Урок закрепления изученного по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием»
в 5 классе
Тема: «Буквы е-и в корнях с чередованием»
Класс: 5
Тип урока: урок закрепления изученного по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием»
Технология: ИКТ, игровые, личностно ориентированное развивающее обучение, педагогика сотрудничества
Цель: Закрепление изученного по теме «Буквы е-и в корнях с чередованием»
Задачи:
Образовательные: закрепление навыка распознавания корней с чередующимися гласными и обоснования выбора орфограммы, формирование умения дифференцировать орфограммы корня, развивать умение самостоятельно находить в словах изученные орфограммы.
Развивающие: средствами предмета развивать память, лингвистическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие интереса к русскому языку.
Воспитательные: воспитание внимательного отношения к слову, любви к родному языку.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, ПК, интерактивная доска hitachi fx-77, презентация, конверты с жетонами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель:
— Ребята, давайте вспомним, над какой орфограммой мы начали работу на прошлом уроке?
Ответ учащегося.
Слышен стук в дверь, входит Незнайка. ( Ученик исполняет роль Незнайки)
Незнайка:
— Ребята, помогите! Я ничего не знаю, ничего не понял!
Учитель:
— Что случилось, Незнайка?
Незнайка:
— Я опаздываю в школу… Это умник Знайка задал нам такое трудное домашнее задание! И я не смог выполнить.
Учитель:
— Ну, успокойся. Показывай нам своё задание.
Незнайка:
—Вот оно. Нужно было списать предложения и вставить буквы е-и в корнях с чередованием. Предложения я-то списал, а вот где вставить «е», а где «и» - понятия не имею! (Слайд 2)
Учитель:
— Незнайка, тебе здорово повезло. Ребята только на прошлом уроке начали работу над этим правилом. И они тебе сейчас помогут. Читай, Незнайка, первое предложение.
Незнайка читает предложения. Учащиеся отвечают. Незнайка вставляет буквы (используется интерактивная доска).
Незнайка:
— Да, чуть не забыл. Нужно ведь ещё объяснить вот эту запятую в третьем предложении. И зачем её тут поставили?
Ребята объясняют постановку запятой.
Незнайка:
— Наталья Анатольевна, а на какую оценку выполнена эта работа?
Учитель:
— Ребята тебе правильно помогли, на «5».
Незнайка:
— Ребята, спасибо вам. Вы мне очень помогли. Но как же я сам буду выполнять домашнее задание, когда вернусь в свой Солнечный город? Когда же надо писать в корнях буквы е-и?
Учитель:
— Незнайка, я предлагаю тебе остаться у нас на уроке, потому что сегодня как раз мы продолжим работу над орфограммой «Буквы е-и в корнях с чередованием», и я надеюсь, что ты всё-таки разберёшься, когда надо писать «е», когда «и», научишься отличать эти корни от других и сможешь узнать много интересного, а ребята тебе помогут.
Учитель:
— Ребята, давайте посмотрим на экран и вспомним корни, в которых происходит чередование «и», «е» (слайд4). Но главного действующего лица ещё нет на экране. Отчего же зависит выбор букв в этих корнях, кто отдаёт приказы буквам «е», «и» занять свои места?
Вспомним правило.
— Итак, звание главнокомандующего в этом правиле принадлежит суффиксу «а» (слайд 4), и он предлагает нам следующее задание:
1. Выборочно-распределительный диктант.
— Давайте построим слова в две колонки. Каждое слово должно занять своё место в строю. В тетради готовим место для построения. Слова с буквой «е» займут левую часть, слова с «и» — правую часть. Итак, все готовы. Я читаю вам предложения из произведений А. С. Пушкина, а вы должны услышать слово с орфограммой, выписать его соответственно и объяснить свой выбор. В путь!
1. На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним.
2. А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и подготовит.
3. Взошла заря, блистает бледный день.
4. Видишь ли ты палку эту?
Выбери любую мету.
5. Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит…
6. И старец беспокойный взгляд
Вперил на витязя в молчанье.
7. Фарлаф с боязнию глядит;
В тумане ведьма исчезает,
В нём сердце замерло, дрожит.
8. Но где Людмила? Он один!
В нём сердце, вспыхнув, замирает.
9. Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Учитель:
— Ребята, из каких произведений А. С. Пушкина прозвучали отрывки?
