Урок русского языка в 5 классе
Тема: «Состав слова»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель:
Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Состав слова» в рамках изученного материала 5 класса коррекционной школы 8 вида.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательная: обобщить знания о составе слова, закрепить знания о правописании частей слова.
2. Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление через игровую деятельность на уроке.
3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении письменной работы.
Ход урока.
Слайд1
Организационный момент.
Учитель: Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Целеполагание и мотивация.
Если мы не будем лениться, а дружно трудиться, то достигнем цели нашего урока!
Мы сегодня подведем итоги работы по теме «Состав слова», повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова. А начнём со словарной работы. (Один ученик работает у доски, все остальные в тетради).
К…никулы Обл…сть
П……с…жир Р…сст…яние
Б…лото Бл…г…дарю
Здра…ствуй (До) св…дания
Проверка.
Слайд 2
Учитель: Сегодня на уроке у нас новое слово, но узнаете вы его, если прочитаете шифровку. Внимание на экран.
Ответы учеников: граница.
Учитель: Что такое граница? Составьте словосочетание с новым словом. Подберите однокоренные слова.
Ответы учеников: пограничник, заграничный.
Слайд 3
Учитель: Какая часть в слове самая главная? (Корень)
Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные)
Выделите корень в словах: граница, пограничник, заграничный
Слайд 4
Ещё одно новое слово найдите среди букв по горизонтали.
Ответы учеников: охрана
Учитель: Подберите однокоренные слова.
Ответы учеников: охранник, охраняли.
Слайд 5
Учитель: Почему эти слова называются однокоренными? Выделите корень в словах: охрана, охранник, охраняли.
Делаем вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.
Слайд 6
А теперь поиграем. Исключите лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?
Проеду, перееду, проход, заеду.
Запишите в тетрадь однокоренные слова. У доски работает один человек.
Делаем вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов.
Слайд 7
Физкультминутка
С при – приставкою присесть,
С по – приставкою подняться,
С под – подпрыгнуть, подмигнуть,
С по – приставкой посмеяться.
С вы – вытягиваем руки,
С о – опустим их опять.
Вот и всё. Настало время
С за – зарядку завершать.
Молодцы! Садитесь.
Скажите, ребята, какая часть слова упоминалась в физминутке? (приставка).
Где стоит приставка? (в начале слова). Для чего она нужна? ( для образования новых слов) Как её выделяют?
Слайд 8
У доски работает один человек. Все остальные в тетради.
Проеду, перееду, заеду.
Самопроверка по доске.
Учитель: Как называется часть слова, которая стоит после корня? (суффикс).
Составьте слова из частей и запишите, добавьте, где необходимо, окончание. Выделите корень и суффикс.
Слайд 9
У доски работает один человек. Все остальные в тетради.
Город- -ок
Куст- -ик
Слез- -инк-
Звёзд- -очк-
Самопроверка по доске.
Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем.
Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? (окончание).
Слайд 10
Деформированный текст.
Ночь, ударять, сильный, мороз
Прочитайте слова на слайде. Можно ли сказать, что здесь записано предложение?
Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение?
У доски работает один человек. Все остальные в тетради.
Составляем предложение. Выделяем окончания.
Самопроверка по доске.
Учитель: Ещё раз вспомним, из каких частей может состоять слово?
Задание по вариантам: разобрать слова по составу.
Слайд 11
1 вариант: Загадка, лодочка, грибок.
2 вариант: Ветерок, зимушка, побег.
Взаимопроверка. На полях поставить оценку.
Итог урока:
- Как называется главная часть слова?
- Как называются слова с одинаковым корнем?
- Где стоит приставка?
- Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?
- Как называется часть слова, которая стоит после корня?
- Что понравилось на уроке?