СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе по теме "Приложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе по теме "Приложение"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Приложение"»

Приложение

8 класс

Урок №


Задачи:

дать учащимся понятие о приложении как особом виде определения; познакомить со способами выражения приложений;

способствовать формированию умения нахождения приложений и употребления их в речи; развитию монологической и диалогической речи; способствовать овладению выразительными свойствами языка;

воспитывать и обогащать художественный вкус учащихся.


Тип: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: таблица, дидактический материал, репродукция картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”.


Формы и методы: фронтальная и групповая работа; вербальный, наглядный, практический; беседа, самостоятельная работа; объяснительный, иллюстративный, репродуктивный, проблемно-поисковый.


1. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь. Кого нет в классе?


2. Синтаксическая пятиминутка.

Выполнить синт.разбор предложения.

Врач Сергеева назначила пациенту соответствующее лечение.

(Пов., нев., прост., двусост, распр., полн., неосл.)


3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности.

Мы продолжаем углублять и расширять знания о второстепенных членах предложения. Сегодня мы познакомимся с новым для вас особым видом определения – приложением. Использование приложений обогатит вашу речь, сделает ее более выразительной. Важно также усвоить пунктуационные навыки написания приложений, чтобы при их использовании в письменной речи вы не допускали ошибок.


4. Усвоение новых знаний.


1. Обратите внимание на репродукцию картины И.Э. Грабаря “Февральская лазурь”. Работа по картине.

- Как вы понимаете слово “лазурь”? (Светло-синий цвет, синева.)


Прочитайте предложения, записанные на доске.

Картина “Февральская лазурь” - одно из лучших полотен известного художника-пейзажиста, тонкого знатока русской природы И.Э. Грабаря. Яркое солнце освещает рощу. Стройные девочки-березки белеют, как свечи, на фоне лазурного неба. Кажется, что подростки-деревца тоненькими ветками-ручками тянутся навстречу далекому солнцу.


- Выделенные слова и есть приложения. Давайте проведем лингвистический эксперимент. Прочитайте текст без приложений.

- Как изменилось содержание текста?

- Так какую же роль играют приложения в тексте?


2. Беседа по вопросам:

- От какой части речи зависит приложение?

- Что обозначает?

- На какой вопрос отвечает?

- Какой частью речи выражено?


3. Попробуйте в группах дать определение приложения.

- Сравните с определением, которое дано в § 19.


4. Нередко ученики затрудняются определить, какое из 2-х написанных через дефис существительных являются приложением. Давайте составим алгоритм (в группах).


Примерный алгоритм:

1) Определить, есть ли другое название у существительного.

2) Выяснить, как приложение характеризует предмет.

3) На какой вопрос отвечает?

4) Какой частью речи выражен?


5. А теперь обратимся к словам.


- Укажите приложения и их значение.

снежинки-искорки

Грабарь-художник

зима-красавица

- Сделайте вывод о пунктуационном оформлении одиночных согласованных приложений.


- Составьте в группах опорную запись.



Запись опорного конспекта на доске с изменениями и дополнениями всех групп. (Дети приводят собственные примеры.)


6. Учитель обращает внимание на оформление приложения, названия картины. Так же оформляются названия книг, художественных произведений, газет, журналов, предприятий и др.


5. Проведение физкультминутки.


6. Закрепление новых знаний.

Списать, подчеркнуть приложения как члены предложения.

1. Мороз - воевода дозором обходит владенья свои. (Н.Некрасов) На бугре берёза-свечка в лунных перьях серебра.Белые чайки-рыболовы с криком носились над морем(М.Шолохов) И из ночи плвёт громада-город в точках огней. (В.Панова). Сестра Лиза приехала на весенние каникулы. (В.Каверин)

2. Развитие речи.

Я предлагаю вам принять участие в конкурсе на лучшее групповое сочинение-миниатюру по картине И.Э. Грабаря с обязательным использованием в работе приложений.


Подведение итогов урока (с элементами рефлексии).

- Понравился ли вам урок? Чем?

- Что нового вы узнали на уроке?


7. ДЗ

3-4 б..- упр.123 (1 предл.)

5-6 б.- упр.123 (1-3 предл.)

7-8 б.- упр.123 + подч. как члены предложен.

9-10 б.- выписать из худ лит-ры 5 предложений с приложениями, подч. как чл.предложения.