Урок __
Класс
8 Дата
___________ Тема: Контрольно-обобщающий урок по теме "Односоставные предложения"
ЦЕЛЬ: обобщить и проверить знания учащихся.
ЗАДАЧИ:
развивать умения различать двусоставные и односоставные предложения,
определять виды односоставных предложений,
различать именные и глагольные односоставные предложения, сложные предложения, в состав которых входят односоставные предложения;
воспитывать любовь к художественной литературе.
СТРУКТУРА УРОКА
ЭТАПЫ УРОКА | ПРИЁМЫ |
1. Начало урока, «разминка» | создать эмоциональный и интеллектуальный настрой на совместную работу: «отсроченная отгадка» |
2. Контрольно-подготовительный этап урока | «уплотнение» имеющихся знаний, создается основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала: «погружение», «согласен / не согласен» |
3. Сотворчество | поддержка активности, интереса, усилий, возникших на предыдущих этапах урока и сведение этих усилий в совокупное знание по изучаемому предмету: «кластер» |
4. Контроль знаний | проверка знаний: «разноуровневые задания» |
5. Рефлексивный этап урока | Осмысление результатов работы, их общая и индивидуальные оценки, соучастие учеников в определении домашнего задания: «эссе» |
Организационный момент.
Деление по группам. Детям предлагается выбрать себе понравившуюся ромашку. Рассадить учеников по группам, учитывая цвет выбранной ими ромашки.
Вступительное слово учителя:
В поисках смысла
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Строчка за строчкой,
Фраза за фразой –
Ты только вдумайся,
Только всмотрись –
Откроется самая главная мысль!
Психологический настрой на работу.
Ребята, чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу.
Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его хором прочтем.
«Не стыдно не знать,
Стыдно не учиться»
-Как вы понимаете данное высказывание?
-Вы с ним согласны?
Так давайте сегодняшний наш урок мы проведем под этим девизом.
Итак, не будем терять время и перейдем к работе. Запишем сегодняшнее число, «Классная работа».
Создание проблемной ситуации.
Обратите внимание на тему урока (на доске). Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? (Ставят цель урока)
1.РАЗМИНКА.
И останешься с вопросом
На брегу замёрзших вод. (П.)
Зима! Крестьянин торжествуя
На дровнях обновляет путь. (П.)
Славный снег! Какая роскошь!
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ?
2. ПОГРУЖЕНИЕ.
Согласен!! не согласен. («Тонкие вопросы») ДА !! НЕТ
1.Определенно- личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
7. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
8. Назывные - двусоставные предложения? (Нет)
3. « КЛАСТЕР».
Собери опорную схему.
Односоставные | | Я, МЫ, ТЫ, ВЫ |
Определённо- личные | | ОНИ, КТО- ТО |
Неопределённо- личные | | ВСЕ, ЛЮБОЙ |
Безличные | | 1, 2 Л.ЕД.МН.Ч. НАСТ. БУД.ВР. |
Назывные | | 3 Л. МН.Ч. ПРОШ.ВР. |
Обобщённо- личные | | СОСТ. ПРИР. И ЧЕЛОВЕКА. |
Подлежащее | | ГЛАГОЛ БЕЗЛИЧ.,Н.Ф.ГЛ.,НЕТ |
Сказуемое | | |
4.ЗАПИШИТЕ НОМЕРА ТОЛЬКО ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ. (По А.А.Фету)
Один ученик работает у доски. Самопроверка.
Сядь у моря – жди погоды.
Какая холодная осень!
А ручей так и рвётся.
От звезды, будто искра, заронилась дума Тайно в сердце грустное моё.
Что за вечер!
Ночь. Не слышно шума городского.
Будто воды, наши годы станут прибывать.
Отчего ж не ждать?
Из-за дремлющих сосен пожар восстаёт.
Весна. Совсем тепло.
ОТВЕТ: 1, 2,5,6,8,10
5. НУЖНО РАЗЛИЧАТЬ ВИДЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
Что же говорят об этом удальце?(П.)
Люблю дымок спалённой жнивы. (Л.)
Тихая, звёздная ночь. (Ф.)
Кому владеть мечом? (П.)
Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
Не отходи от меня, друг мой. (П.)
На обломках самовластья напишут наши имена. (П.)
С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться. (Ф.)
Тебе внимать, твой видеть милый взор. (П.)
Непредвиденный дождь.
ОТВЕТ:
неопр.- личн.
опред.- личн.
назывн.
безличн..
обобщ.- личн.
определ.- личн.
неопред.- личн.
безличн.
безличн.
назывн.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.
Охарактеризуй предложение. Сколько в нём простых предложений?
