СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе "Знаки препинания между однородными членами предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

С однородными членами предложения ученики знакомятся в 5-ом классе. Но к 8-ому классу практически забывают об осложнённом простом предложении, и лишь благодаря изучению синтаксиса простого предложения эта тема вспоминается, изучается глубже и запоминается. В процессе этого урока учащиеся расширяют свои знания о средствах и способах соединения однородных членов предложения, используются рзнообрзные задания, способствующие развитию коммуникативных умений - строить предложения с заданным языковым элементом, развитию орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе "Знаки препинания между однородными членами предложения"»

Урок русского языка в 8 классе «Знаки препинания при однородных членах предложения» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Уютненская средняя школа-гимназия» Сакского района Республики Крым.


Тема. Знаки препинания при однородных членах предложения.

Цель: способствовать усвоению учащимися правил постановки знаков препинания при однородных членах предложения; отрабатывать пунктуационные навыки.

Планируемые результаты

предметные:

- обобщить знания по теме «Пунктуация при однородных членах предложения»,

- закрепить навыки и умения при постановке знаков препинания в предложениях с однородными членами;

регулятивные:

- развивать регулятивные универсальные учебные действия – целеполагание, планирование и организация деятельности;

- формировать умения и навыки, необходимые для сдачи ОГЭ;

познавательные:

- исследовательские действия – поиск информации, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

воспитательные:

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма и гордости за наш народ;

- формировать самостоятельность, сообразительность.

Оборудование: учебник Русский язык 8 класс под ред. Л.М.Рыбченковой, Москва: «Просвещение», 2014 г.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и умений.

  1. Словарная работа. Из истории слов.

- Найти общее в написании слов. Есть ли сходство в их лексическом значении?

Авангард. Гардероб. Аванс.

  1. Работа с этимологическим словарём.

Авангард и гардероб содержат один и тот же корень, что и французское слово garde – хранение. Гардероб буквально означает: хранение одежды, а авангард – передовая охрана. Аванс и авангард этимологически родственны французскому advancer – идти вперёд.

  1. Работа над ошибками.

  1. Повторение ранее изученного.

1. Блиц – опрос.

- Какие члены предложения называются однородными?

- Назовите средства связи между однородными членами предложения.

- Назовите союзы для связи членов предложения.

- Приведите примеры предложений на разные способы связи.



2. Задание. Записать предложения, добавив к данному определению распространённое, образованное от слов, стоящих в скобках.



Праздничные (ярко осветить) улицы были очень красивы. Вдоль дороги виднелись исхлёстанные (сломать ветром) деревья. Причудливые (удивительная форма) скалы высились вокруг.



  1. Слово учителя.

Если в роли однородных определений выступают прилагательные и следующий за ним причастный оборот или существительное с предлогом, они отделяются запятыми. При обратном порядке запятая отсутствует.



  1. Лингвистический диктант (повторение сочинительных союзов).

Продолжить предложения.

Сочинительные союзы делятся на три группы: ….

К соединительным относятся союзы: ….

Разделительные союзы – это ….

Союзы …. – противительные.



  1. Работа над темой урока.

  1. Работа с учебником: п. 30, стр. 132, 134, 135 – 136.

  2. Беседа по теоретическому материалу учебника.

- Когда между однородными членами ставится запятая? Перечислите случаи.

- Где ставится запятая, если однородные члены соединены попарно?

- Где ставится запятая, если однородные члены соединены двойными союзами?

- В каком случае ставится двоеточие? Тире?

- Какие ставятся знаки, если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают собой предложение?

V. Закрепление изученного материала.

1. Работа с учебником: упр. 212 (устно). Прочитать тексты, соблюдая правила перечислительной интонации. Объяснить, почему перечислительная интонация в этих текстах всё-таки оказывается различной. К каким стилям речи относятся эти отрывки?

Упр. 215. (Письменно). Переписать предложения, выделить графически однородные члены, расставить знаки препинания.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Заменить союз И возможными союзами: не только … но и; не то – не то; то – то; как… так и. Расставить запятые. Как изменится смысл предложений?

О своём предполагаемом приезде я писал и тебе, и отцу.

В дом отдыха можно ехать и поездом, и автобусом.

Лунный свет поблёскивал и на стёклах окон, и на глади реки, и на штыке часового.

На лице у него попеременно выступал и страх, и тоска, и досада.

  1. Ответить на вопросы, используя однородные члены с различными союзами.

- С какими государствами граничит Россия?

- Какие моря омывают нашу страну?

- Какие полезные ископаемые добываются в России?

- Какие памятники архитектуры есть в вашем городе?

3) Записать предложение. Построить схему предложения с однородными членами. Объяснить знаки препинания.

Нагнулся старый атаман и стал отыскивать свою люльку, неотлучную спутницу на морях и на суше и в походах и дома. (Н.В.Гоголь)

- Возможна ли здесь постановка запятой?

4) Отличие простых предложений с однородными членами от сложных предложений.

Послушать предложения. Указать, в каком из них союз соединяет однородные члены, а в каком – части сложного предложения. Записать их по памяти.

Не исправление ошибки, а упорство в ней роняет честь любого человека или организация людей. (Франклин).

Все люд ошибаются, но великие люди сознаются в ошибках. (Фонтенель).

5) Переделать простые предложения в сложносочинённые, и наоборот. Подчеркнуть главные члены, расставить знаки препинания.

Учёные заинтересовались находкой и начали раскопки кургана.

Блеснула молния на мгновение осветила всё вокруг.

Он выдержал экзамены и был принят в институт.

Гляжу я на вас сейчас, и мне вспоминается прошлое.

Всадник пришпорил лошадь, и вскоре его н стало видно.

VI. Домашнее задание. П. 30. Упр. 217.