Урок русского языка в 6 классе
Тема «Безличные глаголы»
Цель: научить находить в предложениях безличные глаголы и употреблять их в речи
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Научиться определять безличные глаголы по грамматическим признакам. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции,. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования безличных глаголов. | Формирования навыка обобщения и систематизации теоретического материала. |
Целеполагание
Цель:знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности
Задачи:
знать значения безличных глаголов;
знать формы безличных глаголов;3
уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме;
4. уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
2. Актуализация знаний
1. Определение лица глаголов.
Определите лицо данных глаголов, подписав к ним местоимения:
Пиш..м, стро..т, слыш..шь, стел..т, танцу..т, вид..шь, пол..т, держ..м.
- Почему эти глаголы называются личными
Даны предложения:
И вдруг стемнело.
День настал.
Найдите грамматические основы7 Известно, кто выполняет действие в 1 предложении? А во втором?
Учитель. Если глаголы обозначают дкйствие, которое происходит само по себе, без какого-либо лица,то такие глаголы называются как? Правильно — безличные.
Значит, какова тема урока? Безличные глаголы
3. Постановка учебной задачи
А какова цель урока? Узнать, какие глаголы являются безличными.
А каковы задачи?
( учащиеся, используя опорные слова, называют их)
узнать, что они обозначают
выяснить, в какой форме...
учиться отличать их...
уметь определять их...
4. Новый материал
Анализируется текст .
Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу. (А.Фет)
Задания: прочитайте выразительно отрывок из стихотворения; найдите главные члены предложения; какие глаголы использует А.Фет?
(А.Фет использует безличные глаголы).
С какой целью?
5. Работа по учебнику § 95 прочитать правило
6. Физминутка
- Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10 –
- Не поворачивая головы (голова прямо), с закрытыми глазами посмотреть направо на счет 1 – 4, затем налево на счет 1 – 4 и прямо на счет 1 – 6.
- Поднять глаза вверх на счет 1 – 4, опустить вниз на счет 1 – 4 и перевести взгляд прямо на счет 1 – 6. Повторить 4 –5 раз .
- Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстояние 25 – 30 см, на счет 1 – 4, потом перевести взор вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
- В среднем темпе проделать 3 – 4 круговых движения в правую сторону, столько же в левую сторону и, расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на сет 1 – 6. Повторить 1 – 2 раза
7 . Закрепление.
Даны распечатки. Задание — распределить по столбикам глаголы, обозначающие явления природы, состояние человека
Брезжит, ломает, трясёт, похолодало, метёт, занесло, подсохло, лихорадит, размыло, проявилось, тошнит, щемит, подмёрзло.
Учитель. Иногда глаголы в одном предложении бывают личными, а в другом — безличным. Как мы это определем?
8.Задание для наблюдения
Найти грамматическую основу в предложениях
Учитель. Найдите грамматические основы в предложениях левого и правого столбика и определите, в каком столбике одни и те же глаголы личные и безличные?
По полям и по долинам Дождик хлынул проливной | Пахнет клеем тополиным, Пахнет липой и смолой. |
9. Задание для закрепления. Составление предложений.
С глаголами дует, везёт, темнело, звенит составить предложения так, чтобы они были употреблены в личном и безличном предложении.
Проверка и обобщение изученного.
11. Рефлексия учащихся (методика неоконченных предложений)
(Листочки розданы до урока)
Я вспомнил, что...
Я узнал...
Было сложно..
Я понял...
Было интересно...
Особенно понравилось.
12.Домашнее задание. Параграф 95, упр. 574 ( на выбор 1, 2 или 3)