д?
Рассмотрите инструкцию…( на столе у каждого ученика).
ИнструкцияВыделите в предложении определение. Установите, что они обозначают, какие члены они поясняют, чем выражены поясняемые определениями члены предложения, на какие вопросы отвечают определения.
. Сверьтесь с учебником на странице 120.
- А я вам прочитаю стихотворение- напоминалочку об определении:
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и какой ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Слайд 9
-Найдите определения, отвечающие на вопросы какой? Чем они выражены. Подчеркните определения волнистой линией.
Запишите.
Сине-фиолетовые крупные цветки сон - травы радуются весеннему солнышку
Слайд 10
- А теперь обозначим, какой частью речи выражены определения и ответим на вопрос, что они обозначают?
ответ учащихся Определения выражены прилагательными и обозначают признак предмета.
Слайд11
- Какими частями речи выражены выделенные слова?
Среди первых весенних цветов этот цветок выделяется своей красотой.
Слайд 12
Подведение1 итога.
- Итак, определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: какой? чей? который? и обозначает признак предмета.
Определения обычно выражаются прилагательным, но могут быть числительными и местоимениями.
- Мы узнали, что такое определение? Значит, мы справились с 1-й задачей.
Слайд 13 Дайте определение текста
Текст – это развёрнутое высказывание, состоящеенескольких предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Слайд 14
- Переходим к решению следующей задачи. Вы должны научиться находить определения в тексте и правильно задавать к ним вопрос.
Едва сходит снег, как голубые лепестки сон- травы на пушистых стеблях, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.
Слайд 15Проверим
Едва сходит снег, и голубые лепестки на пушистых стеблях
сон – травы, словно яркие самоцветы, поднимаются среди прошлогодней травы, качаясь под лёгким весенним ветерком и ярким солнышком.
Подведение2 итога
- Мы с вами плавно подошли к решению третьей задачи и сейчас выясним, зачем нужны определения?
Слайд 16
- Какую роль выполняют определения в речи? Делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
- Прочитайте текст.
Слайд17
Творческая работа. Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу определения.
Сон - трава
Растаял снег, медленно просыпается от долгого …..сна лес, и вот на земле появляются ….. ….. …….бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего …….цвета, со ……названием сон-трава.
Справка: зимний, чудесный, нежный, пушистый, фиолетовый, сказочный
На слайде вставлены определения, выделены другим цветом.
Установите, каким членом предложения являются вставленные слова в предложениях.
Слайд 18
Прочитайте восстановленный текст
Сон – трава Растаял снег, медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются чудесные нежные пушистые бутончики. Скоро они превратятся в обворожительные цветы с поникшими головками чарующего фиолетового цвета, со сказочным названием сон-трава.
Можно ли эти предложения назвать текстом?
- Красивый текст? Почему?( Определения делают нашу речь красивой. Без определений предложение теряет эмоциональность, яркость речи).
Слайд 19
Давайте потренируемся украшать свою речь
– рассмотрите фотографию.
- Ваша задача - подобрать к существительному весна определения.
- Что лучше: одно существительное или словосочетание, в состав которого входит определение?
Весна яркая, зеленая, теплая, радостная, долгожданная, солнечная, разноцветная, нежная
Слайд 20 Чем поражает нас весна? Составьте предложения ссоставленными определениями. Используйте словарные слова. Словарь.
Устали? Давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Прострела нежные цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Перед дождиком цветки
Закрывают лепестки,
Головку наклоняют,
Как будто засыпают.
Слайд 21
6.Исследовательская работа. Работа с текстом
Цель: закрепить умение учащихся по конкретным признакам определять стили речи.
Предлагаю такое задание. Работаем в парах. Тексты на столах и на слайде.
- Сформулируйте задание: Надо сравнить тексты.
