СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок-мастерская

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Словообразование"»

Конспект урока русского языка по ФГОС в 5 классе по теме:

«Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

Составитель: учитель русского языка и литературы Ширинкина Е.Н.

Тип урока: урок - мастерская

Технология: когнитивная технология

Основные цели:

1) повторение о разделе языка – словообразование и основных способах образования новых слов;

2) закрепление навыка определять способ образования слов на основе знаний морфемного состава слова и сопоставления его словообразовательной модели;

3) обобщить знания этапов учебной деятельности и их содержания;

4) тренировка умений самостоятельного осуществления учебной деятельности под руководством учителя.

Ход урока

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Организационный момент




Учитель приветствует учащихся.

- Добрый день, дорогие ребята! Поприветствуйте нашу гостью...

(Слайд.1)

Учащиеся приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку учебных принадлежностей.

Повторение пройденного материала


Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.


Способы: диалог, устный ответ, заполнение оценочного листа.


УУД:

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

Фронтальный опрос:

1. Что мы с вами изучали на предыдущих уроках? (слайд.2) –фонетику.

2 Что изучает раздел словообразование? (слайд.3) Законы образования слов

3.С помощью каких частей образуются слова? (слайд.4)

4. Какая морфема является основной? (слайд.5)

5. А какая морфема стоит перед корнем? (слайд.6)

6. С помощью суффикса что мы можем узнать о предмете?

Например, арбуз – арбузик, арбузище. (слайд.7)

7. Какие способы образования слов вы знаете? (слайд.8)


После фронтального опроса заполняют проверочную таблицу.

- Молодцы! Спасибо за ответы! Теперь в оценочных листочках заполняем проверочную таблицу №1

(Слайд.9)

Да

Нет

Не знаю










Вопросы следующие:

- словообразование это раздел лингвистики? (да)

- сложение это способ образования слов? (да)

- ый- это суффикс? (нет)

- пре – это окончание? (нет)

- словообразовательная пара – это два однокоренных слова? (да)

- те ребята у которых сомнение, во время урока сделайте внимание на непонятные моменты.

Примерные ответы учащихся:

- раздел лингвистики словообразование

- с помощью приставки, корня, суффикса и окончания.

- корень

- приставка

- размер, обьем и.т.д.




Ответы показывают жетонами

Да – желтый

Нет – синий

Не знаю - фиолетовый








Постановка учебной задачи.


Результатом этого этапа будет определение учебной задачи. Это этап мотивации и целеполагания.


УУД: личностные, коммуникативные.

- Теперь откройте пожалуйста конверты. В ней вы найдете пазлы листочки, которых надо правильно сложить и таким образом, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

- что мы сегодня должны добиться? (слайд.10)

- все ли согласны?

- из этого как можно оформить тему урока?

Учитель обращает внимание учащихся на открывшуюся тему урока «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке»

(слайд.11)

Групповая деятельность.

Учащиеся достают пазлы и соединяют. Проговаривают цели урока.

1) повторить о разделе «Словообразование»;

2) закрепить способы образования слов;

3) обобщить понятия о разделе «Словообразование».

Актуализация полученных знаний


Результатом этого этапа будет формирование ориентировочной основы действий.

Способы: индивидуальная, групповая работы

УУД:

коммуникативные, познавательные, регулятивные (создание благоприятной атмосферы заинтересованности, развитие монологической речи, работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений)

  1. Задание в оценочных листах:

- В оценочных листах выполните задание №2.

Заготовить, словарь, поменьше, маленький. Приставочный, суффиксальный В справочник запишем: Способы образования слов:

Задание: распределите слова на 2 группы.

- По какому признаку вы распределили слова­? (слайд.12)


В оценочных листах индивидуально выполняют первое задание.







Групповая деятельность. Каждая группа выполняют заданное упражнение с учебника.


Закрепление пройденного материала


  1. Задания на тему «Спорт» (слайд.14)

- Ребята, а вам знакома выражение «Движение – это жизнь!»

- где мы можем это посмотреть? Самим подвигаться?

- ну конечно, это в СПОРТЕ! Давайте посмотрим на экран и выполним следующие задания. Итак, задание - использую картинки постройте словообразовательные пары

«название вида спорта» - «спортсмен, занимающийся этим видом спорта».

Например:

Шахматы – шахмат – ист□ (слайд.15)

Плавание - пловец или пловцы

Бокс – боксер (слайд.16)

Прыжки в воду – прыгун(ы) Способ: суффиксальный!


- Молодцы! Спасибо за ответы! Для спортсменов очень важно всегда быть в тонусе. Ребята, как вы думаете, отчего зависит здоровье спортсменов? И не только их.

- Совершенно верно! Здоровье зависит от питания.

- Сейчас посмотрим, чем питаются спортсмены, меню «Спортивный». Попробуйте угадать основные спортивные напитки. (слайд.17)

морковь + н +ый - морковный сок

витамин+нн+ый - витаминный чай

фрукт+ов+ый коктейль

- из глаголов образуйте имена существительные

Победил - победа Бессуфиксный

Тренироваться - тренировка (слайд.19)

Примерные ответы учащихся:

- в спорте, во время урока физкультуры.



Учащиеся устно отвечают на вопросы учителя, заданные на экране.








Примерные ответы учащихся:

- тренировки, питание, ЗОЖ, спорта.

Физкульт.минутка


А теперь - физкультминутка. Повторяйте за мной: (слайд.21)

А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

- Всем спасибо! Молодцы! Садитесь.

Учащиеся делают физкульт.минутку.

Закрепление пройденного материала

Игра «Сморфики» по группам.


Подведение итога урока





















Домашнее задание: написать лингвистическую сказку на 1 стр. по теме «Способы образования слов в русском языке».



Пришло время подвести итог нашего урока. Проведем его в виде мозгового штурма (слайд.22) Заполним проверочную таблицу №2.

Да

Нет

Не знаю














Вопросы следующие:

- словообразование это раздел лингвистики? (да)

- сложение это способ образования слов? (да)

- ый- это суффикс? (нет)

- пре – это окончание? (нет)

- словообразовательная пара – это два однокоренных слова? (да)

- теперь сравните, все ли ответы у нас совпали? Вспомните, как вы ответили первый раз.

- удалось ли нам достичь все наши цели урока?

- вам урок понравился? Что больше всего понравилось?

- покажите мне пожалуйста свое настроение.

- очень хорошо! Все замечательно поработали. Всем спасибо за урок! Урок окончен! До свидания!

- дома повторить раздел «Словообразование»


Учащиеся подводят общие итоги урока













Учащиеся делятся с мнениями, подводят итоги урока.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!