СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе по теме "Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 9 классе по теме "Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему" разработан на основе ФГОС нового поколения. Урок актуален и востребован, т.к. несёт в себе практическую направленность при подготовке обучающихся к ГИА.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему".»

Урок. № 22

Тема. Структура сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) гражданское воспитание:

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

2) патриотическое воспитание:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

3) духовно-нравственное воспитание:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

4) эстетическое воспитание:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

6) трудовое воспитание:

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

7) экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

8) ценность научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других.

Метапредметные результаты:

познавательные УУД:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

коммуникативные УУД :

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

регулятивные УУД:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

Предметные результаты:

- создавать высказывание на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в устной и письменной форме.



Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Ход урока

1.Организационный момент. Постановка целей урока и мотивация.

Вступительное слово

- Немного истории:

Написав сочинение за свою дочь, Салтыков-Щедрин получил «2».

М. Зощенко получил «2» за выпускное сочинение.

В. Катаев, написав сочинение за племянницу на тему «Что хотел сказать Катаев в повести «Белеет парус одинокий», получил «3».

За сочинения, которые Д. Донцова писала для своей дочери, она обычно

получала 2/3.

- Со временем усидчивость, сосредоточенность и терпение авторов таких сочинений сделали их мастерами слова.

Сегодня у нас новая тема, довольно сложная, но интересная. И связано оно напрямую с государственной итоговой аттестацией. Если будете внимательны, хорошо усвоите сегодняшний материал, то в последующем вам и мне легче будет работать над этой задачей.

- Сформулируйте тему нашего урока.

Запись в тетрадях.

2.Актуализация опорных знаний

- Наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.

- Начнём работу с проверки ваших знаний.

1. Повторение типов текста

- Какие типы текста вам известны? (повествование, описание, рассуждение)

- В теме нашего урока обозначено сочинение-рассуждение. Давайте повторим особенности этого типа текста. Вспомните, как выглядит его композиция?

Схема сочинения-рассуждения выглядит так

  1. Тезис

  2. Аргументация

  3. Вывод Слайд

2. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

- Определимся с прилагательным «лингвистический» (произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки) работа со словарем.

- Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

- Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и объяснить их роль в тексте.

- Значит, какой тип текста предпочтительнее использовать при написании сочинения на лингвистическую тему? (рассуждение)

3.Изучение нового материала

Слово учителя

- Сочинение – рассуждение – самый сложный вид творческой работы.

- Перед тем, как приступить к объяснению написания сочинения, рассмотрим критерии оценивания этого вида работы. Посмотрите на свои карточки, на слайде есть тоже. При условии выполнения всех требований – есть шанс получить заветные 9 баллов.

2. Изучение и обсуждение критериев оценивания.

Приложение

- Исходя из памятки, характеристики критериев оценивания сочинения-рассуждения и схемы сочинения-рассуждения, составим ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней)

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

- Итак, начнём работу с усвоения этапов работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему.

Алгоритм работы над сочинением несложен (лежат на партах)

1. Прочитать цитату.

2. Найти ключевые слова в ней. Определить основную мысль.

3.Дать комментарий к цитате. Определить лингвистический материал. Вспомнить теорию.

4. Найти примеры из текста. Назвать роль.

4. Применение знаний в новых условиях

Звучит оно так. «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»

- Поработаем над ключевыми словами фразы. Подчеркните их. Чтобы выявить основную мысль, послушаем небольшое сообщение о фразеологизмах (сообщение). Определим роль фразеологизмов в речи.

Роль фразеологизмов в речи

  1. делают речь яркой, образной, красочной, эмоциональной, а значит, и более убедительной

  2. позволяют кратко и точно выразить мысль и чувства.

  3. помогают избежать шаблонности, сухости изложения

(Основная мысль – фразеологизмы – народная мудрость, мы пользуемся ими очень часто, порой и не замечая этого).

Физминутка. Возьмите карандаши или ручки. Вращайте их в своих ладонях, наточенным концом несильно надавите на подушечки пальцев – снять напряжение.

- Начнём работу с чтения текста, на основе которого напишем сочинение-рассуждение. Он находится у вас на столах (читает текст один из учеников)

(1)Новенький сидел на последней парте. (2)Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.

(3)— Твоя фамилия?

(4)— Княжин.

(5)— А как ты занимался по физике?

(6)— Это мой любимый предмет.

(7)Я начал объяснять новые формулы. (8)Каждый раз, когда я поворачивался к доске, чтобы написать формулу или нарисовать чертёж, двоечник Лёвушкин шептал и хихикал за моей спиной.

(9)— Не мешай слушать, — донёсся до меня голос Княжина. (10)Я оглянулся: у Лёвушкина был такой удручённый вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжёгся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить.

(11)После звонка краем уха я услыхал разгоряченный голос Лёвушкина: (12)— Видали, чего вытворил? (13)Тоже мне, строит из себя умника! (14)Рыжий, да ещё подлиза. (15)— Я и сам знаю, что рыжий, — спокойно ответил Княжин. (16)— А ты без царя в голове, раз дразнишься. (17)И чего ты сразу губы надул?

(18)Через неделю в физический кружок первым записался Княжин. (19)Я полистал списки других кружков и не поверил своим глазам: в каждом наталкивался на его фамилию. (20)— Зачем ты записался во все кружки? — спросил я Княжина.- (21)Может быть, ты не знаешь, что увлекает тебя больше всего? (22)— Нет, я знаю, но мне надо — упрямо ответил он. (23)Это моя тайна. (24)— Тайна это или не тайна, — сказал я, - но ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в других кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез. (25)Княжин очень расстроился. (26)— Я должен всё знать,— сказал он. (27)— Я в глубине души решил: буду пилотом космического корабля. (28)Я никому этого не говорил, но вы меня заставили. 29)Я впервые посмотрел ему прямо в лицо. (30)«Этот долетит!» — подумал я.

