СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе "Лексика. Фразеология"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал рассчитан на 2 урока. Используется групповая работа.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе "Лексика. Фразеология"»

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе

«Самое лучшее и самое худшее, или загадка язык»

Петухова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СШ № 43 города Архангельска


Пояснительная записка

Тема урока: «Самое лучшее и самое худшее, или загадка языка»

Актуальность работы:

Во-первых, во ФГОС ООО-2021 в 45.1.1.определено, что требования к предметным результатам по учебному предмету «Русский язык» должны обеспечивать:

свободное пользование лингвистическими словарями, справочной литературой, в том числе информационно-справочными системами в электронной форме;

обогащение словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических языковых средств; использование словарей синонимов, антонимов, иностранных слов, толковых, орфоэпических, орфографических, фразеологических, морфемных, словообразовательных словарей (в том числе информационно-справочных систем в электронной форме), для осуществления эффективного и оперативного поиска нужной лингвистической информации при построении устного и письменного речевого высказывания;

Во-вторых, на данном уроке уделяется внимание работе с разными лексическими группами, фразеологизмами и пословицами, умение объяснить пословицу или фразеологизм проверяется на ВПР в 6 и 7 классе, а умение находить синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы в тексте оценивается на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку.

Целевая аудитория урока: 6 класс, возраст учащихся 12 - 13 лет

Роль и место урока в системе работы: данный урок проводится в 6 классе при изучении раздела «Лексика. Фразеология» как урок закрепления и обобщения знаний. Также данную методическую разработку можно использовать в урочной и внеурочной работе по предмету среди учащихся 5 - 8 классов при повторении темы «Лексика. Фразеология». Материал рассчитан на 2 урока.

Образовательные цели и задачи урока.

Цель урока: обогащение словарного запаса через закрепление темы «Лексика. Фразеология».

Задачи урока:

формировать умение работать с лингвистическими словарями и другими информационными источниками;

развивать читательскую и информационную грамотность;

формировать умение работать в группе;

воспитывать внимательное отношение к слову.

Планируемые результаты:

личностные результаты;

1) гражданского воспитания:

представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;

2) патриотического воспитания:

проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации;

3) духовно-нравственного воспитания:

готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки;

4) эстетического воспитания:

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

5) ценности научного познания:

овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;

метапредметные результаты:

базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

проводить небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц;

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенной работы;

умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию; иллюстрировать решаемые задачи;

умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах;

в ходе диалога высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

публично представлять результаты проекта;

умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

предметные результаты:

выступать с сообщением на лингвистическую тему;

уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, распознавать в тексте фразеологизмы, уметь определять их значения; характеризовать ситуацию употребления фразеологизма;

использовать лингвистические словари.

Форма проведения: урок

Используемые педагогические технологии, методы, приемы: технология проблемного обучения, метод проектов, групповая работа, прием «Чтение с остановками».

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

методические – рабочие листы;

материально-технические – ноутбук, интернет, фломастеры, цветные карандаши; цветные ручки.

информационные – текст притчи из Интернет-источника, лингвистические словари, сборник пословиц В.И. Даля, интернет-словари.





Основная часть (описание хода подготовки и проведения урока)


Учащиеся рассаживаются за парты группами по 4-6 человек, деление на группы производится по желанию учащихся или одним из способов, предложенных учителем, например, при входе в класс учащиеся получают цветные жетоны и садятся согласно своему цвету. На отдельном столе лежат словари, а на столах учащихся памятки для работы группе. Нескольким учащимся заранее было дано задание посмотреть значение слова «притча» и подготовиться прочитать в классе.

1 Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы работаем в группах. У вас на столах есть памятки. Прочитайте их, пожалуйста, самостоятельно.

Памятка для работы в группах.

1. Работаем дружно, бесшумно, в темпе.

2. Слушаем друг друга

3. Принимаем решение согласованно

4. Распределяем обязанности: сначала один пишет, остальные ищут и обсуждают варианты, потом меняемся и продолжаем работать.

5. При невозможности разрешить разногласия зовем учителя.


Наш урок я начну с небольшой притчи. Кто из вас знает, что такое притча? (ответы учащихся). В каком словаре можно посмотреть значение этого слова? (ответы учащихся, слушание подготовленных учеников) Итак, притча – это иносказательный поучительный рассказ. Слушаем.

Знаменитый древнегреческий баснописец Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф позвал гостей и решил их угостить. Он велел Эзопу пойти на рынок и купить для них самое лучшее, что есть на свете. Эзоп отправился на рынок и купил…

- Ребята, как вы думаете, что купил Эзоп? (ответы учащихся)

На самом деле Эзоп купил язык и приготовил из него обед. Когда Эзоп подал гостям языки, все удивились, а Эзоп объяснил…

- Как вы думаете, что сказал Эзоп? (ответы учащихся)

" Ксанф велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка". Против такого объяснения никто не смог возразить.

В другой раз Ксанф приказал Эзопу купить к обеду самое худшее.

- Предположите, что теперь купил Эзоп? (ответы учащихся)

Оказывается, Эзоп снова купил язык. Когда Эзоп подал гостям языки и в этот раз, все удивились ещё больше и потребовали объяснений.