— А теперь мы узнаем, как вы справились с этим заданием.
Двое учащихся читают выписанные слова и объясняют свой выбор буквы. Проверка на экране (слайд 5). Затем ребята задают дополнительные вопросы отвечавшим по теме «Глагол».
Учитель:
— Ребята, на нашем параде оказались посторонние лица, и мы с вами должны их выявить. Для этого поиграем в третье лишнее.
2. «Третье лишнее» (слайд 6)
Учащиеся находят «третье лишнее» и объясняют, комментируют свой выбор. (Учащиеся за правильный аргументированный ответ получают карточку-поощрение)
Учитель:
— А следующее задание даст возможность показать нам всё богатство нашего языка.
Мы можем по-разному сказать об одних и тех же действиях и явлениях. Например, я могу сказать «выдёргивать сорную траву», а могу сказать «выдирать». Я читаю вам словосочетание, вы заменяете его близким по значению глаголом, т.е. синонимом с орфограммой.
3. Творческий (лексический) диктант (ученик, отгадавший слово, записывает его на доске, обозначая орфограмму, и за свой ответ получает карточку-поощрение)
Сверкать на солнце (блестеть), подниматься на гору (взбираться), закрывать дверь на ключ (запирать), ярко разгораться (зажигаться), оцепенеть от страха (замереть), убегать от погони (удирать).
Физкультминутка
Учитель:
— А теперь, ребята, мы поработаем с программой «Фраза».
4. Работа с программой «Фраза» ( задание 206) (слайд 7)
Учитель:
— Вы много поработали, а теперь пришло время проверить ваши знания. Перед вами лежат тестовые задания.
5. Тестовое задание по вариантам
6. Подведение итогов.
Учитель:
— Ну, что, Незнайка, ты не пожалел, что остался на нашем уроке? Сумел ты разобраться, когда же надо писать «и» и «е»?
Незнайка:
— Спасибо, ребята. Теперь я всё понял. Я на всю жизнь запомню, что в корне пишется «и» тогда, когда за ним стоит суффикс –а-, а если суффикса –а- нет, то нужно писать букву «е» (слайд 8).
8. Домашнее задание.
Домашнее задание на выбор: 1. Подготовить тест по теме «Буквы е-и в конях с чередованием». 2. Подготовить задания «Третье лишнее» для работы на интерактивной доске (для учащихся, умеющих работать с PowerPoint). 3. Упражнение 687. (Русский язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др.- М.: Просвещение, 2019
9. Рефлексия.
Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале успеха. Ребёнок выбирает жетон с тем цветом, который, по его мнению, соответствует его работе на уроке.
Учитель. А теперь, ребята, сами оцените свою работу на уроке. Для этого достаньте из конверта соответствующий жетон.
Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.
Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы – желтый жетон.
Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.
Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – оранжевый жетон.
Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.
Приложение
Тест
Вариант 1.
1. В каких словах на месте пропуска пишется буква «и»?
1) 1) расст..лить; 2) забл..стать; 3) выт..реть; 4) зам..реть; 5) зад..рёт; 6) соб..раю
2. В каких словах на месте пропуска пишется буква «и»?
1) приб..рать; 2) выж..гать; 3) ст..реть; 4) выд..раю; 5) заст..лить; 6) уд..рать
3. В каком случае гласную ы корне выделенного слова можно проверить ударением?
1) бл..снул луч; 2) пост..лил одеяло; 3) прим..рять друзей; 4) зап..реть дверь
4. Укажите глагол совершенного вида
1) падают; 2) меркнут; 3) бросать; 4) приехать
Вариант 2
1. В каких словах на месте пропуска пишется буква «е»?
1) расст..лить; 2) забл..стать; 3) выт..реть; 4) зам..реть; 5) зад..рёт; 6) соб..раю
2. В каких словах на месте пропуска пишется буква «и»?
1) приб..рать; 2) выж..гать; 3) ст..реть; 4) выд..раю; 5) заст..лить; 6) уд..рать
3. В каком случае гласную ы корне выделенного слова можно проверить ударением?
1) зам..рать от испуга; 2) расст..лается туман; 3) прим..рять костюм; 4) бл..стательная победа
4. Укажите глагол несовершенного вида
1) подумать; 2) закричать; 3) задумываться; 4) написать