«Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».
Составитель: учитель русского языка и литературы Ширинкина Е.Н.
1) повторение о разделе языка – словообразование и основных способах образования новых слов;
2) закрепление навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;
4) тренировка умений самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.
№ | Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся |
| Организационный момент | Учитель приветствует учащихся. - Добрый день, дорогие ребята! Поприветствуйте нашу гостью... (Слайд.1) | Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей. |
| Повторение пройденного материала Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий. Способы: диалог, устный ответ, заполнение оценочного листа. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). | Фронтальный опрос: 1. Что мы с вами изучали на предыдущих уроках? (слайд.2) –фонетику. 2 Что изучает раздел словообразование? (слайд.3) Законы образования слов 3.С помощью каких частей образуются слова? (слайд.4) 4. Какая морфема является основной? (слайд.5) 5. А какая морфема стоит перед корнем? (слайд.6) 6. С помощью суффикса что мы можем узнать о предмете? Например, арбуз – арбузик, арбузище. (слайд.7) 7. Какие способы образования слов вы знаете? (слайд.8) После фронтального опроса заполняют проверочную таблицу. - Молодцы! Спасибо за ответы! Теперь в оценочных листочках заполняем проверочную таблицу №1 (Слайд.9) Вопросы следующие: - словообразование это раздел лингвистики? (да) - сложение это способ образования слов? (да) - ый- это суффикс? (нет) - пре – это окончание? (нет) - словообразовательная пара – это два однокоренных слова? (да) - те ребята у которых сомнение, во время урока сделайте внимание на непонятные моменты. | Примерные ответы учащихся: - раздел лингвистики словообразование - с помощью приставки, корня, суффикса и окончания. - корень - приставка - размер, обьем и.т.д. Ответы показывают жетонами Да – желтый Нет – синий Не знаю - фиолетовый |
| Постановка учебной задачи. Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания. УУД: личностные, коммуникативные. | - Теперь откройте пожалуйста конверты. В ней вы найдете пазлы листочки, которых надо правильно сложить и таким образом, сформулируйте цели сегодняшнего урока. - что мы сегодня должны добиться? (слайд.10) - все ли согласны? - из этого как можно оформить тему урока? Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке» (слайд.11) | Групповая деятельность. Учащиеся достают пазлы и соединяют. Проговаривают цели урока. 1) повторить о разделе «Словообразование»; 2) закрепить способы образования слов; 3) обобщить понятия о разделе «Словообразование». |
| Актуализация полученных знаний Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий. Способы: индивидуальная, групповая работы УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений) | Задание в оценочных листах: - В оценочных листах выполните задание №2. Заготовить, словарь, поменьше, маленький. Приставочный, суффиксальный В справочник запишем: Способы образования слов: Задание: распределите слова на 2 группы. - По какому признаку вы распределили слова? (слайд.12) | В оценочных листах индивидуально выполняют первое задание. Групповая деятельность. Каждая группа выполняют заданное упражнение с учебника. |
| Закрепление пройденного материала | Задания на тему «Спорт» (слайд.14) - Ребята, а вам знакома выражение «Движение – это жизнь!» - где мы можем это посмотреть? Самим подвигаться? - ну конечно, это в СПОРТЕ! Давайте посмотрим на экран и выполним следующие задания. Итак, задание - использую картинки постройте словообразовательные пары «название вида спорта» - «спортсмен, занимающийся этим видом спорта». Например: Шахматы – шахмат – ист□ (слайд.15) Плавание - пловец или пловцы Бокс – боксер (слайд.16) Прыжки в воду – прыгун(ы) Способ: суффиксальный! - Молодцы! Спасибо за ответы! Для спортсменов очень важно всегда быть в тонусе. Ребята, как вы думаете, отчего зависит здоровье спортсменов? И не только их. - Совершенно верно! Здоровье зависит от питания. - Сейчас посмотрим, чем питаются спортсмены, меню «Спортивный». Попробуйте угадать основные спортивные напитки. (слайд.17) морковь + н +ый - морковный сок витамин+нн+ый - витаминный чай фрукт+ов+ый коктейль - из глаголов образуйте имена существительные Победил - победа Бессуфиксный Тренироваться - тренировка (слайд.19) | Примерные ответы учащихся: - в спорте, во время урока физкультуры. Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя, заданные на экране. Примерные ответы учащихся: - тренировки, питание, ЗОЖ, спорта. |
| Физкульт.минутка | А теперь - физкультминутка. Повторяйте за мной: (слайд.21) А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли, В стороны, вперёд, назад, Повернулись вправо, влево Тихо сели, вновь за дело. - Всем спасибо! Молодцы! Садитесь. | Учащиеся делают физкульт.минутку. |
| Закрепление пройденного материала | Игра «Сморфики» по группам. | |
| Подведение итога урока Домашнее задание: написать лингвистическую сказку на 1 стр. по теме «Способы образования слов в русском языке». | Пришло время подвести итог нашего урока. Проведем его в виде мозгового штурма (слайд.22) Заполним проверочную таблицу №2. Вопросы следующие: - словообразование это раздел лингвистики? (да) - сложение это способ образования слов? (да) - ый- это суффикс? (нет) - пре – это окончание? (нет) - словообразовательная пара – это два однокоренных слова? (да) - теперь сравните, все ли ответы у нас совпали? Вспомните, как вы ответили первый раз. - удалось ли нам достичь все наши цели урока? - вам урок понравился? Что больше всего понравилось? - покажите мне пожалуйста свое настроение. - очень хорошо! Все замечательно поработали. Всем спасибо за урок! Урок окончен! До свидания! - дома повторить раздел «Словообразование» | Учащиеся подводят общие итоги урока Учащиеся делятся с мнениями, подводят итоги урока. |