(31)За три месяца он не пропустил ни одного занятия физического кружка. (32)А потом вдруг перестал ходить. (33)— Княжин, — спросил я, — почему ты бросил кружок? (34)Устал грызть гранит науки? (35)Он растерянно поднял на меня печальные глаза и промолчал. (36)Лёвушкин, подружившийся с Княжиным, сказал мне: (37)— У него большая неприятность. (38)Рассказать не могу, это больной вопрос.

(39)Случай свёл нас с Княжиным в этот же вечер. (40)Я стоял в книжном магазине у прилавка и вдруг услыхал позади себя знакомый голос: (41)— Есть что-нибудь новенькое? (42)— Мальчик, — ответила девушка-продавщица, — ты мне покоя не даёшь! (43)Не может быть каждый день что-нибудь новенькое. (44)Я оглянулся. (45)Передо мной стоял Княжин, и у него на носу красовались маленькие очки. (46)Он тихо сказал: (47)— А ведь меня теперь в лётчики не возьмут, я узнавал — близоруких не берут, и космические корабли мне не водить. (48)Я эти очки ненавижу. (49)Он был такой несчастный! (50) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал. (51)Я сказал: (52)— Вот почему Лёвушкин держал язык за зубами!(53)Не принимай это близко к сердцу и не вешай нос! (54)Полетишь на космическом корабле астрономом, инженером или врачом. (55)— Значит, вы думаете, я всё же могу надеяться? — он преобразился и ухватился за мои слова с радостью. (56)— Как же я сам не сообразил? (57)Он снова светился счастьем. (58)А я подумал: «Хорошо, когда у человека ясная цель в жизни и всё впереди».

(По В. Железникову)

- Теперь внимательно изучите задание

Задание звучит так:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».

Используйте клише (см. приложение 2)

Проверка.





5.Подведение итогов. Рефлексия.

- Итак, подведем итоги. О чем мы сегодня говорили? Чему научились? (ответы ребят)

Рефлексия. «Продолжи высказывание» (выбрать одно из высказываний и продолжить его).

- Мне сегодняшняя тема далась легко, потому что…

- Возникали затруднения при выполнении заданий…

- Было очень сложно, потому что…



6.Домашнее задание.

  1. Запомнить алгоритм выполнения задания

  2. Написать сочинение-рассуждение по этому же высказыванию, примеры взять другие.

Оценка работы учеников.













































Приложение 1

Русские фразеологизмы – бесценное культурное и национальное достояние народа. Фразеологизмы являются важнейшим и тонким инструментом в создании произведений устного народного творчества, художественной литературы. Все эти сокровища не только надежно хранятся в бесчисленных библиотеках, но и в тайнах нашего языкового познания.
В литературных произведениях, в жизни приходится сталкиваться с фразеологизмами и нам обязательно надо знать их значение. Если мы будем знать смысл часто употребляемых фразеологизмов, то сможем правильно применять их в собственной речи, кроме того, это
облегчит понимание различных текстов.

Фразеология (от греческого phrases – оборот речи, logos - учение) – особый раздел лингвистики, в котором изучаются фразеологические единицы.
Русская фразеология чрезвычайно богата! О ее богатстве можно судить по количеству существующих синонимичных фразеологизмов. Например, «водить за нос», «морочить голову», «заговаривать зубы», «пускать пыль в глаза», «крутить хвостом», «играть в прятки» - вот далеко не полный перечень фразеологизмов, входящий в синонимический ряд, который можно объединить под общим значением «стараться обмануть, перехитрить кого-либо».

Роль фразеологизмов в русском языке и литературной речи довольно велика. Фразеологизмы выражают свое отношение к тому, о чем ведется речь в сочетании с образным переносным смыслом, делают речь яркой и образной. Использование их в речи помогает избежать шаблонности, сухости изложения.
Меткость, образность, эмоциональность русских народных говоров делает их «золотым запасом» общенародного языка.



Приложение 2

I. Вступление

  • Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или  филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания).

  • Известный лингвист ( или филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или  пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).

  • Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что «…» (вводится цитата).

  • Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).

  • Я (полностью) согласен с…

  • Не могу не согласиться с…

  • Я разделяю точку зрения…

  • Я поддерживаю мнение…

II. Основная часть

     Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

1.Попробуем разобраться в смысле этих слов… 2.Я согласен с этим высказыванием…3.Как можно понять это высказывание?4. Попробуем объяснить данное утверждение…5.Это высказывание я понимаю так: …

6.О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания? 7.Как понять смысл этих слов?

8.Мне предстоит поразмышлять над этими словами. 9.Задумаемся: что стоит за этими словами?

10.Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. 11. Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).12 Мне кажется, что здесь речь идёт о…

 Введение примеров

  • Попробую доказать справедливость своего суждения…

  • Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).

  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.

  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.

  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении…

  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

  • В подтверждение приведу пример из предложения … текста.

  • Рассмотрим предложение …

  • Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения … текста.

  • Предложение … подтверждает мысль о том, что…

   Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…

   Во-первых, автор пишет в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения … — … также доказывают, что…

   III. Заключение.

  • Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.

  • Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…

  • Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).

   Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.