СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе Тема: «Состав слова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Состав слова"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе Тема: «Состав слова»»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: «Состав слова»


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель:

Обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Состав слова» в рамках изученного материала 5 класса коррекционной школы 8 вида.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная: обобщить знания о составе слова, закрепить знания о правописании частей слова.

2. Коррекционно-развивающая: развивать орфографическую зоркость и логическое мышление через игровую деятельность на уроке.

3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать самостоятельность и аккуратность при выполнении письменной работы.

Ход урока.


Слайд1


Организационный момент.

Учитель: Всем, всем, добрый день!

Прочь с дороги нашей лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

Целеполагание и мотивация.

Если мы не будем лениться, а дружно трудиться, то достигнем цели нашего урока!

Мы сегодня подведем итоги работы по теме «Состав слова», повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова. А начнём со словарной работы. (Один ученик работает у доски, все остальные в тетради).


К…никулы Обл…сть

П……с…жир Р…сст…яние

Б…лото Бл…г…дарю

Здра…ствуй (До) св…дания


Проверка.


Слайд 2

Учитель: Сегодня на уроке у нас новое слово, но узнаете вы его, если прочитаете шифровку. Внимание на экран.

Ответы учеников: граница.

Учитель: Что такое граница? Составьте словосочетание с новым словом. Подберите однокоренные слова.

Ответы учеников: пограничник, заграничный.


Слайд 3


Учитель: Какая часть в слове самая главная? (Корень)

Как называются слова с одинаковым корнем? (Однокоренные)

Выделите корень в словах: граница, пограничник, заграничный


Слайд 4

Ещё одно новое слово найдите среди букв по горизонтали.

Ответы учеников: охрана

Учитель: Подберите однокоренные слова.

Ответы учеников: охранник, охраняли.


Слайд 5


Учитель: Почему эти слова называются однокоренными? Выделите корень в словах: охрана, охранник, охраняли.

Делаем вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково.

Слайд 6

А теперь поиграем. Исключите лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?

Проеду, перееду, проход, заеду.

Запишите в тетрадь однокоренные слова. У доски работает один человек.

Делаем вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов.


Слайд 7


Физкультминутка

С при – приставкою присесть,

С по – приставкою подняться,

С под – подпрыгнуть, подмигнуть,

С по – приставкой посмеяться.

С вы – вытягиваем руки,

С о – опустим их опять.

Вот и всё. Настало время

С за – зарядку завершать.

Молодцы! Садитесь.

Скажите, ребята, какая часть слова упоминалась в физминутке? (приставка).

Где стоит приставка? (в начале слова). Для чего она нужна? ( для образования новых слов) Как её выделяют?


Слайд 8

У доски работает один человек. Все остальные в тетради.

Проеду, перееду, заеду.

Самопроверка по доске.


Учитель: Как называется часть слова, которая стоит после корня? (суффикс).

Составьте слова из частей и запишите, добавьте, где необходимо, окончание. Выделите корень и суффикс.


Слайд 9


У доски работает один человек. Все остальные в тетради.

Город- -ок

Куст- -ик

Слез- -инк-

Звёзд- -очк-

Самопроверка по доске.

Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем.

Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении? (окончание).


Слайд 10


Деформированный текст.

Ночь, ударять, сильный, мороз

Прочитайте слова на слайде. Можно ли сказать, что здесь записано предложение?

Что надо сделать, чтобы составить из данных слов предложение?

У доски работает один человек. Все остальные в тетради.

Составляем предложение. Выделяем окончания.

Самопроверка по доске.

Учитель: Ещё раз вспомним, из каких частей может состоять слово?

Задание по вариантам: разобрать слова по составу.


Слайд 11

1 вариант: Загадка, лодочка, грибок.

2 вариант: Ветерок, зимушка, побег.

Взаимопроверка. На полях поставить оценку.



Итог урока:

- Как называется главная часть слова?

- Как называются слова с одинаковым корнем?

- Где стоит приставка?

- Как называется изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении?

- Как называется часть слова, которая стоит после корня?

- Что понравилось на уроке?