Шёпот сердца, уст дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
Бледный блеск и пурпур розы,
Речь не говоря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!
ОТВЕТ: Все предложения назывные, 13 запятых, 13 простых предложений.
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ.
Работа по разноуровневым тестам.
РЕФЛЕКСИЯ.
Поставьте себе оценку за знание этой темы.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Односоставные предложения»
8 класс. Односоставные предложения.
1вариант.
1 уровень.
1.Продолжи суждение:
Двусоставные предложения - это
2. Найдите односоставные предложения:
а) Приятно пахнет черемухой.
б) Тучам солнца не скрыть, войне мир не победить.
в) Месяц назад люди увели с яблони ее весёлых, румяных детишек.
3. Определите тип односоставного предложения:
Настоящую нежность не спутаешь ни с чем .
4.Приведите примеры трёх назывных предложений.
5.Выполните синтаксический разбор.
Сберечь в целости и сохранности национальную духовную родословную без
казахской поэзии невозможно.
2 уровень.
1.Укажите безличные предложения:
а) Меня трясло от злобы.
б) Расцвела под окошком белоснежная вишня.
в) Сегодня поздно рассвело.
2.Замените двусоставные предложения односоставными.
а) С моря дул ветер.-
б) Наступили сумерки.-
3.В тексте указать назывные предложения.
Осень. Она распустила свои крылья. Осень буквально позолотила всё. Листопад.
Земля от листьев яркая, нарядная.
4.Какое суждение верно?
а) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из
главных членов.
б) Неполные предложения – это предложения, в которых пропущен один из
второстепенных членов.
в) Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен какой-либо
член предложения - главный или второстепенный.
5.Найдите неполное предложение:
а) Любопытная штука - наша работа.
б) А со двора - на речку.
3 уровень.
1. Соотнесите односоставные предложения с типами.
а) Волшебная осень парков. Определённо-личное
б) Тихо. Неопределённо-личное
в) Ловишь кружащиеся листья. Двусоставное
г) За рекой поют. Безличное
д) Бредут прохожие, осторожно ступая по золотому ковру. Назывное
2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:
хорошо, дремлют, сверкает, зима, вечер.
3. Поставьте тире:
а) Жизнь человека чудо из чудес.
б) Золото добывают из земли, а знания из книг.
в) Мы звёздное племя крылатых людей.
4 уровень.
Напишите сочинение – миниатюру на тему «Осень» (5 предложений) с разными типами односоставных предложений.
8 класс. Односоставные предложения.
2 вариант.
1 уровень.
1.Продолжи суждение:
Односоставные предложения - это
2. Найдите односоставные предложения:
а) Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью оживает.
б) Я должен был только передать вам письмо.
в) Знаю, что шутишь – а всё-таки верю.
3. Определите тип односоставного предложения:
Большой костер развели на берегу, против поселка.
4.Приведите примеры трёх назывных предложений.
5.Выполните синтаксический разбор.
Человека ценят не по годам и не по деньгам, а по разуму. (пословица)
2 уровень.
1.Укажите безличные предложения:
а) От окопов пахнет пашней.
б) Приятно пахнет сирень.
в) Из открытого окна пахнуло весной.
2.Замените двусоставные предложения односоставными.
а) Я заболел. –
б) Приближается вечер. –
3.В тексте указать назывные предложения.
Ночь. Полное безмолвие. Ни звука. На небе сияет одинокая луна.
4.Какое суждение неверно?
а) Неполные предложения часто употребляются в диалоге.
б) Неполные предложения встречаются во второй части сложных предложений.
в) Тире в предложении означает, что в нем пропущен какой-либо член и что предложение является неполным.
г) Пропущенные члены в неполных предложениях легко восстановить.
5.Найдите неполное предложение:
а) Не смейтесь над страстным рыболовом, он – служитель прекрасного культа.
б) Трое ворот вели из города, одни – на полдень, другие – на север, а третьи – прямо в Орду.
3 уровень.
1. Соотнесите односоставные предложения с типами.
а) Сегодня ночью в доме не спали. Определённо-личное
б) Чудесная картина осени. Неопределённо-личное
в) Погода прекрасная. Двусоставное
г) Легко дышится. Безличное
д) Иду и не узнаю родного города. Назывное
2.С данными словами составьте односоставные предложения разных типов:
смеркается, город, утро, горят, слышится.
3. Поставьте тире:
а) Мой дом моя крепость.
б) Раздался стук, потом другой, потом третий.
в) Звездное небо точно разноцветный ковер.
4 уровень .
Напишите сочинение - миниатюру на тему «Осень» (5 предложений) с разными типами односоставных предложений.