- Ребята, что ответил Эзоп? (ответы учащихся)

Эзоп обратился к Ксанфу:"Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?"

- Итак, ребята, давайте сделаем вывод, чему учит эта притча? (К словам нужно относиться внимательно, словом можно обидеть и др.)

2. Актуализация знаний.

- Ребята, в каких значениях употреблялось в притче слово «язык»? ( Как орган человека или животного и язык как речь)

- А как называются одинаковые слова, но с разными значениями? (Ответы детей: многозначные или омонимы)

- Как различить омонимы и многозначные слова? (Нужно посмотреть в толковый словарь, если это омонимы, то они записаны в разных словарных статьях).

- Ребята, в словаре есть такая фраза «язык без костей» Что бы это значило? Как называется эта фраза? (фразеологизм) Где можем посмотреть? (во фразеологическом словаре).

- Ребята, какие интересные факты вы знаете о языке?

- Можете ли назвать к слову язык синонимы? антонимы? паронимы?

- Сколько однокоренных слов вы можете вспомнить?

- Как мы можем уточнить и дополнить наши ответы? (обратится к словарям и другим источникам)

3. Построение проекта и решение проблемы.

- Ребята, посмотрите, сколько неизвестного перед нами. Давайте сами создадим иллюстрированную страничку энциклопедического словаря. Каждая группа будет выполнять часть работы.

1-я группа. Напишите кратко и доступно все значения слова «язык» (можно с помощью рисунков) (Возможно 11 значений) Найдите и запишите синонимы, антонимы и омонимы к слову язык.

2-я группа. Найдите интересные факты о языке, запишите и проиллюстрируйте их.

3-я группа. Подберите, запишите и проиллюстрируйте самые интересные пословицы о языке, объясните их смысл.

4-я группа. Напишите и проиллюстрируйте понравившиеся фразеологизмы со словом язык.

5-я группа. Напишите однокоренные слова к слову язык. Объясните некоторые из них любым понравившимся способом.

- Ребята, ваши работы будут оценены по следующим критериям по 5-ти бальной шкале: (критерии выдаются каждой группе)

Критерии оценки:

  1. Соответствие заданию, корректность информации

  2. Оптимальное расположение на листе

  3. Информативность

  4. Аккуратность

  5. Творческий подход

  6. Отсутствие замечаний

  7. Сплоченность

4. Презентация работы.

Учащиеся в процессе работы договариваются, кто будет выступать перед классом с защитой проекта.

Учащиеся зачитывают информацию с листов.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

В конце урока представитель от группы высказывает свое мнение по работе на уроке.

Самым интересным на уроке для меня было…………………..

Ребята, наш урок подошел к концу. Ваши работы будут оценены по критериям и оформлены на стенд со сменяемой информацией. Спасибо за работу!

Домашнее задание по желанию: Моя история о языке.


Заключение

В процессе работы учащиеся закрепили имеющиеся знания и узнали много нового. Групповая форма работы была интересна учащимся. Ребята работали со словарями и интернет-источниками. В сотрудничестве учащиеся овладевали умениями поиска необходимой информации из разных источников и ее презентации. Итогом работы стал продукт, который можно использовать для информационного стенда.


Список литературы


  1. Бельчиков Ю.А. Словарь паронимов русского языка / Ю.А.Бельчиков, М.С. Панюшева. — М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. - 458 с.

  2. Даль В.И. Пословицы русского народа. Сборник В. Даля. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

  3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: Современное написание / В.И. Даль. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2005. - 983 с.

  4. Жуков В.П., Жуков А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1989. - 383 с.

  5. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок – М.: Советская энциклопедия, 1967.

  6. В.Н.Клюева. Краткий словарь синонимов русского языка. - М.: Учпедгиз, 1956

  7. Н.П.Колесников. Словарь омонимов русского языка. - Издательство «Феникс» Ростов-на-Дону, 1995.

  8. Лапатухин М.С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся. / Под ред. Ф.П.Филина. - М.: Просвещение, 1981. - 463 с.

  9. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка: Более 2 000 антоним. пар / Под ред. Л.А.Новикова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Рус.яз., 1985. - 384 с.

  10. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

  11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

  12. Словарь синонимов / сост.М.В.Петрова. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 256 с.

  13. Словарь фразеологизмов / сост.М.А. Котова. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 256 с.

  14. Толковый живого великорусского языка В.И.Даля / Сост. Н.В.Шахматова и др. - Спб.: ИД «Весь», 2004. - 736 с.

  15. Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. Значение и происхождение словосочетаний / Н.М.Шанский, В.И.Зимин, А.В.Филиппов.- 7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 380 с.

  16. Фразеологический словарь русского языка / Молотков А.И. – Москва: Советская энциклопедия, 1968. — 543 с.


Список электронных ресурсов

  1. Викитека. Пословицы русского народа. Даль [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikisource.org/wiki/ Пословицы_русского_народа_ (Даль) / Язык— Речь
  2. Однокоренные. – Режим доступа: https://odnokorennye.ru/язык

  3. Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gufo.me/

  4. Хранители сказок. Собирание авторских и народных сказок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://hobbitaniya.ru/dal/dal80.php
  5. ΛΓΩ этимологические словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lexicography.online/etymology/я/язык

  6. Эзоп и язык. Притча. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dzen.ru/a/Xlzday7EEhVzU0CS