Параметры сравнения:
Прочитайте оба текста. Определите стиль каждого текста. Найдите определения. Выясните, что придают определения каждому тексту, ответив на вопросы: В каком тексте определения придают точность, последовательность, доказательность, конкретность, логичность, научность? В каком создают образ, передают отношение автора, впечатление, выделяют признаки, качества, свойства? Сделайте вывод и расскажите своему соседу.
Слайд221.Прострел крымский (сон- трава) -многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем с одиночным колокольчатым цветком. Цветет в конце апреля— мая 25-30 дней. Плоды созревают в июне-июле. Обитает в Крыму на вершинах Крымских гор, на луговинах, в трещинах скал.
Описание может быть научным и художественным.
Слайд 23
Характеристика определений:
Это научное описание (научный стиль), потому что в нём перечисляются признаки предмета в строгой, точной, последовательности. Основная цель научного стиля речи – точная передача научных знаний. Для научного стиля также характерны следующие черты: доказательность, выделение главного, логичность, научность. Этим стилем написана научная статья.
Слайд24 2. О, это нежное сиреневое мохнатое чудо. Среди прошлогодней травы и камней цветы как будто «вылупились» в белых пушистых нарядах, гордо тянут свои головки навстречу лёгкому весеннему ветерку и яркому солнышку.
Слайд 25 появляется характеристика…
Художественное описание – описание, раскрывающее признаки предмета в яркой, выразительной форме, Цель художественного текста – изобразить картину, передать читателю свои чувства, используя образные средства языка ( сравнения, эпитеты). Автор выделяет свойства, качества, признаки, передает свое отношение, впечатление, душевное состояние, чувства, эмоции.
- Как называются слова, которые помогают ярче увидеть описываемые предметы?
- Их называют художественное определение? (Эпитеты)
Слайд 26
Эпитет – это художественное определение, подчеркивающее наиболее существенный признак предмета или явления. Оно может выражаться прилагательным.
- Какова же роль эпитетов? Чем они отличаются от собственно определений?
6. Закрепление изученного:
Слайд 27
- Перед вами 2 текста.Сравните описания. Какой из текстов более
яркий, выразительный? Найдите эпитеты.Слайд 28
Медленно просыпается от долгого зимнего сна лес, и вот на земле появляются пушистые бутончики сон – травы.
Слайд 29
Определения обозначают признак предмета, выражены прилагательными, сна (какого?) зимнего, бутончики ( какие?) пушистые.
Они помогают точно выразить признак предмета.
Слайд 30
Фея зашепчет на ушко:«Мохнатый цветочек бери,
А дома его под подушку
Запрячь до румяной зари.
Цветок ароматный и нежный,
Прекрасный ребенок весны.
Ты с ним засыпай безмятежно, -
Он дарит волшебные сны».
Слайд 31
Выводы.
Эпитеты выделяют в предмете нечто примечательное, поэтому не все определения можно назвать эпитетами.
Слайд 32
Эпитеты помогают живо представить предмет, почувствовать отношение автора к нему. Они необходимы, чтобы сделать нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
Презентация Макаровой Алены
7. Итог урока:
Слайд 33
- Подведем итог урока по опорному материалу.
Сегодня на уроке мы познакомились с …
Узнали, что…
Повторили…
…,… - виды деятельности, которые мы использовали на уроке.
-Поставьте в конце работы соответствующий смайлик.
Слайд 34
8. Домашнее задание:
§65, упражнение 510
9. Рефлексия
А я хочу узнать, комфортно ли вы чувствовали себя на уроке? Что вам понравилось? Какие задания были для вас трудными?
Как вы оцениваете результаты своей работы на уроке?
Учитель. У ребят есть карточки с изображениями рожиц с различной мимикой. Каждая поясняет ваше состояние в конце урока: всё понял
,
могу сам объяснить; всё понял, но объяснить не могу;
– кое-что понял, есть вопросы по теме
(эти дети подойдут после урока к учителю); В тетрадях в конце работы они ставят соответствующий смайлик.