СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Р.Р. № 7. Описание внешности человека".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Урок даёт возможность напомнить учащимся все типы речи, закрепить понятие"описание" и его виды. Ребята пополняют свой багаж элементами внешней характеристики, внутреннего мира человека, связь его жизни с эпохой. Портрет помогает увидеть не только внешность героя, но и его положение в обществе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Р.Р. № 7. Описание внешности человека".»

Урок русского языка в 7 классе «Р.Р. № 7. Понятие об описании внешности человека» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. Р.Р. № 7. Описание внешности человека (первоначальное ознакомление).


Цель: познакомить учащихся с новым видом описания – описанием внешности человека, используя художественную литературу и изобразительное искусство.


Оборудование: портреты писателей, иллюстрации, литературные образцы описания внешности человека. Учебник «Русский язык 7 класс» (Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.Г. Нарушевич), Москва: «Просвещение», 2014 г.



Ход урока.

  1. Повторение ранее изученного материала.

- Какие типы речи вам известны? (Описание, повествование, рассуждение).

- Что такое описание и где встречались с ним?

Описание - это такой тип речи, при помощи которого изображается (описывается) какой-либо предмет или явление путём перечисления его временных или постоянных признаков. (Содержание описания можно передать на одном фотокадре). В описании чаще всего используются части речи, обозначающие качества, свойства предметов. (Прилагательные, наречия). Встречались при описании картин известных художников.

- Что такое повествование? Где мы с ним познакомились?

Повествование – это тип речи, в котором описываются (рассказываются) события в определенной последовательности. (Что произошло?). Для того чтобы передать динамику повествования чаще всего используются глаголы. (Содержание повествования можно изобразить на нескольких фотокадрах). Работали над ним при составлении рассказа по картинкам.

- С каким типом речи чаще встречались на уроках русского языка и литературы?

Рассуждение – это тип речи, в котором утверждается или отрицается какой-либо факт, явление, говорится о причинах и последствиях какого-либо факта, явления, события. Рассуждение представляет собой ряд мыслей, изложенных в логической последовательности. Используются все части речи. Пишем письменные ответы на проблемные вопросы по литературе и познакомились с сочинением-рассуждением на уроках русского языка.

  1. Объявление темы и цели урока.

Беседа по вопросам:

- Вспомните, что такое литературный портрет?

- Как строится, по-вашему, описание внешности человека, из каких компонентов оно состоит?

- Для чего вводится в произведение литературный портрет?



  1. Анализ литературных образцов описания внешности человека. Чтение учителем текста.

- Вспомните произведение и героя, описанного в отрывке.

У …. Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый – что и говорить! – а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да заплатанных портов… Павлуше на вид было не более двенадцати лет…

(Это портрет Павлуши из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг»).

- Какие элементы внешней характеристики использовал Иван Сергеевич Тургенев?

(Мы узнали о цвете глаз, волос, об одежде мальчика).

- Что можно сказать о жизни мальчика?

(Это бедный мальчик, у него обездоленное детство, нет материнского ухода).

- Как автор относится к своему герою?

- Он ему понравился? Почему?


(Глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила).


Вывод: портрет помогает не только увидеть внешность героя, но и представить его положение в обществе. В портрете проявляется и отношение автора к мальчику.



  1. Анализ отрывка из рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Ответы учащихся (вопросы те же).

Чёрный [татарин] понял, засмеялся, выглянул в дверь, кликнул кого-то: «Дина!»

Прибежала девочка – тоненькая, худенькая, лет тринадцать и лицом на чёрного похожа. Видно, что дочь. Тоже – глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю, с широкими рукавами и без пояса. На полах, на груди и на рукавах оторочена красным. На ногах штаны и башмачки, а на башмачках другие с высокими каблуками; на шее монисто, всё из русских полтинников. Голова непокрытая, коса чёрная и в косе лента, а на ленте привешены бляхи и рубль серебряный.

  1. Работа с иллюстрациями или на интерактивной доске презентация работ известных художников-портретистов: Леонардо да Винчи. «Джоконда»; Д.Г. Левицкий. «Портрет неизвестной»; Т.Г. Шевченко. «Автопортрет» и другие.



  1. Работа с учебником. Стр. 109.



- Перед вами картина Н.Е. Рачкова «У калитки». Давайте составим портрет героини.

- Сколько ей лет? (Примерно 16-17 лет).

- Опишите лицо: круглое, глаза большие карие, нос – прямой, губы – красивые сочные, на щеках – румянец. Особенную красоту и выразительность лицу придаёт приветливая улыбка.

Волосы – русые, причёсанные. На голове золотистый платок.

Платье – длинное, красное; белый передник с оборками.

На плечи накинута модная короткая шубка тёмного цвета.



Вывод: по ее кокетливому виду становится понятно, что красавица знает себе цену.

  1. Творческое задание.

Потерялся мальчик. Дежурный полицейский попросил описать внешность малыша.

- Составьте нужное описание. Главное в нём – указать особые приметы внешности ребёнка.

Примерное описание.

Потерялся мальчик четырёх лет. Зовут Серёжа. У него светлые кудрявые волосы, серые глаза. Одет в спортивный костюм синего цвета. Без головного убора. На правой щеке родимое пятно. Немного картавит.

  1. Подведение итогов урока.

- Какие типы речи мы знаем? (Описание, повествование, рассуждение).

- О каком типе речи говорили на уроке? (Об описании внешности человека).

- Какую роль играет описание в художественном произведении?

9. Домашнее задание. Подобрать несколько портретных зарисовок из художественных произведений. Представить их классу в различной форме (презентация, зачитать, иллюстрация к произведению или собственный рисунок, но с приложением текста- описания). Задача учащихся определить героя и автора произведения.